Добрый день!
В Красноярске, на "вечной", "сухой" стоянке на набережной Енисея стоит старинный пароход "Святитель Николай".
Пароход "Святитель Николай" - самый быстрый на Енисее
Этот грузопассажирский железный колёсный пароход построен в Тюмени на судостроительном заводе в 1886 году. Первый рейс совершил в 1887 году, работал на регулярных рейсах Минусинск-Енисейск.
Гребные колёса приводила в движение доставленная из Швеции паровая машина. Топливом для парохода служили дрова, а в сутки требовалось сжигать ни много ни мало, а 50 (!) кубических метров дров. Мощность судна составляла 500 лошадиных сил. Против течения пароход мог идти со скоростью 9 вёрст в час, а против течения - целых 25 вёрст!
Судно специально строилось для работы на Енисее и Ангаре. Длина его - 56 метров. А осадка небольшая - при полной загрузке - всего 1.25 метра. И - да, в конце XIX - начале XX века пароход "Святой Николай " был самым быстрым на Енисее.
Пароход "Св. Николай" и будущий российский император
В 1890-1891 годах цесаревич Николай, будущий император Николай II, в образовательных целях совершил большое Восточное путешествие, разумеется, в сопровождении опытных и знатных наставников. В числе посещённых стран - Греция, Египет, Индия, Цейлон (Шри-Ланка), Сингапур, Сиам (Таиланд), Япония. Из Японии цесаревич прибыл во Владивосток, откуда по дорогам и рекам, через всю Россию, проследовал уже в Санкт-Петербург. Проезжал он и Красноярск.
1 июля 1891 года на пароходе "Св. Николай" цесаревич с сопровождающими совершил небольшой переход по Енисею от села Берёзовки до Красноярска. По реке было передвигаться удобнее, безопаснее и быстрее, так как дороги были ещё... не дороги.
Путешествию будущего императора посвящена выставка в каюте первого класса.
Вот копия фотографии группы наставников, сопровождавших цесаревича в путешествии:
Ленин на "Святителе Николае"
В начале 1897 года было арестовано, во главе с В. И. Лениным, всё руководство "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". Ленин был направлен в ссылку в Восточную Сибирь, причём направлен не по этапу, а "своим ходом".
В начале марта Ленин прибыл в Красноярск и жил в городе под гласным надзором до 30 апреля - до начала навигации. 30 апреля Ленин в компании соратника по партии Г. М. Кржижановского, его матушки Э. Э. Розенберг и В. В. Старкова погрузились на пароход. Ульянову-Ленину на тот момент было 27 лет. А Кржижановскому и вовсе - 25. Полицеймейстер Красноярска в тот день рапортовал:
...политссыльный В. И. Ульянов, наконец, выбыл из Красноярска в село Шушенское на пароходе "Св. Николай".
Ленину со спутниками была выделена каюта второго класса. Вот так, примерно, она выглядела (в галерее 2 фото):
Незавидная судьба парохода
Целых 20 лет, с 1907 по 1927 год, капитаном судна был Сивков Николай Фёдорович. После революции, разумеется, судно не позволили быть "Святым Николаем", и переименовали в "Красноармейца". Затем вовсе лишили имени, присвоив № 218, затем назвали "Фридрих Энгельс".
После 1927 года, когда Н. Ф. Сивков перестал быть капитаном, видимо, машина пришла в негодность, и тогда пароход стал баржей. Когда ветхое судно уже не могло служить даже баржей, его превратили в сливную базу, а в 50-х годах списали в металлолом.
Второе рождение парохода "Святитель Николай"
Однако переплавить судно не успели. Возникла идея: к 100-летию со дня рождения вождя мирового пролетариата пароход восстановить. И ведь восстановили! По присланным из Тюмени и Тобольска чертежам, фотографиям, другим документам, найденным в архивах Енисейского пароходства. По сути, сейчас внешний вид и внутренняя отделка почти в точности соответствуют тому, какими они были в лучшие годы парохода. И шведская паровая машина - на месте!
Причём здесь старые тряпки?
Пароход сейчас является частью Красноярского краевого краеведческого музея. На судне организованы экспозиции, рассказывающие об истории парохода, о его великих пассажирах и других людях, причастных к судьбе парохода. Но есть и свободные пространства. Например, в носовой части есть большой зал, где проходят разные мероприятия со школьниками (в галерее 2 фото):
Но есть и свободные пространства, на которых организуются временные выставки. Во время нашего посещения музея здесь работала (да, наверное, и сейчас работает) выставка "Мода с обложки" - о вехах развития советской моды в 1930-1990 годах. Помимо практически новых костюмчиков на манекенах, на выставке можно увидеть и изрядно поношенные вещи, и даже стоптанные туфельки и потерявшие вид, потёртые сумочки из кожи и дерматина.
Я ничего не имею против истории моды, это интересная тема, накрепко связанная с историей нашей страны, да и с личной историей каждого человека. Выставка не только демонстрирует образцы одежды, обуви, аксессуаров разных лет, но и рассказывает о том, на какие ухищрения шли люди, чтобы красиво одеваться во времена тотального дефицита модной одежды, как "доставали" вещи и обувь...
И в любом другом месте я бы с большим удовольствием посетила эту выставку, поскольку люблю наряжаться, и страсти по "доставанию" модных вещей меня в советские времена стороной не обошли.
Но - старинный корабль XIX века - и старые советские тряпки... Какая связь?! Цесаревич Николай, В. И. Ленин - и стоптанные туфли из семидесятых? Уникальный механизм шведской паровой машины - и "кооперативные" джинсы-"варёнки" середины восьмидесятых??
Я бы ещё поняла, если бы была устроена выставка нарядов времён "жизни" парохода - конца XIX - начала XX веков. Но именно эта экспозиция - о моде советских лет, мне показалась крайне неуместной на пароходе и оставила от посещения музея неоднозначное впечатление. Разве нельзя было найти для этой выставки другие пространства? А так - настрой был разрушен. Вначале - атмосфера конца XIX века, суровая романтика сибирского судоходства, тени купцов-меценатов и великих людей прошлого, бывавших на судне... А потом - ррразз! И в XX век, с его культом импортных шмоток. А это ведь совсем другое настроение, другие эмоции.
А как вы думаете, разумное это решение - расположить на историческом судне-музее выставку о советской моде?
Напомню о сервисах для путешествий, которые мы используем для своих поездок:
- для поиска билетов на самолёт - сперва идём на поисковик Авиасейлс, а затем переходим на официальный сайт авиакомпании;
- для подбора жилья - Островок, Суточно.ру или Твил, понравившийся отель не обязательно бронировать на сервисе, а можно перейти на официальный сайт отеля и забронировать напрямую у них и чуть-чуть сэкономить;
- целиком "собрать" всё путешествие (перелёт, поезд, междугородный автобус) можно на Яндекс Путешествия;
- билеты в театры, музеи, на концерты брать сильно заранее, месяца за 2-3-4, особенно если поездка предстоит во время школьных каникул - и только на официальных сайтах театров (музеев) (сайты-посредники могут "накручивать" до 100%). И, если поездка не состоится, на официальных сайтах проще оформить возврат.
Всем - здоровья!
"Лайки", комментарии и подписки приветствуются!