Петра Глебова недаром называли «первым казаком России». Именно он создал потрясающей силы и мощи образ Григория Мелехова в фильме Сергея Герасимова «Тихий Дон». Никому, кроме него, этого не удалось. Многочисленные театральные постановки шолоховского произведения – тому доказательство. А также три экранизации (кто-то может возразить, конечно).
А, между прочим, актер Петр Глебов и, впрямь, имел донские корни. Его предком был знаменитый казачий генерал, герой Дона, граф Орлов-Денисов, который выдал одну из дочерей за князя Николая Трубецкого. А вот Трубецкие (как, к слову сказать, и Голицыны) были родственниками Петра Глебова по отцу.
Да, да, Петр Глебов – потомственный дворянин.
Родился он в 1915 году в Москве и был младшим из пяти сыновей в семье владельца конных заводов дворянина Петра Владимировича Глебова и Марии Александровны Михалковой. (На закате лет она любила повторять: «Я – тетка гимна Советского Союза и мать «Тихого Дона...»: Мария Александровна была родной тетей Сергея Михалкова, а ее сыновья соответственно – двоюродными братьями поэта).
Несмотря на привилегированное положение в обществе, в семье Глебовых детей воспитывали строго. Вполне в спартанских условиях. Глава семейства часто брал на охоту сыновей. Ребята с детства уверенно сидели в седле и умели обращаться с оружием.
После революции у Глебовых забрали и конезаводы, и земли, и дом. Но семья держалась. И не эмигрировала. Мария Александровна сказала детям: «Мы русские, и будем жить в России...». Переселились в село Дарьино, на остаток сбережений купить козу и корову. Стали жить натуральным хозяйством. Петр Владимирович принял советскую власть и согласился участвовать в подборе лошадей для Красной армии. Но в начале двадцатых умер от тифа. Стало совсем трудно. Голодали. Зимой часто замерзали в убогом домишке: не хватало дров.
Но все-таки выжили. Понятно, что в таких непростых условиях мысль о творческой профессии приходит не сразу. Петру Глебову надо было думать о заработке для семьи. Поэтому он окончил мелиоративно-дорожный техникум. Какое-то время работал мелиоратором. Но все-таки в 1937 году поступил учиться в Оперно-драматическую студию Станиславского в Москве. А в 1940 году был принят в труппу недавно созданного Московского драматического театра имени Станиславского.
Но началась война, и Петр, как и его братья, не долго размышляя, записался в добровольцы и отбыл на фронт. По-другому никак было нельзя. Все предки Глебовых воевали за Родину. На войне Петр Глебов служил в звании младшего сержанта, был командиром орудия. А когда утихал бой, Петр брал в руки гитару и тихонько пел бойцам любимые песни.
После войны из Глебовых домой не вернулся только самый старший брат Владимир: пропал без вести. А Петр, демобилизовавшись, вернулся в театр.
Любопытная история вышла с женитьбой. Петр Глебов до тридцать двух лет был холост. Охотно встречался с девушками, но окончательный выбор делать не торопился, словно ждал кого-то...
Занялась выбором невесты его мать, женщина решительная и целеустремленная.
Мария Александровна подыскала все-таки невесту сыну. Это была симпатичная девушка тоже из старинной дворянской семьи. Звали ее Марина Левицкая. Кстати, ее бабушка, княгиня Шаховская, когда-то преподавала в Институте благородных девиц.
Как оказалось, невесту подыскала мать очень удачно. Марина и Пётр прожили в любви и согласии 52 года. Душа в душу. Говорят, они до самой смерти Петра Петровича ходили гулять, держась за руки, и всегда праздновали день свадьбы. Если Глебов был на гастролях, то он непременно посылал жене телеграмму: «Дорогая Масечка, благодарю тебя за все эти годы...».
Вообще, Петр Петрович был человеком постоянным, надежным.
Супруги Глебовы воспитали двух дочерей, успели понянчить внуков. Их дочери выросли достойными людьми, любящими родителей при жизни, и чтящими их память после смерти. Одна из дочерей, Елена, стала актрисой, работала в МХАТе. Другая, Ольга, преподавала английский язык, была в браке с известным музыковедом, телеведущим Святославом Бэлзой. Кстати, талантами обладала и жена Глебова. Марина была неплохим художником: ее виньетки украшают двери здания Министерства внешней торговли на Смоленской площади в Москве.
А теперь о ролях Петра Глебова.
Так получилось, что самую свою известную роль – Григория Мелехова, актер получил случайно. Вообще, до «Тихого Дона» Пётру Глебову на роли не везло. Небольшие роли в театре. А в кино и вовсе эпизоды. Так, Глебова можно мельком увидеть в фильмах «Поезд идет на Восток», «Любимая девушка», «Мечта», «Свинарка и пастух».
И вот однажды в 1956 году на улице встретил Петр знакомого актера. Тот и посоветовал сходить на съемки фильма «Тихий Дон»: там требовались актеры для массовки. Глебов с радостью ухватился за эту возможность, ведь он жил тогда в комнате коммунальной квартиры с мамой, беременной супругой и дочкой. В театре платили совсем немного, и любой дополнительный заработок был не лишним. А за съемочный день платили хорошо.
Известно, что на главную роль в «Тихом Доне» претендовали не менее двадцати кандидатов, среди которых были, например, Михаил Козаков, Сергей Бондарчук. А еще существует легенда, что Герасимова поразил голос Глебова, и режиссер, выделив статиста из массовки, позвал его на собеседование, а после утвердил на роль. Так это или нет – доподлинно неизвестно. Но факт остается фактом. Петр Глебов стал Григорием Мелеховым. Кстати, многие поначалу были против.
Оператор, гримеры не видели в актере фактуру донского казака. Да и возраст Глебова не подходил для роли: Гришке-то было двадцать, а актеру сорок. А норовистая Элина Быстрицкая, неподражаемая Аксинья, и вовсе в резких тонах высказала режиссеру свое неудовольствие: она рассчитывала, что будет играть в партнерстве с почти утвержденным двадцатипятилетним красавчиком Александром Швориным. Как говорят, точку в дискуссиях поставил сам Шолохов. Когда писатель увидел Глебова в гриме и в казачьем облачении, он воскликнул: «Так вот он, Мелехов!».
Что там говорить, филигранная работа гримера свершила чудо. Вместо современного московского интеллигента миру явился статный, колоритный, яркий, диковатый казак с неподражаемым прищуром глаз и знаменитым носом с горбинкой (след бабушки-турчанки). Кстати, о носе. С ним случались истории. Процесс создания носа был для гримеров очень трудоёмкий, состав для него делался специальный, чтобы не таял на солнцепёке и не утёк с лица актёра. Оберегая этот чудо-нос, Глебов даже сломал себе ключицу.
Снимали эпизод с мчащейся конницей и Григорием, несшимся с шашкой наголо. И вот на булыжной мостовой конь актёра поскользнулся. Глебов вылетел из седла через голову, и, опасаясь испортить тот самый нос, извернулся, упал на плечо неудачно. В результате – перелом и приостановка съемок. А однажды знаменитый, приятно пахнущий медом нос был попросту … съеден годовалой дочкой Глебова.
Сей факт не удивителен. Ведь на съемках «Тихого Дона» рядом с Глебовым была его семья. Фильм-то снимался долго. А большинство съемок велись на Дону. Младшая дочь Глебова (та самая, что съела нос) и была любимицей съемочной группы. Герасимов прозвал ее «Аленка-Тиходонка». Семья Глебовых квартировала у хозяйки хутора Диченского в отведённом углу избы. Скромный сельский быт, удобства во дворе. Но потом семья вспоминала время, проведенное на Дону, как самое счастливое.
Образ Григория Мелехова стал частью души Петра Глебова. Он буквально жил этой ролью.
Говорил о ней так:
«Я был влюблен в каждое движение души Григория Мелехова, потому что ясно видел абсолютную правду характера неповторимой человеческой личности, попавшей в водоворот сложнейших социальных потрясений. Он искренен даже в своих заблуждениях. На съемках я жил жизнью Григория Мелехова, мучился его сомнениями, любил его любовью…».
И местные казаки почувствовали это. Приняли за своего. Подтрунивали над Глебовым: «Говорят, в Москве живешь? Ну-ну! Да ладно, заливать, Петро! Не городской ты, нашенских кровей, казачьих!». А как-то на хутор Диченский приехали журналисты, чтобы сделать репортаж со съемок и стали спрашивать у местных, где найти Петра Глебова. Те в ответ: «Не знаем... Нет на хуторе такого». А потом и говорят совершенно всерьез, показывая на избу, где снимала угол семья актера: «Так вы, может, к Гришке Мелехову? Вон его курень!».
Съемки в «Тихом Доне» сдружили многих артистов. Так, другом на всю жизнь Глебову стала Элина Быстрицкая. Актриса обожала дочерей Петра Петровича, приятельствовала с его женой. А Даниил Ильченко, сыгравший роль Пантелея Мелехова, и вовсе стал родным человеком. Глебова он до конца своих дней звал «сынком», часто зазывал в гости. Когда Ильченко совсем одряхлел, Глебов устроил его в Дом ветеранов и часто навещал. Ильченко стоял у ворот и приговаривал: «Сейчас сынок приедет...». А потом, когда Даниил Иванович не смог ходить, Глебов на руках выносил его на улицу, на воздух…
И в этом нет ничего удивительного. Все, кто знал Петра Глебова, отмечали, что не было в нем ни капли звездности, а, напротив, доброты, благородства и открытости – предостаточно. Говорят, совершенно искренне от души дружил с соседями, например, собираясь в магазин, звонил в двери соседок-старушек, спрашивал, что купить…
После «Тихого Дона» кинокарьера Глебова пошла в гору. Он стал востребованным актером. Сыграл десятки запоминающихся ролей. Наиболее яркими были работы в фильмах «Поднятая целина», «Юность Петра», «Балтийское небо», «Моцарт и Сальери», «Сердце Бонивура», «Неподсуден»,«Емельян Пугачев». За роль Матвея Зубова в киноленте «Мужики» актер был удостоен Государственной премии имени братьев Васильевых.
Петр Глебов очень много ездил по стране с выступлениями. Часто на таких встречах он выходил в гриме Григория Мелехова, читал завороженным зрителям отрывки из романа, рассказывал о работе над ролью, проникновенно пел песни под гитару. Зрители обожали его.
В 1981 году Петр Петрович получил звание Народного артиста СССР и Орден Ленина.
Говорят, что причиной тому стал очередной просмотр «Тихого Дона» Леонидом Ильичом Брежневым. Генсек настолько проникся гениальным кинопроизведением и игрой актера, а еще тем, что Глебов воевал, что распорядился срочно представить Петра Петровича к наградам.
В последние годы жизни Петр Петрович все чаще жаловался на сердце. Но даже в больнице, после инфаркта, он не унывал: шутил, пел соседям по палате романсы, рассказывал анекдоты.
14 апреля 2000 года Петр Петрович Глебов отметил свой 85-летний юбилей, а через три дня скончался…
Когда это случилось, газеты написали: «Не стало Григория Мелехова. Ушел первый казак России...».