Найти в Дзене
Меня не обмануть!

"Баба Дейзи у телефона": как кибербабушка заговорит всех мошенников!Новинка для защиты от аферистов

Оглавление

Проблема телефонного мошенничества актуальна не только для России, жители других стран также страдают от непрекращающихся звонков аферистов и спамеров. Эффективный способ покончить с этим высокотехнологичным видом преступности пока не найден. Но операторы сотовой связи призывают на помощь искусственный интеллект.

Как мобильные компании применяют нейросети в борьбе с киберпреступниками? Несколько интересных кейсов у нас и за рубежом.

Авторы: Сергей Михайлов, Алиса Райх.

В тему:

Фото оператора O2.
Фото оператора O2.

Нейробабушка в действии

Один из необычных вариантов борьбы с мошенниками предложил британский мобильный оператор O2, запустив нейросетевого агента в виде бабушки. Искусственный интеллект перехватывает звонки мошенников и заговаривает им зубы, напрасно тратя время злоумышленников.

Телефонные мошенники мастерски научились применять в своей деятельности методы социальной инженерии. Они представляются служащими госорганов, сотрудниками банков, полиции, втираются в доверие и проворачивают различные преступные схемы. Например, просят перевести деньги на защищённый счёт, назвать секретный код, принять участие в поимке жулика и многое другое. Как оказалось, британские мошенники ничем не отличаются от отечественных, Англию буквально охватила эпидемия телефонного скама.

Именно для решения подобных проблем оператор O2 представил своего нового виртуального сотрудника — человекоподобный искусственный интеллект «Дейзи». Да, мы как будто живём в мире фильма "Матрица", где можно поговорить с программой. Искусству бесконечно долгого разговора ни о чём по телефону нейробабушку обучали не домохозяйки, а передовые технологии с использованием реального мошеннического контента. Дейзи почти неотличима от реального человека, поэтому может легко обманывать мошенников, выдавая себя за обычную пенсионерку.

Фото оператора O2.
Фото оператора O2.

Заговор на неудачу

Телефонные звонки, которые оператор определяет как мошеннические, будут перенаправляться на «бабу Дейзи», после чего программа возьмёт на себя общение с жуликами. Главная задача кибербабки — бесконечно долго разговаривать с мошенниками, заговаривая им зубы и тратя время на бессмысленную болтовню. Жулики будут уверены, что нашли идеальную послушную жертву, но на самом деле с ними просто играет искусственный интеллект. Дейзи может работать круглосуточно, отвечая на самые хитроумные звонки и успешно удерживает многочисленных мошенников на проводе в течение 40 минут за раз.

У проекта "Меня не обмануть!" есть Телеграм-канал. Будем рады подписчикам!

Бабушка-мститель

Созданию нейробабушки способствовало исследование компании O2, показавшее, что 71% британцев хотели бы отомстить мошенникам, которые пытались обмануть их или их близких. Однако обычные люди не имеют для этого ни времени, ни возможности. Тогда мобильный оператор и решил привлечь к этой работе кибербабку-мстителя. Естественно, это не единственный способ борьбы с мошенниками - оператор ежемесячно блокирует миллионы мошеннических текстовых сообщений и звонков.

Теперь вместо реальных людей баба Дейзи рассказывает мошенникам витиеватые истории о своей семье, подробно делится пристрастием к вязанию и с удовольствием предоставляет звонящим ложную личную информацию, включая выдуманные банковские реквизиты. Ещё одним полезным эффектом от работы нейробабушки стало возможность быстрого раскрытия и детального изучения различных мошеннических схем и методов борьбы с ними.

В тему:

А как у нас?

Наши операторы также пытаются использовать нейросети, чтобы спасать абонентов от мошенников. Так, МТС запустил новую функцию "Безопасный звонок" - она дает голосовое предупреждение на основе выявленной ИИ опасности.

Если искусственный интеллект заметит подозрительную активность, он предупредит абонента голосовым уведомлением о потенциальной угрозе. А вот прервать разговор или нет, решает уже сам абонент. Правда, за это с клиентов сотовой компании планируют брать деньги.

В Т-Мобайл есть технология “Нейрощит”: звуковая дорожка звонка мошенника переводится в текст, искусственный интеллект анализирует разговор, выявляет паттерны поведения мошенника и прерывает беседу. ИИ распознаёт телефонного афериста в среднем за 33 секунды. Как уверяет оператор, это уникальная для российского рынка технология, которая позволяет определить мошенника с максимальной точностью. Искусственный интеллект включается в разговор и предупреждает человека об опасности. Более того, если оператор зафиксирует такой звонок, и клиент попытается перевести деньги, перевод будет заблокирован.

«Фрод-рулетка» — экспериментальный сервис, который в реальном времени позволяет всем желающим побеседовать с настоящими мошенниками. А скоро в приволжской столице появится первая в России телефонная будка с «Фрод-рулеткой», в которой можно будет поболтать с реальным преступником, прокачать свои скиллы в сфере финансовой безопасности и спасти доверчивого гражданина от обмана.

Это полезный тренажёр, который позволит познакомиться с мошенниками не только в теории, но и попробовать свои навыки самообороны в действии, считают эксперты. Рулетка переводит звонок реального мошенника не на жертву, а на игрока, который готов с ним разговаривать в безопасной среде. Это меняет правила игры, превращая мошенника их охотника в жертву.

Подробнее - в этой статье