С песней, посвистом и развернутыми знаменами, приближались к береговым укреплениям русской армии на финских берегах 4 преображенских полка. Сегодня предстояло им погрузиться на корабли адмирала Федора Апраксина. Должны были они пройти на них вдоль мыса Гангут к русскому гарнизону в крепости Або. Укрепив его тем самым от шведского натиску.
Здесь, рядом с Балтикой, августовской жары не было и в помине. Хоть погода была и безветренной, а все ж было свежо. Полки эти шли уж который день и почти все солдаты были там из новых рекрутов. В сражениях Северной войны не участвовали, пороха не нюхали. Шли бойко, легко покрывая в день 40 верст.
Подошли к пристани, многие преображенцы видели море и морские корабли в первый раз в жизни. Широко открывши рты, глазели они на невероятный простор Финского залива, на морскую гладь сине-стального цвета до самого горизонта и огромные трех, пяти- мачтовые бомбардирские корабли, фрегаты, галеры и линейные дредноуты. Охали, поминали матерь Божью и не только. Крестились и трусили. Солдат взятый в приказ в Москве говорил ушастому молоденькому сослуживцу своему, взятому в солдатский приказ откуда то из под Рязани.
Вот гляди Егорша - это море северное. Отсюда, говорят до любой земли доплыть можно. Хоть до хана турецкого в Констанцу, хоть до короля Шведского в Стокхолм. Или в землю Аглицкую к ихнему королю Вильхельму. Понял паря?
А глыбко тут дяденька ? А?
Тихо, почти шепотом спрашивал долговязый Егорша, поправляя великоватую треуголку сползающую ему на глаза с мальчишескими еще светлыми и пушистыми ресницами. Ничего глубже деревенского колодца и шире пруда для тушения пожаров в деревне, он не видел.
Скажи, глыбко тут?
Повторил он.
Что ты паря! Самого диавола утопили в энтом море! Он и щас там на дне сидит. А как надоест ему, так тут и давай прыгать и скакать, что твой козел весной! И от этого его скакания, говорят такая буря сделается, что и неба не видно! И вся что ни есть Христова живность и самые человеки, тут же на дно падают, а поганый их там ловит и жрет!
Егорша и не заметил, как во время рассказа к ним потихоньку подтянулись и другие солдатики. Вытягивали шеи, слушали и старались не смеяться, что б не спугнуть такую потеху.
Мать чесна.
Не сводя наивных своих, полных детского ужаса, глаз с моря, только и промолвил Егорша и дрожащей рукой стал мелко креститься, а потом подтянул по выше казенные штаны , выданные ему месяц назад в Преображенском приказе. Только он это сказал, как дружный хохот десяти, а то более солдат раздался над самым его ухом.
Ха ха ха! Ох Егорша, смотри штаны не обмочи, а то тебя поганый учует и первого то и сожрет! Ха ха, гы гы гы.
А ну! Молчать! Смирно стоять! Я вас разбойники выпорю!
Это подскочил к солдатам майор Карпов. Герой Северной войны. Герой осады Нотеборга. Вращая глазами и шипя что то неразборчивое , врезал Егорше ни за что не про что по уху, да так, что потемнело в глазах у него. И если б не рядом стоящие сотоварищи , грохнул бы на землю.
От майорского гнева спас Егоршу дальний и протяжный крик. Госудааарь!
Смирно стоять! Рявкнул Карпов, ноздри вырву! И побежал вдоль ряда солдат куда то вправо. Выскочили из рядов сержанты.
На крррраул! И все дружно подняли тяжелые мушкеты свои и положили на плечо. Пыльное облако приближалось к середине 3 го полка в котором служил Егорша.
Царь, длинный, без треуголки в железной блестящей кирасе поверх летнего мундира семеновского полка, скакал впереди на невысокой пегой кобылке, чуть поодаль и справа на черной рослой кобыле скакал князь Меньшиков. Фаворит и правая рука государя. Всесильный и опасный человек. Слева от Петра и так же поотстав, скакал Федор Матвеич Апраксин - адмирал русского флота, бесстрашный и буйный как ураган. Он командовал первой эскадрой русских кораблей. Второй эскадрой под именем Петра Михайлова и званием шаутбенахт командовал сам государь.
Далее следовали морские чины непривычные русскому уху. Там был и командор Матвей Христофорович Змаевич, он отличится при этом сражении и Петр произведет его на взятом на абордаж шведском фрегате " Элефант" в адмиралы флота России!
Виваааат! Во все горло заорали преображенцы. Вивааат! Егорша открывший рот тоже сколь было сил орал выпучив глаза и сжимая руками тяжеленный мушкет свой. Вивааат! Неслось вдоль полков и эхом возвращалось обратно. Быстро исчезая, натыкаясь на новый, еще пуще прежнего " Виваааат! ".
Егорша погибнет в этой компании. Абордажная команда срываясь на " Элефант" , в которой участвовал и сам Петр, в дыму баталии увидела как долговязый и ушастый преображенец прыгнул первый на борт шведского прама. И тут же был сражен мушкетным огнем. Последнее что слышали бойцы абордажной команды было, Виваааат!
Русский солдат, верный долгу и отечеству, отдал жизнь свою за то чтобы мы никогда не сомневались: И один в поле воин, если он по русски скроен. Сила духа, невероятная вера в свою родину и любовь к отечеству дает нам право на гордость за своих предков.
В Брестской крепости проводят экскурсии и один из туристов отметил. Только на русском языке были написаны слова : Прощай Родина, умираю, но не сдаюсь!
Виваааат! Виваааат! Вивааат!
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать:
#Солдаты, #Военная_История, #Море
(Автор текста Константин Лапушкин)
Хотите узнать больше об исторических событиях? Тогда подписывайтесь на наш канал прямо сейчас! Новые статьи выходят регулярно, и ваша поддержка помогает нам становиться лучше. Лайки и комментарии – наша мотивация продолжать!
Чтобы не пропустить новые статьи, кликни на иконку колокольчика вверху страницы.