Предписание Его Императорского Величества Государя Петра 1 к поставке корабельного леса на верфи Санкт-Петербурга.
При доставке мачт особо предписывалось «отправлять с великим поспешением днем и ночью и для того скорого отправления… напрасно нигде ни за чем не стоять и не мешкать».
Мерное покачивание саней, скрип снега, позвякивание железок конской упряжи. Морозный воздух — всё это убаюкивало. Теплый бараний тулуп, валенки согревали тело и ноги, даря ни с чем не сравнимое удовольствие. Федор не спал. Смотрел серыми глазами в небо.
Господи! Звезд-то сколько... Счёту нет.
Огромные стройные сосны, словно колонны храма, черными столбами поднимались в самое небо. Красота! Глаза скакали по ярким точкам в небе.
Ишь ты! Звезды... На кой они нужны? А всё ж красотища.
Звезды-то какие? А? Егор Фомич!
Сказал Федор только для того, чтоб тот, кто правит упряжкой, знал, что он не спит.
Красотища!
Егор Фомич стал так называться недавно. Отчество крепостным не положено, однако к нему должно было обращаться именно с отчеством. О том и бумага была с гербом из Санкт-Петербурга, и хозяин кумпанства граф Алексей Алексеич накрепко наказал всем нанятым работным звать с отчеством! Потому что Егор Фомич был во главе лесорубной и лесосплавной артели Елабужской.
Сея кумпания, как тогда говорили, поставляла мачтовый лес в Санкт-Петербург для постройки кораблей. Царь Петр повелел. Вона как!
Не спишь? Ну ладно... Ответил возница. Скоро привал. Кондер варить станем.
Хрипловатым басом сказал Егор Фомич. И продолжил:
На каждый шестерик (шестерка рабочих лошадей) свой котел. Проследи, Федя.
Это был большой обоз. 45 мужиков из семи деревень, 33 подводы, 10 длинных саней-волокуш для срубленных хлыстов сосновых. 20 лошадей.
Направлялся он от деревни Средние Шуги вдоль берега реки Вятки до округи деревни Дым-дым Омга.
Два месяца будут они рубить корабельные сосны, отличавшиеся прямотой и твердостью ствола. Будущие мачты 20-ти и 70-ти пушечных фрегатов и прамов Российского флота Петра 1.
По пояс утопая в снегах северо-казанских, эти мужики будут стучать топорами по заиндевелым от мороза стволам трех обхватных сосен. Запрягая в волокуши по шесть лошаденок, тащить двадцатиметровые хлысты к берегу реки. Без отдыха.
Совместно с горой голых, очищенных от коры стволов будет расти и скромное кладбище. К весне их останется 35 человек и ни одной лошади. Федор весной по недосмотру и попадет под падающий ствол. Егор Фомич закроет его серые глаза, так же с удивлением глядящие в синее небо.
В апреле станут оставшиеся в живых артельщики строить барку. И по полной воде она, как огромная черепаха, поплывет по реке Вятке до Камы, затем, преодолевая бесчисленные пороги и неудобья, доберется до Волги, а потом на север, до Вышневолоцкой водной системы каналов, и к концу июня приползет в Санкт-Петербург.
33-пушечный фрегат «Святой Андрей» будет иметь три мачты из тех самых сосен, что в далеких казанских лесах разглядывал Федор своими серыми глазами и восхищался их размером и стройностью. Представляя, наверное, как будут они величественно и мощно нести на себе паруса огромных и грозных кораблей морских, которых, кстати сказать, он и не видел никогда.
#фрегат, #святой_андрей, #петр_первый
(Автор текста Константин Лапушкин)
Хотите узнать больше об исторических событиях? Тогда подписывайтесь на наш канал прямо сейчас! Новые статьи выходят регулярно, и ваша поддержка помогает нам становиться лучше. Лайки и комментарии – наша мотивация продолжать!
Чтобы не пропустить новые статьи, кликни на иконку колокольчика вверху страницы.