Найти в Дзене

Красноярск, пароход "Святитель Николай": цесаревич Николай, В. И. Ленин и стоптанные туфли из советских семидесятых

Оглавление

Добрый день!

В Красноярске, на "вечной", "сухой" стоянке на набережной Енисея стоит старинный пароход "Святитель Николай".

Красноярск. Музей-пароход "Святитель Николай". Фото Natalya Dolidenok
Красноярск. Музей-пароход "Святитель Николай". Фото Natalya Dolidenok
Красноярск. Музей-пароход "Святитель Николай". Фото Natalya Dolidenok
Красноярск. Музей-пароход "Святитель Николай". Фото Natalya Dolidenok
Красноярск. Музей-пароход "Святитель Николай". Фото Natalya Dolidenok
Красноярск. Музей-пароход "Святитель Николай". Фото Natalya Dolidenok

Пароход "Святитель Николай" - самый быстрый на Енисее

Этот грузопассажирский железный колёсный пароход построен в Тюмени на судостроительном заводе в 1886 году. Первый рейс совершил в 1887 году, работал на регулярных рейсах Минусинск-Енисейск.

Фото в музее на пароходе "Святой Николай"
Фото в музее на пароходе "Святой Николай"
Копия расписания пароходных рейсов от пристани Красноярска от 1889 года. Фото Natalya Dolidenok
Копия расписания пароходных рейсов от пристани Красноярска от 1889 года. Фото Natalya Dolidenok

Гребные колёса приводила в движение доставленная из Швеции паровая машина. Топливом для парохода служили дрова, а в сутки требовалось сжигать ни много ни мало, а 50 (!) кубических метров дров. Мощность судна составляла 500 лошадиных сил. Против течения пароход мог идти со скоростью 9 вёрст в час, а против течения - целых 25 вёрст!

Гребное колесо парохода "Св. Николай". Фото Natalya Dolidenok
Гребное колесо парохода "Св. Николай". Фото Natalya Dolidenok
Механизм, приводивший пароход в движение. Фото автора
Механизм, приводивший пароход в движение. Фото автора

Судно специально строилось для работы на Енисее и Ангаре. Длина его - 56 метров. А осадка небольшая - при полной загрузке - всего 1.25 метра. И - да, в конце XIX - начале XX века пароход "Святой Николай " был самым быстрым на Енисее.

Пароход "Св. Николай" и будущий российский император

В 1890-1891 годах цесаревич Николай, будущий император Николай II, в образовательных целях совершил большое Восточное путешествие, разумеется, в сопровождении опытных и знатных наставников. В числе посещённых стран - Греция, Египет, Индия, Цейлон (Шри-Ланка), Сингапур, Сиам (Таиланд), Япония. Из Японии цесаревич прибыл во Владивосток, откуда по дорогам и рекам, через всю Россию, проследовал уже в Санкт-Петербург. Проезжал он и Красноярск.

1 июля 1891 года на пароходе "Св. Николай" цесаревич с сопровождающими совершил небольшой переход по Енисею от села Берёзовки до Красноярска. По реке было передвигаться удобнее, безопаснее и быстрее, так как дороги были ещё... не дороги.

Путешествию будущего императора посвящена выставка в каюте первого класса.

Пароход-музей "Св. Николай", каюта I класса. Скорее всего, именно в ней располагался цесаревич Николай. Фото Natalya Dolidenok
Пароход-музей "Св. Николай", каюта I класса. Скорее всего, именно в ней располагался цесаревич Николай. Фото Natalya Dolidenok

Вот копия фотографии группы наставников, сопровождавших цесаревича в путешествии:

Размещённая в экспозиции на пароходе "Св. Николай" фотография спутников цесаревича Николая во время путешествия на Восток.
Размещённая в экспозиции на пароходе "Св. Николай" фотография спутников цесаревича Николая во время путешествия на Восток.

Ленин на "Святителе Николае"

В начале 1897 года было арестовано, во главе с В. И. Лениным, всё руководство "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". Ленин был направлен в ссылку в Восточную Сибирь, причём направлен не по этапу, а "своим ходом".

В начале марта Ленин прибыл в Красноярск и жил в городе под гласным надзором до 30 апреля - до начала навигации. 30 апреля Ленин в компании соратника по партии Г. М. Кржижановского, его матушки Э. Э. Розенберг и В. В. Старкова погрузились на пароход. Ульянову-Ленину на тот момент было 27 лет. А Кржижановскому и вовсе - 25. Полицеймейстер Красноярска в тот день рапортовал:

...политссыльный В. И. Ульянов, наконец, выбыл из Красноярска в село Шушенское на пароходе "Св. Николай".

Ленину со спутниками была выделена каюта второго класса. Вот так, примерно, она выглядела (в галерее 2 фото):

Незавидная судьба парохода

Целых 20 лет, с 1907 по 1927 год, капитаном судна был Сивков Николай Фёдорович. После революции, разумеется, судно не позволили быть "Святым Николаем", и переименовали в "Красноармейца". Затем вовсе лишили имени, присвоив № 218, затем назвали "Фридрих Энгельс".

После 1927 года, когда Н. Ф. Сивков перестал быть капитаном, видимо, машина пришла в негодность, и тогда пароход стал баржей. Когда ветхое судно уже не могло служить даже баржей, его превратили в сливную базу, а в 50-х годах списали в металлолом.

Второе рождение парохода "Святитель Николай"

Однако переплавить судно не успели. Возникла идея: к 100-летию со дня рождения вождя мирового пролетариата пароход восстановить. И ведь восстановили! По присланным из Тюмени и Тобольска чертежам, фотографиям, другим документам, найденным в архивах Енисейского пароходства. По сути, сейчас внешний вид и внутренняя отделка почти в точности соответствуют тому, какими они были в лучшие годы парохода. И шведская паровая машина - на месте!

Красноярск, Пароход-музей "Св. Николай", паровая машина. Фото Natalya Doilidenok
Красноярск, Пароход-музей "Св. Николай", паровая машина. Фото Natalya Doilidenok

Красноярск, Пароход-музей "Св. Николай", палуба. Фото Natalya Doilidenok
Красноярск, Пароход-музей "Св. Николай", палуба. Фото Natalya Doilidenok
Красноярск, Пароход-музей "Св. Николай", каюта капитана. Как бы. Фото Natalya Doilidenok
Красноярск, Пароход-музей "Св. Николай", каюта капитана. Как бы. Фото Natalya Doilidenok
Красноярск, Пароход-музей "Св. Николай", камбуз. Фото Natalya Doilidenok
Красноярск, Пароход-музей "Св. Николай", камбуз. Фото Natalya Doilidenok
Красноярск, Пароход-музей "Св. Николай", коридоры парохода. Фото Natalya Doilidenok
Красноярск, Пароход-музей "Св. Николай", коридоры парохода. Фото Natalya Doilidenok
Красноярск, Пароход-музей "Св. Николай", памятная табличка о восстановлении судна. Фото Natalya Doilidenok
Красноярск, Пароход-музей "Св. Николай", памятная табличка о восстановлении судна. Фото Natalya Doilidenok
Красноярск, Пароход-музей "Св. Николай", палуба парохода. Фото Natalya Doilidenok
Красноярск, Пароход-музей "Св. Николай", палуба парохода. Фото Natalya Doilidenok

Причём здесь старые тряпки?

Пароход сейчас является частью Красноярского краевого краеведческого музея. На судне организованы экспозиции, рассказывающие об истории парохода, о его великих пассажирах и других людях, причастных к судьбе парохода. Но есть и свободные пространства. Например, в носовой части есть большой зал, где проходят разные мероприятия со школьниками (в галерее 2 фото):

Но есть и свободные пространства, на которых организуются временные выставки. Во время нашего посещения музея здесь работала (да, наверное, и сейчас работает) выставка "Мода с обложки" - о вехах развития советской моды в 1930-1990 годах. Помимо практически новых костюмчиков на манекенах, на выставке можно увидеть и изрядно поношенные вещи, и даже стоптанные туфельки и потерявшие вид, потёртые сумочки из кожи и дерматина.

Красноярск, Пароход-музей "Св. Николай", выставка "Мода с обложки", осень-2024. Фото Natalya Doilidenok
Красноярск, Пароход-музей "Св. Николай", выставка "Мода с обложки", осень-2024. Фото Natalya Doilidenok

Я ничего не имею против истории моды, это интересная тема, накрепко связанная с историей нашей страны, да и с личной историей каждого человека. Выставка не только демонстрирует образцы одежды, обуви, аксессуаров разных лет, но и рассказывает о том, на какие ухищрения шли люди, чтобы красиво одеваться во времена тотального дефицита модной одежды, как "доставали" вещи и обувь...

И в любом другом месте я бы с большим удовольствием посетила эту выставку, поскольку люблю наряжаться, и страсти по "доставанию" модных вещей меня в советские времена стороной не обошли.

Но - старинный корабль XIX века - и старые советские тряпки... Какая связь?! Цесаревич Николай, В. И. Ленин - и стоптанные туфли из семидесятых? Уникальный механизм шведской паровой машины - и "кооперативные" джинсы-"варёнки" середины восьмидесятых??

Я бы ещё поняла, если бы была устроена выставка нарядов времён "жизни" парохода - конца XIX - начала XX веков. Но именно эта экспозиция - о моде советских лет, мне показалась крайне неуместной на пароходе и оставила от посещения музея неоднозначное впечатление. Разве нельзя было найти для этой выставки другие пространства? А так - настрой был разрушен. Вначале - атмосфера конца XIX века, суровая романтика сибирского судоходства, тени купцов-меценатов и великих людей прошлого, бывавших на судне... А потом - ррразз! И в XX век, с его культом импортных шмоток. А это ведь совсем другое настроение, другие эмоции.

А как вы думаете, разумное это решение - расположить на историческом судне-музее выставку о советской моде?

Напомню о сервисах для путешествий, которые мы используем для своих поездок:

  • для поиска билетов на самолёт - сперва идём на поисковик Авиасейлс, а затем переходим на официальный сайт авиакомпании;
  • для покупки билетов на поезд - только официальный сайт РЖД и никаких посредников;
  • для подбора жилья - Островок, Суточно.ру или Твил, понравившийся отель не обязательно бронировать на сервисе, а можно перейти на официальный сайт отеля и забронировать напрямую у них и чуть-чуть сэкономить;
  • для экскурсий - Трипстер или Спутник 8;
  • бесплатные аудиогиды - очень удобно! - izi travel;
  • целиком "собрать" всё путешествие (перелёт, поезд, междугородный автобус) можно на Яндекс Путешествия;
  • билеты в театры, музеи, на концерты брать сильно заранее, месяца за 2-3-4, особенно если поездка предстоит во время школьных каникул - и только на официальных сайтах театров (музеев) (сайты-посредники могут "накручивать" до 100%). И, если поездка не состоится, на официальных сайтах проще оформить возврат.

Всем - здоровья!

"Лайки", комментарии и подписки приветствуются!