Найти тему
Меня не обмануть!

Нейрощит от мошенников: как сотовый оператор, банк и искусственный интеллект защищают деньги клиентов?

Оглавление

Размах кибермошенников продолжает нарастать. По данным нижегородской полиции, жители приволжской столицы в 2024 году уже перечислили телефонным аферистам 1,6 млрд рублей. Как сотовые операторы и банки защищают клиентов от мошенников? Могут ли новые технологии эффективно противостоять аферистам? И какие меры нужно предпринять, чтобы остановить киберпреступность?

Чтобы ответить на эти вопросы, хочу поделиться с подписчиками канала «Меня не обмануть!» интересным кейсом. В Нижегородской области начал работать новый мобильный оператор «Т-Мобайл», абоненты которого, по оценкам аналитиков компании, в 10 раз лучше защищены от мошенничества. Я решила разобраться, а за счёт чего это достигается.

Автор: Наталья Халезова

Фото автора.

-2

Как разводят чаще всего?

Недавно я как автор проекта финансового просвещения «Меня не обмануть!» побывала на мероприятии для прессы, посвященном сотрудничеству между правительством Нижегородской области, Т-Мобайлом, Т-Банком, презентации нового мобильного оператора Т-Мобайла в регионе и запуску пилотного проекта по защите нижегородцев от мошенников.

Эксперты констатировали серьёзный масштаб проблемы телефонного и кибермошенничества. По словам Олега Замиралова, руководителя Центра экосистемной защиты Т-Банка, россияне продолжают терять деньги от 5 видов обмана:

  • фейковые инвестиции,
  • телефонные звонки мошенников,
  • псевдопокупатели и продавцы на сайтах бесплатных объявлений,
  • лжеработодатели,
  • взлом соцсетей.

Если говорить о России в целом, то по объёму ущерба лидируют лжеброкеры, а в Нижегородской области жертвы чаще попадают в ловушку телефонных мошенников.

Ещё одна проблема в сфере телефонной и киберпреступности — дропперы. Это люди, которые помогают мошенникам выводить криминальные деньги. К примеру, дроп может продать свою банковскую карту или предоставить паспортные данные для открытия счёта и перечисления денег по цепочке. Согласно аналитике Т-Банка, в Нижегородской области таких дропперов в 5 раз меньше, чем в среднем по стране. У нас люди более ответственные и честные.

-3

Как работает «Т-защита»?

По словам Виталия Бриедиса, гендиректора Т-Мобайла, защищать россиян от мошенников удаётся гораздо эффективнее благодаря синергии банкинга, мобильных технологий, искусственного интеллекта. Поэтому Т-Банк и решил создать собственного мобильного оператора «Т-Мобайл», который работает с 2017 года. Нижний Новгород — 78 регион для компании.

«Клиентов сотового оператора и банка оберегает «Т-защита» — это комплекс инструментов, который включает свыше 30 позиций. Они бывают двух типов — требуют взаимодействия с клиентом и не предполагают его участия. Спектр широк: от определителя номера и защиты от спам-звонков до мониторинга, «Фрод-рулетки» и группы быстрого реагирования. Эшелонированная защита позволяет обезопасить человека на разных уровнях и борется с определёнными точками контакта клиента с киберпреступниками», — рассказал Олег Замиралов.

Многоуровневая защита в действии:

  • При звонке срабатывает определитель номера.
  • При разговоре подключается «Нейрощит» (разберём его подробнее ниже).
  • При заявке на кредит, когда жертва находится под воздействием мошенников, в Т-Банке действует модель машинного обучения, которая вычленяет такие заявки и эффективно блокирует мошенничество, не доводя до вывода средств.
  • При снятии или переводе собственных средств клиента искусственный интеллект в системе фрод-мониторинга помогает отследить мошеннический перевод в общей массе операций и приостановить его.
Многоуровневая защита позволяет спасать до 20 миллиардов клиентских денег в год.

«Нейрощит» не дал поговорить с аферистом

Благодаря технологии “Нейрощита”, звуковая дорожка звонка мошенника переводится в текст, искусственный интеллект анализирует разговор, выявляет паттерны поведения мошенника и прерывает беседу. ИИ распознаёт телефонного афериста в среднем за 33 секунды.

«Это уникальная для российского рынка технология, которая позволяет определить мошенника с максимальной точностью. Мы также запустили пилотную версию «Нейрощита»: теперь искусственный интеллект включается в разговор и предупреждает человека об опасности. Более того, если мы зафиксировали такой звонок, и клиент попытается перевести деньги, перевод будет заблокирован. Наша система позволяет прерывать до 30 миллионов таких звонков», — объяснил руководитель оператора связи В. Бриедис.

В Нижнем Новгороде технология «Нейрощит» заработала в пилотном формате: теперь Нейрощит не только прерывает звонок, но и вклинивается в него, предупреждая абонента об опасном звонке, преступник при этом ничего не слышит.

Пример, как умные технологии могут защитить клиента мобильного оператора от фрода (обмана в сфере ИТ самых разных видов) — в этом видео👇🏻

Меня не обмануть! | Разговоры с мошенником теперь прерывает искусственный интеллект. Как работает "Нейрощит" от Т-Мобайл и вернут ли деньги, если не предупредили? | Дзен

Умная система фрод-мониторинга и летучий киберотряд

Она работает 24/7. Система объединяет модели машинного обучения, разработанные ИТ-специалистами банка с многолетней экспертизой. Фрод-мониторинг анализирует тысячи факторов и вычленяет сомнительную операцию, которую нужно приостановить.

Зачастую жертву крайне сложно вывести из состояния гипноза, в которое его ввели злоумышленники, обрабатывая человека несколько часов, а то и дней кряду. На этот случай в Т-Банке предусмотрено специальное подразделение отдела фрод-мониторинга. 50 специалистов переубеждают клиентов по всей стране, чтобы спасти их из сетей мошенников.

«Если они сталкиваются с полным непониманием при телефонном разговоре, подключается группа быстрого реагирования, или летучий отряд, который выезжает к клиенту домой и в личной беседе, в знакомых для человека условиях переубеждает его, снимает морок обмана. Жертвы показывают справки “из ФСБ”, документы, якобы подписанные лично президентом РФ, псевдопоручительства от банка. Они уверены, что делают всё правильно. Весь этот комплекс мер позволяет переубеждать до 95% клиентов, попавших под воздействие кибераферистов», — поделились опытом ИТ-эксперты.

Оказалось, Нижний Новгород — столица фрод-мониторинга Т-Банка. 50 ключевых сотрудников, отвечающих за работу системы мониторинга мошеннических операций, базируются в приволжской столице.

«Фрод-рулетка» и телефонная будка от мошенников

«Фрод-рулетка» — экспериментальный сервис, который в реальном времени позволяет всем желающим побеседовать с настоящими мошенниками. А скоро в приволжской столице появится первая в России телефонная будка с «Фрод-рулеткой», в которой можно будет поболтать с реальным преступником, прокачать свои скиллы в сфере финансовой безопасности и спасти доверчивого гражданина от обмана.

Это полезный тренажёр, который позволит познакомиться с мошенниками не только в теории, но и попробовать свои навыки самообороны в действии, считают эксперты. Рулетка переводит звонок реального мошенника не на жертву, а на игрока, который готов с ним разговаривать в безопасной среде. Это меняет правила игры, превращая мошенника их охотника в жертву.

Пример звонка мошенников, который перехватила «Фрод-рулетка», в ролике👇🏻

Меня не обмануть! | Посмеялись над мошенником. Фрод-рулетка от "Т-Мобайл" перехватила звонок афериста | Дзен

В перспективе «Фрод-рулетка» должна стать мобильным приложением для абонентов разных российских операторов. Кроме того, эксперты Т-Банка и Т-мобайл выступают за создание технологического купола, который будет защищать клиентов других финансовых организаций и сотовых компаний.

«Появление нового сотового оператора в Нижегородской области позволяет не только расширить перечень телеком-услуг, но и предоставить уникальные сервисы, которые помогут защитить потребителей от мошенников. Мы много работаем в этом направлении. Наши усилия направлены в первую очередь на школьников и старшее поколение как две самые незащищённые группы граждан. А первая в России стационарная телефонная будка с умными технологиями поможет выполнить социальную миссию: пока мошенник разговаривает не с жертвой, а с подготовленным человеком, он никого не сможет больше обмануть», — считает Александр Синелобов, министр цифрового развития и связи Нижегородской области.

Первая в России телефонная будка для общения с мошенниками.
Первая в России телефонная будка для общения с мошенниками.

ВОПРОС-ОТВЕТ

Если оператор не смог, несмотря на многоуровневую защиту, предотвратить хищение денег клиента, будет ли он возвращать средства?

Отвечает Виталий Бриедис:

«Если техника не сработала, мы будем компенсировать все украденные мошенниками деньги. По условиям услуги «Защитим или вернём деньги», если у клиента сотового оператора счёт в Т-Банке, в качестве основного телефона указан номер Т-Мобайла, и его обманули мошенники, банк выплатит всю сумму потерянных сбережений. Размер уже выплаченных компенсаций составил 10 млн рублей».

Почему людей столько предупреждают, рассказывают о мошенниках, а россияне не слушают. Получается, профилактика не работает?

Отвечает Олег Замиралов:

«Мы обучаем наших клиентов, занимаемся развитием их финансовой грамотности, профилактикой мошенничества. И, как показывает наша статистика, обучение работает, но эффект от знаний заметен в первые три месяца. Эта работа требует методичности. Нельзя всех россиян и раз и навсегда обучить не попадать в ловушку мошенников. Тем более их схемы и способы обмана постоянно совершенствуются».

-5

…Кстати, я смогла не только задать интересующие меня вопросы, но и пообщаться с представителями компании и регионального правительства в кулуарах, обсудить проблемы мошенничества и перспективы борьбы с ним, а также найти точки соприкосновения для сотрудничества в сфере профилактики киберпреступлений. Только вместе мы сможем разорить мошенников!