Свершилось - идём в море!
25 августа
Подъем в 7:30. В 8 утра мы с Кодером отправились купаться (гости клуба "Юг-Спорт" имеют право пользоваться бассейном). Возле бассейна ни души - наплавались вдоволь. Затем быстрый завтрак и финальные приготовления: отключили береговое питание, задраили люки, закрыли рундуки. Капитан в это время занимался оформлением выхода. К 10:00 всё было готово к отправлению.
Для расчёта затрат топлива я решил записать моточасы:
- Кэп, я включу контроллер дизеля?
- Давай!
Нажал на контроллере кнопку "On", раздался громкий предупреждающий писк и на счетчике отобразились цифры: 4333.4 часа. Магия чисел! А вот индикатор уровня топлива не работает - показывает 0, хотя топливо в баке есть.
Завели дизель, проверили "мокрый" выхлоп, отдали швартовы. Кэп вывел яхту из марины, а дальше к штурвалу встал Спец. Поставили паруса и вперед!
Прогноз погоды на сегодня: без осадков, ветер северо-восточный 6-11 м/с, порывы 15-20 м/с. Факт совпал с прогнозом: хороший ходовой ветер, относительно спокойное море, к вечеру разогнало волну. Дважды приходили поздороваться дельфины, но долго с нами не шли.
Рулевые вахты поделили на троих по 2 часа. Подвахтенные моют посуду, готовят еду, помогают с парусами и т.д. Капитан разложился в носовой каюте - отдыхать не мешает, но всегда готов прийти на помощь. Вечером была моя вахта на камбузе - жарил картошку. Унылая вышла картошка: не хрустит, как будто вчера пожарена, вся пропиталась жиром. Винил крен, качку, непривычную сковороду с тонким дном, неправильную картошку. Ну хотя бы не пересолил. Экипаж стряпню не ругал - всё было съедено.
Первоначальный план - идти всю ночь, но благодаря достаточно быстрому продвижению по маршруту, мы выиграли несколько часов для отдыха и направились в Ольгинскую бухту на ночевку. За день прошли относительно берега около 56 nm (морских миль, 104 км) со средней скоростью 4 узла. Относительно воды скорость была 5.5 - 6 узлов.
26 августа
В 00:30 встали на якорь напротив села Ольгино. Дует холодный, пробирающий до костей северо-восточный ветер в 16-20 узлов (8-10 м/с). В ближайшие часы ожидается усиление ветра и изменение его направления на юго-восточное. Предположительно, что с юго-запада к нам подходит циклон (погоду мониторит капитан, это его зона ответственности, а я наблюдаю и предполагаю).
Смена ветра в условиях якорной стоянки означает, что отжимной ветер (направленный в сторону моря) сменится на прижимной (в сторону берега), а это дополнительная опасность: если якорь плохо держит, то судно начнет дрейфовать в сторону берега.
Капитан назначил якорную вахту по два часа. Я заступил первым. Выбрал три пеленга на береговые объекты - наблюдаю. В этом деле нужно иметь некоторую сноровку, так как даже при неизменном направлении ветра яхту "водит" на якоре. Если записать трек перемещений, то увидите дуги или даже восьмерки: лодка попеременно подставляет ветру то одну скулу, то другую, смещаясь то влево, то вправо вокруг якоря.
Экипаж отбился, а я натянул кофту и расположился в кокпите. Набережная была ярко освещена. С нескольких сторон долбила музыка. Я замёрз, наматывал сопли на рукав и периодически спускался в кают-компанию погреться. Любители дискотек, разогретые алкоголем и танцами, замёрзли только в половине второго - слава Богу! И тогда я остался наедине со звуками волн, ветра, поскрипывания корпуса, стука фалов по мачте. Кстати, когда стучат фалы - не поленитесь их отвести в сторону, подвязав при необходимости штертиками (или шкертиками - как то читателю угодно) к чему-нибудь.
Деревья в темноте вырисовывались словно клубы серого дыма. Фотокамера на большой выдержке могла распознать зеленый цвет листвы (на фото выше), а человеческий глаз уже нет.
Я спустился на кормовую платформу по малой нужде, принялся за дело и был шокирован - вода вспыхнула ярким голубоватым светом! Это напоминало полуавтоматическую сварку, только вместо потока плазмы был иной поток. Вода полна фосфоресцирующим планктоном! Такого яркого свечения я ещё не видел - даже немного страшно :)))
Передал вахту Кодеру, рассказал ему про волшебное морское свечение и отправился отдыхать: на сон осталось менее 3 часов - выход назначен в 5:00. Очень устал, но заснуть никак не получалось, позже я разобрался почему.
Идём в шторм
Поспал всего час. Жесткий временной регламент обусловлен тем, что к коридору в районе Керченского пролива нужно подойти в определенное время - он открыт всего несколько часов в сутки.
Прогноз на 26 августа: ветер юго-восточный 7-12 м/с, порывы 17-22 м/с.
Снялись с якоря и пошли в море. День начался хорошо - с подношения Морскому царю. Дело было так: солнышко стало припекать, я отправился за кепкой, стал подвязывать её к шнурку очков, но кто-то срочно позвал меня в кокпит. В то мгновение я подумал: - "Ну не сдует же её за пару секунд? Ещё успею!" Только высунулся - пфу и нету кепки, ушла как ракета. Ну куда Морскому царю столько кепок? А в поезде (ещё на пути к Сочи) у меня порвалась рубаха по спине, сверху донизу - резко повернулся на койке. Хорошая была рубаха, с глубокой скорбью затолкал её в вагонное ведро. У меня и так минимум вещей с собой, а уже две утраты. Надо постараться шорты не потерять...
Юго-восточный ветер, воздействуя на воду вдоль береговой линии и не встречая препятствий, разогнал волну до высоты 3.5 м. Мы бежали с попутной волной, подставляя ей корму, она неспешно догоняла нас, поднимала с подошвы на гребень, ускоряла, норовила развернуть и шлёпнуть по "попе". Автопилот не справлялся, рулили руками. Убрали из кокпита всё, что может забрать Нептун (а может и не всё - фонарика в итоге на досчитались, я думаю, его забыли в кокпите минувшей ночью).
Иногда, словно из ниоткуда, за кормой вырастала особенно большая волна, нависала над кокпитом и заливала его. Она не подходила со стороны, а как будто поднималась из глубины. Это проявление интерференции - сложения волн. Сфотографировать эту красоту не удалось - телефон спрятан в сухое место.
С точки зрения больших железных пароходов это не шторм, а просто сильный ветер в 6 баллов (по Бофорту) и сильное волнение в 5 баллов. Не чувствуя серьезной опасности, мы неслись с попутным ветром и волной. Из скорости ветра вычиталась скорость судна и он не завывал в такелаже. Большая 47-футовая яхта легко взбиралась кормой на гребни волн (за исключением редких случаев). Попытайся мы в этих же условиях двигаться против ветра и волны - было бы сложнее.
Плавание на попутном волнении
Такое плавание может быть опасным. При длине волны, мало превышающей длину судна, создается угроза управляемости - может произойти брочинг: судно сойдет с гребня к подошве, развернется лагом к волне и рискует опрокинуться. Для предотвращения брочинга рекомендуется иметь скорость судна менее 0,6 от скорости движения волны. И следует помнить, что многое зависит от размеров судна: для 5 м лодки высота волны 0,7 метра - это серьезный шторм, а для 15 м яхты - пустяк.
Несмотря на опасности, в плавании на попутной волне имеются весомые плюсы: чем дольше удаётся удерживать лодку на фронтовой части волны (ближе к её гребню - красная линия на рисунке), тем выше будет скорость судна, тем реже волны будут догонять лодку и слабее атаковать корму. Почему? - Сейчас разберём.
Формулы расчета периода и длины волны
Британский судостроитель Ян Проктор предложил яхтсменам простые и легко запоминающиеся формулы расчета длины и периода волн:
Скорость_волны (узлы) = 3 * Период (секунды)
Длина волны (метры) = 1,5 * Период(секунды)^2
Скорость_волны = 3/4 * Скорость_ветра (при устойчивом ветре и длительном времени действия)
Применим этим формулы для нашей ситуации: пусть скорость ветра 12 м/с (24 узла). Тогда скорость волны =3/4*24=18 узлов. Период =18/3=6 секунд. Длина волны =1.5*6^2=54 м.
Судно, движущееся со средней скоростью, предположим, 7 узлов, догоняли волны с относительной скоростью 18-7=11 узлов, вымпельный ветер был 24-7=17 узлов. Судно двигалось на тыловой части волны со скоростью 4 узла, ближе к подошве имело 7 узлов, а на фронтальной части около 10 узлов. Проверим среднее: (10+7+4)/3=7 узлов - сходится. А значит, догоняющий лодку гребень в момент удара в корму двигался с относительной скоростью: 18 - 10 = 8 узлов.
Примечание: чтобы лучше понять процесс движения на попутной волне, представьте себе санки, получающие ускорение на склоне горы под действием силы тяжести. При этом гора движется горизонтально быстрее санок и обгоняет их. Тогда относительно склона горы санки будут двигаться вверх, задом к вершине и при этом продолжать ускоряться, так как этому способствует сила тяжести. Возле самой вершины санки приобретут максимальную скорость, потом минуют вершину и на противоположном склоне горы получат отрицательное ускорение - начнут замедляться. Понятно? :)
Риск брочинга минимальный: длина волны превышает длину судна в 3.5 раза, а скорость судна составляет 0.4 от скорости волны.
Представим обратную ситуацию - движение против обозначенных ветра и волны. Скатываясь с гребня к подошве со скоростью 7 узлов, судно столкнется с фронтовой частью волны на суммарной скорости 18+7=25 узлов. А средняя скорость вымпельного ветра составит 24+7=31 узел. Жёстко, тем не менее штормование на встречном волнении считается наиболее безопасным (но оставим эту тему для другого рассказа).
Геленджик
Миновали Архипо-Осиповку и волны стали ослабевать. Ветер изменил направление на северо-восточное (почему так - ответ найдете выше на карте с циклоном, мы находимся между Туапсе и Новороссийском).
С 5 утра все страшно проголодались - завтрака как такового не было, кто что успел, тот то и перехватил. Меня даже начало мутить - не от качки, а от голода. Кусочек черного хлеба мигом исправил ситуацию.
Успокоившееся море возле Геленджика позволило, наконец, взяться за приготовление обеда. Не помню кто и что готовил, кто накрывал и разливал, но кнопка на одном из рундуков осталась не защёлкнутой.
Яйца
К вечеру волна вернулась (ниже дневной, менее 2 м). Я отправился за какой-то надобностью в кают-компанию и обнаружил десяток желтков, катающиеся на белках по полу с борта на борт. Обособленная группа желтков периодически заезжала в щель под диваном (там выдвижной рундук), весело проводила время в интимной обстановке, а затем выезжала "на люди" в совершенно непотребном виде. Весь пол в слизи - наступить некуда, а если наступишь - не удержишься на ногах.
Вот какой черт меня понес в кают компанию? Один стоит на руле, другой спит, ну почему я?!! Сняв обувь и одежду, встав в коленопреклоненную позицию, я принялся ловить желтки и оттирать бумажными полотенцами слизь. Вскоре, видимость порядка была восстановлена, но только видимость. Нужно было очень хорошо отмыть полы, в том числе под диваном - иначе яйца протухнут. На качке эта миссия невыполнима, да и ведра на яхте не оказалось (не пользоваться же кастрюлей?)
Большой Утриш
26 августа около 21:00 мы вошли в маленькую марину на озере Змеином. Одиннадцать лет назад, в ночь с 27 на 28 августа, в этих водах потерпел крушение Виталий Елагин на свое лодке "Орлёнок" (тот самый яхтсмен, который в 2024 завершил одиночную кругосветку).
Пришвартовались. Первым делом я выпросил у рыбаков с сейнера ведро для борьбы с яйцами. Ведро оказалось достойным задачи - об этом свидетельствовал сантиметровый слой рыбьего жира. Комбинация запахов фейри, яиц и рыбы создала парфюм, достойный настоящего моряка. Более часа я резвился на пенной вечеринке, а ребята в это время готовили мясо на мангале. Ведро вернул с полусантиметровым слоем жира - рыбаки претензий не предъявили.
Ну а дальше мы поужинали мясом, вином, овощами и без сил завалились на койки в час ночи 27 августа.
Переход Ольгинка-Большой Утриш составил 78 nm (144 км), средняя скорость 5.2 узла (относительно суши). Участок от Ольгинки до Геленджика 45 nm (83 км) мы прошли со средней скоростью 6.5 узлов, а оставшиеся 33 nm (61 км) со скоростью 4.1 узла.
Капитан опасался, что объявят штормовое предупреждение и мы застрянем в марине. Его и правда объявили, но уже после нашего выхода из Большого Утриша.
***
Начало этой истории здесь.
Следующая статья: Яхтенный поход Сочи-Севастополь 2022. Глава 4. Авария