Замысел – один из главных основополагающих «инструментов» режиссерского дела.
Во время самостоятельной работы над пьесой, в процессе изучения художественного анализа пьесы, у режиссера, как правило, возникает замысел будущего спектакля. Замысел режиссера – это осмысление авторской мысли. Это отношение режиссера к мысли автора, осуществляемое в спектакле.
Источником любого творчества изначально является жизнь. Переживания, наблюдения, впечатления режиссера всегда связаны с его жизненным опытом, с остротой, глубиной, широтой познания действительности. На возникновение замысла, на его формирование влияет огромный поток материала, который отбирается режиссером в процессе подготовительного этапа.
В толковом словаре Даля дается такое определение: «Замысел – намерение, предположение, умысел».
Процесс возникновения замысла разнообразен. У каждого свой. Несмотря на субъективность этого процесса, есть общие черты и закономерности. Зародыш замысла образуется уже при первом прочтении пьесы. Возникает эмоциональное предощущение первичного замысла. Затем следует этап вынашивания замысла. Для того, чтобы процесс создания замысла шел нормально, необходимо накапливать живые, свежие знания, сведения, ощущения при анализе пьесы. Во время созревания замысла можно начинать думать о том, каким образом все проанализированное попытаться преобразовать в первоначальную сценическую форму. После, так скажем, готовности замысла, постановщик намечает остальные компоненты композиционного построения спектакля и организационно-технические моменты процесса постановки. Вся эта работа, эти поиски фиксируются в режиссерском проекте будущего спектакля.
Режиссер определяет тему, идею и сверхзадачу.
Тема – основной круг вопросов, круг жизненных явлений, отражающих автором на определенном материале через призму своего взгляда. Режиссер отбирает те явления, которые ему нужны для раскрытия темы. Поднимая ряд вопросов, тема становится проблемой, требующей разрешения поставленных задач.
Безусловно, искусство рассматривает нравственную проблему.
Идея – это взгляд режиссера на проблему. Это активная мысль автора. Идея всегда субъективна. Она должна воплотиться в форму, цель событий. Это главная мысль, которую сформировал для себя режиссер.
Идея определяет позицию художника в отношении поднятой проблемы. А позиция его зависит от его личных качеств, его мировоззрения, от его жизненного опыта, образования, национальности и т.д.
Вот идея и есть авторское решение поставленной проблемы.
Содержание (тема) первична, форма вторична.
Сверхзадача – «сверх» говорит о чем-то, что выше, шире, над; что объединяет какое-то множество. Понятие «сверхзадача»объединяет все задачи в единое целое и выражает конечную цель – то, что хочет сказать режиссер.
Сверхзадача – это то, что режиссер стремится сказать зрителю, что он хочет «бросить» в зрительный зал, к чему он призывает своей идеей, убеждает.
Одна и та же верно определенная сверхзадача, обязательная для всех исполнителей, пробудит у каждого исполнителя свое отношение, свои индивидуальные отклики в душе. Очень важно при поиске сверхзадачи точное ее определение, меткость в ее наименовании, какими действенными словами ее выразить, т.к. часто неправильное обозначение сверхзадачи может повести исполнителей по ложному пути.
Сверх-сверхзадача – ради чего ставится данный спектакль. Что должно измениться в зрителе, а в пределе – в культурной жизни города, страны, мира...
Именно замысел определяет содержание (тему, идею), форму, композицию, темпо-ритм, сценическую атмосферу, оформление пространства и т.д.
Режиссерский замысел – это видение, это образное понимание идеи. Образ-замысел включает в себя видение будущего мероприятия.
Созданный режиссерский замысел должен пройти ряд ступеней в своем дальнейшем развитии, в своем воплощении. Прежде всего рассказ – изложение своего понимания сюжета и идейного создания будущего спектакля. Подробное раскрытие характеристик героев. Все это необходимо донести до коллектива в доступной и понятной конкретной форме. Режиссер предъявляет проект собственного решения будущего спектакля, будущего мероприятия.
Далее следует процесс репетиций и постановка в целом. В этой работе постановщик должен найти конкретное сценическое выражение каждому событию, эпизоду, настроить всю композицию спектакля в соответствии с замыслом и решением.
Творческий замысел режиссера вырастает из «зерна» пьесы и неумолимо пронизывает весь спектакль от начала до конца, переходя сквозным действием через его событие, подчиняясь сверхзадаче. То есть рожденный идейный замысел находит свое воплощение в художественно-образном решении всего представления, который отражает основную мысль, которую автор хочет передать, донести до зрителя.
Рожденный идейный замысел находит свое воплощение в художественно-образном решении всего представления, который отражает основную мысль, которую автор хочет передать, донести посредством праздника до зрителя. В свою очередь из художественно-образного решения формируется сценарный ход мероприятия, и, наконец, его сценическое воплощение проявляется в форме режиссерско-постановочного приема. Ни один из этих элементов невозможен без предыдущего, только их последовательное, логическое взаиморасположение и создает то, что в итоге называется образом праздника.
В основе любого праздника, концерта обязательно лежит событие, значимое для тех, кому этот праздник посвящен, кто является зрителем. Каждая дата, событие имеет свой неповторимый образ, свое собственное содержание. И задача режиссера при работе над театрализованным концертом состоит в том, чтоб найти такой замысел, который наиболее полно и ярко раскроет существо отмечаемого события.