Смотрели мы этот фильм с Мамой в последний раз ещё в начале мая этого, 2024 года... Хороший фильм. В целом хороший.
Оригинальное его название довольно простое - "Деревня". Хотя изначально у него и должно было быть название "Лес", но просто оказалось что такой фильм уже есть. Неужели "Деревни" нет? Хмм... Хотя и "Лес" и "Деревня" к сюжету фильма совершенно не подходят. Тут фильм о людях, которые пытаясь скрыться от ужасов, зла и беспредела современного мира, решили за большие деньги построить своё общество в изолированном месте. Люди, кстати, очень не бедные, что совершенно рушит концепцию всего фильма. На кой им с такими неиссякаемыми деньжищами прятаться в каком-то заповеднике? По сути это даже не деревня, а коммуна. Хотя американцам страшны любые слова, начинающиеся на "комммун". В картине они и красного цвета боятся как огня. А ведь боятся им следовало самих себя и своих отпрысков...
На мой взгляд, это один из нескольких фильмов, которые получились у М. Найта Шьямалана. Возможно и "Шестое чувство". С некоторой натяжкой можно назвать ещё "Знаки". Всё остальное, на мой вкус, просто никуда не годится. Снял в самом начале, а потом за 20 последующих лет у него сложилась скорее провальная репутация, потому что все его фильмы после "Таинственного леса" не выдерживали никакой критики.
Над этой историей он тоже плохо поработал. Здесь у нас история о людях, которые так увлеклись утопией, что даже не поняли, как все их труды оказались обречёнными на провал, поскольку причина краха и крылась в них самих в том числе.
Сначала мы видим Пенсильванию 19 века. Маленькая деревня, посреди глухого леса, живёт в постоянном страхе перед таинственными существами, населяющими эти самые леса. По периметру деревни они установили сторожевые вышки с дозорными, а также высокие столбы с масляными лампами. Красный цвет у них запрещён, так как он привлекает этих существ. Странно, почему именно красный?.. Цвет крови? Ну и дальше что? Нет, тут что-то из иной области фобий...
В деревне снова умирает маленький ребёнок, и Люциус Хант (Хоакин Феникс) просит у старейшин разрешения отправится через лес в "города", чтобы найти там лекарства. Старейшины отказывают. Овдовевшая мать Люциуса, Элис (Сигурни Уивер), также входит в этот "совет старейшин". Здесь на самом деле у каждого из местных "шишек" есть свои секреты, и каждый из них хранит свой запертый чёрный ящик с неизвестными предметами.
Все знают что есть "города" и там всё есть, даже лекарства, но все настолько с детства напуганы местными старейшинами, что бояться даже отправиться и узнать - что да как. И на что рассчитывали эти старейшины в итоге? Воспитать трусов, боящихся своей тени, которые при этом будут жить счастливо, но только до первой проблемы или опасности?
Считается, что пока жители деревни не переходят границы леса, существа их не тронут. Так что же это за счастливая мирная жизнь, когда вы узники этого леса? Люциус тайно нарушает периметр, хотя позже зачем-то рассказывает об этом старейшинам. Вскоре после этого в деревне появляются туши убитых животных. Существа проникают в деревню, оставляя на дверях людей брызги красной краски в качестве предупреждения. Люциусу бы подождать - будет ли что-то после его нарушения, а не бежать сразу к "шишкам".
Дочь старейшины Эдварда Уокера (Уильям Хёрт), Китти (Джуди Грир), хочет выйти замуж за Люциуса, но тот любит Айви (Брайс Даллас Ховард), слепую младшую сестру Китти. Ну нет так нет. Тогда Китти выходит замуж за другого, что позволяет Айви и Люциусу сразу стать помолвленными. Перед тем, как они поженились, Ноа Перси (Эдриен Броуди), молодой человек с явными отклонениями в развитии, закалывает Люциуса из ревности. Пока старейшины размышляют о судьбе злобного психопата Ноя, тот остаётся запертым.
И тогда Эдвард идёт наперекор остальным старейшинам, поскольку дело касается его дочери и сына той, по кому он тихо "сохнет". Он отправляет свою дочь Айви (нет чтобы самому по-быстрому сгонять) в сопровождении двух трусливых парней через лес за лекарством "в города", для Люциуса, который ещё не умер. Тут стоит притормозить...
После нескольких ударов ножом в живот, никакое лекарство вас не спасёт. Даже может и хирург не поможет, если окажется поблизости вместе с оборудованной операционной. Такие нереальные моменты изрядно тоже портят фильм, как и то, что Брайс Даллас Ховард не справилась, плохо играя слепую. Понятно, что она может уже знать даже каждый куст и тропинку, но так лихо рассекать по незнакомому лесу...
Вероятно Шьямалан, как обычно, снимать-то снимал, но сам так и не понял смысл снимаемой им картины. К этому моменту, к примеру, видно, что перед нами закрытое общество избранных, которое воспитывает трусов и таких же трусливых убийц. Дурную кровь надо гнать. Кто хотел уходить - должен был уйти. А уж этого злобного психопата Ноа Перси следовало бы повесить сразу же. Это же не безобидный "деревенский дурачок". Это психопат-убийца.
Но перед тем, как Айви уходит, её отец рассказывает ей об убийстве своего её дедушки. Мы узнаём, что тот был тот ещё барыга. Мог из доллара сделать пять и так далее. Однако все его грязные делишки Шьямалан выдаёт за благодетель. Тем не менее, они привели к тому, что в итоге старого пройдоху пристрелили прямо в постели.
А эти страшные существа - переодетые старейшины. Любят они такие ролевые игры, знаете ли. Это они делали для того, чтобы напугать и удержать младших членов семьи от ухода из поселения. Извините, но это больное общество, господин Уокер. И сколько же наворовал его папаша, что до сих пор, а прошли уже десятилетия, они могут себе позволить не работать и жить на территории данного заповедника? Более того, даже на государственном уровне над территорией деревни запретили всякие полёты летательных средств. Перемудрил Шьямалан. Когда из Индии приезжает с большими деньгами в Голливуд - это одно, но не везде же так? Проблема Шьямалана, что он изначально везде пытался донести какой-то глубокий смысл, но для этого самому надо обладать кое-чем помимо денег для снятия кино. Получается что и сам он не слишком большого ума и зрителей держит за полных дураков. Последующие его картины лишь доказали это.
Парни, что сопровождали слепую Айви, сразу же набрали страха полные штаны и сбежали восвояси. Позорище. Их бегство лишний раз подтверждает, что вся эта "деревня" - лишь жалкий срез того самого общества, из которого эти "старейшины" с таким пафосом бежали. Они просто принесли то самое Зло с собой.
Айви идёт дальше одна. Слепая девушка одна в лесу... О чём её папа вообще думал? Он сам и есть Зло. Её преследует существо, которое ей хитростью удалось заманить в глубокую яму с кольями. Ну тоже безусловно нереально... Там и зрячему это очень сложно было сделать. А чудовище оказалось тем самым психопатом Ноем, который нашёл ход, спрятанным под половицами в доме своих родителей, где они его заперли. Он и маскарад ихний давно отыскал. Опасный псих оказался.
А Эдвард и его жена Табита открывают свою таинственную коробку, в которой хранятся фотографии их самих и других старейшин, когда они были намного моложе. Ещё до деревни. На фото они стоят возле современного консультационного центра начала 21 века. Из детей там только младенец на руках Элис. Значит это Люциус, а остальные родились и вовсе уже в деревне. И о чём вы думали в своей деревне, плодясь и размножаясь? На что вы обрекали своих детей. Вас не станет и куда им деваться? Да и деньги в конце концов закончатся. В деревне даже аспирина нет, а они "общество строят".
Айви дошло по лесу до какой-то стены. Это её не смущает и она даже вслепую перелезает через неё. На той стороне она встречает охранника заповедника Уокера, который потрясён тем, что из леса вышла девушка в старомодном балахоне. Айви протягивает ему список лекарств. Повезло её с парнишкой-охранником. Он собирает их на своём пункте охраны, не сообщая об этом начальству и не упоминая Айви. Ну, конечно, доктор Шьямалан! Пара-тройка флаконов и таблетка аспирина поможет встать на ноги исколотому ножом Люциусу. Кто бы сомневался? Кишки уже давно полны крови - мучительная и тяжёлая смерть, а его поддерживают молитвами да припарками... "Деревня"...
Оказывается сам Эдвард Уокер был профессором истории, и основал деревню более двух десятилетий назад. Людей выбирал он сам. С ними он познакомился в клинике консультирования по поводу горя. Видимо не вылечили. Да и как горе вылечишь? Никак. Ну и решил создать свой анклав. Откуда на это столько денег и как они не истрачиваются, Шьямалан нам конечно так и не скажет. А это, прошу прощения, самый важный вопрос. Да и как-то плохо придумано - строить светлое будущее на грязных деньгах.
Ну а Айви возвращается в деревню с этими лекарствами, так и не узнав что была в другом мире. Старейшины уже прознали, что Ной убит. Они собираются вокруг кровати умирающего Люциуса. Эдвард утешает скорбящих родителей Ноя, говоря, что его смерть позволит им продолжить их легенду о существах, населяющих леса. Нет слов... То есть никаких выводов так и не сделали. Да и чего утешать этих "родителей"? Привлечь к ответственности следовало бы. Но будущего у такой "деревни", безусловно, нет. Умрут эти старейшины и всё накроется медным тазом.
Шьямалан хотел показать, что за деньги можно купить себе рай и безопасность? Нет. Это достигается совсем иначе, другими ценностями и качествами. И история знала примеры, только правда там присутствовал цвет, которого эти "любители спокойной и размеренной жизни" так сильно боятся.
Фильм, тем не менее, вовсе не плохой. Просто если в него вдуматься или воспринимать его всерьёз, то это, конечно, полный провал. Если смотреть поверхностно и радоваться истории любви Люциуса и Айви, то вполне себе хороший фильм. Но, признаться, кроме этой их истории больше в нём ничего и нет, ибо все остальные персонажи деревни весьма неприятны и лицемерны по своей сути.
Желаю вам приятного просмотра!