Уже писала о том, что экранный «Тихий Дон» признаю только герасимовский. И ничего не могу с собой поделать.
Но вот на днях по работе общалась с одним журналистом, довольно известным в нашем городе. Речь зашла об экранизациях гордости нашей – «Тихого Дона». И мой собеседник весьма пылко и пафосно стал мне доказывать, что Сергея Урсуляка снял лучшую на сегодня кино-адаптацию великого романа.
И масштабность этого фильма, дескать, впечатляет – целых 14 серий. Есть возможность детально охватить события романа. Не то, что у Герасимова.
И съемки натурные впечатляющие.
А самое главное, герои приближены к молодежи. На шолоховскую историю как бы наброшен флер современности, оттого и она нынешнему зрителю интересней и понятней.
И вот я, впечатлённая пламенным спичем моего знакомого, решилась еще на один просмотр произведения Урсуляка. Авось, то самое увижу – шедевральное.
Но, увы, выдержала…две серии. Больше сил не было воспринимать эту развесистую клюкву.
Потому что с талантливым режиссером, Сергеем Урсуляком, в данном случае, как я считаю, творческая беда приключилась. Не сумел он почувствовать душу «Тихого Дона». И как следствие – не смог передать колорит шолоховского шедевра в своем фильме.
А, может, и не входило это в задачи? Может, всего и надо было сотворить слепящий глаз яркий и красочный визуал. Красивенькие пейзажи. Ряженых селян. Приправить все это немного драматическим драйвом.
А еще – незамысловатым, фоновым, бесцветным музыкальным сопровождением.
К слову сказать, меня всегда в фильме Герасимова восхищал зачин.
Помните, в первой серии вместе с титрами звучит песня про Тихий Дон-батюшку. В исполнении казачьего хора. Всякий раз, когда слышу, – мороз по коже, ком в горле. Выплывает эта песня как из туманной вековой мглы. Грозная, тревожная и величавая. Настраивает на страстную и горестную историю шолоховских героев – стопроцентно….
Теперь об актерах.
Они вовсе вгоняют в ступор. Не трагические фигуры масштаба героев Шекспира и Гомера (это не я сравнила, – критик один), а так – копошащиеся людишки-муравьишки. Мелкие, дерганые, местечковые.
Вот, скажем, две главные героини: Аксинья и Наталья. У Шолохова в романе ясно дан их важнейший признак: необычайная красота. Об Аксинье так и вовсе говорится в романе, что ее внешность «аж в глаз шибает».
Урсуляк выбрал на роли этих колоритных героинь актрис весьма скромной привлекательности да и таланта небольшого. Опять же вспоминается герасимовский фильм и его женские образы.
Ну а если сравнивать герасимовский шедевр и фильм Урсуляка по отношению к образу главного героя, то и вовсе печально получается.
Евгений Ткачук – актер неплохой. В определенных ролях так и вовсе хорош. Но назначить его на роль Григория Мелехова – надо быть еще тем фантазером. Я бы даже сказала: злым фантазером. Очень и очень далеким и от Шолохова, и от Донского края, в целом.
Потому что Гришка Мелехов – это не просто литературный герой, это образ-символ, олицетворяющий вольного донского казака. Сильный, красивый и величественный. Петру Глебову в свое время удалось соответствовать.
А вот Гришка Ткачука – просто заурядный парень, мало отличающийся, скажем, от того же сыгранного этим актером вовсе не былинного героя сериала «Обитель».
Остальные персонажи в фильме Урсуляка тоже слова доброго не вызывают.
К примеру, тот же Сергей Маковецкий. Без сомнения, неплохой актер. Но турковатый и взбалмошный Пантелей Прокофьевич из него – никудышный.
Полностью, как я заметила, Маковецкий копирует филигранную манеру герасимовского Пантелея Прокофьевича. Но если несравненный Даниил Ильченко воспринимается как плоть от плоти и кровь от крови казачьей стихии, то Маковецкий – в данном случае талантливый ремесленник.
И что же имеем мы в сухом остатке?
Фильм Урсуляка, бесспорно, имеет право на существование. Мастерски снятая мелодрама. Недаром даже «Золотого орла» получил этот фильм. Кто любит слезы в сахаре, бонусом к чему – знаменитые литературные герои, тому очень даже зайдет.
Но вот только Шолохов и вольный Дон тут ни при чем.
Они уже были. В великом фильме Сергея Герасимова.
А вы, что об этом думаете, дорогие читатели?
Фото из открытых источников интернет.
Фотоколлаж авторский.