Найти в Дзене

Зачем король Португалии Жозе I добился от папы римского разрешения на близкородственный брак

Представьте только, что когда-то близкородственные связи были в порядке вещей! Ну, не то, чтобы норма, но и не возражал никто особо. Так произошло, например, в Португалии, во время правления Жозе I. Того самого Жозе, памятник которому стоит на площади Коммерции в Лиссабоне. В XVIII веке династические браки стали важными для европейских монархий. Часто такие браки заключались между близкими родственниками, чтобы сохранить власть, богатства и земли в пределах одной династии. Жозе I родился в период политической нестабильности в Европе, и Португалия нуждалась в укреплении своих позиций как внутри, так и на внешней арене. Династические браки с королевскими домами Испании, Франции и других европейских стран были традиционными методами поддержания международного мира и стабильности. Король Жозе также был заинтересован в том, чтобы его наследники могли удержать власть в пределах его династии. В 1729 году Жозе I, будучи еще наследником престола, женился на своей двоюродной сестре, инфанте Мари

Представьте только, что когда-то близкородственные связи были в порядке вещей! Ну, не то, чтобы норма, но и не возражал никто особо. Так произошло, например, в Португалии, во время правления Жозе I. Того самого Жозе, памятник которому стоит на площади Коммерции в Лиссабоне.

Памятник Жозе I на Praca do Comercia  в Лиссабоне. Фото автора
Памятник Жозе I на Praca do Comercia в Лиссабоне. Фото автора

В XVIII веке династические браки стали важными для европейских монархий. Часто такие браки заключались между близкими родственниками, чтобы сохранить власть, богатства и земли в пределах одной династии. Жозе I родился в период политической нестабильности в Европе, и Португалия нуждалась в укреплении своих позиций как внутри, так и на внешней арене. Династические браки с королевскими домами Испании, Франции и других европейских стран были традиционными методами поддержания международного мира и стабильности. Король Жозе также был заинтересован в том, чтобы его наследники могли удержать власть в пределах его династии.

Жозе I хотел сохранить власть для своей династии. Фото: Getty Images
Жозе I хотел сохранить власть для своей династии. Фото: Getty Images

В 1729 году Жозе I, будучи еще наследником престола, женился на своей двоюродной сестре, инфанте Марианне Виктории Испанской, дочери испанского короля Филиппа V и его жены Елизаветы Фарнезе. Этот брак был своего рода соглашением между Португалией и Испанией, укрепляющим позицию в отношениях со странами на Иберийском полуострове.

Марианна Виктория была кузиной своего мужа. Фото: Getty Images
Марианна Виктория была кузиной своего мужа. Фото: Getty Images

Марианна Виктория родила Жозе I четырех дочерей:

  1. Мария I (1734—1816) — будущая королева Португалии, которая вышла замуж за своего дядю Педро III.
  2. Мария Анна Франсишка (1736—1813) — осталась незамужней.
  3. Мария Франсишка Доротея (1739—1771) — также осталась незамужней.
  4. Мария Франсишка Бенедикта (1746—1829) — сестра Марии I, вышедшая замуж за Жозе, который был сыном Марии I (то есть за своего племянника).

Еще четверо детей Жозе I, три сына и дочь, родились мертвыми, что создало серьезные проблемы для династии. Жозе, не имея наследника мужского пола, в конечном итоге провозгласил свою старшую дочь Марию наследницей престола.

Наследницей Жозе I стала его старшая дочь Мария. Фото: Getty Images
Наследницей Жозе I стала его старшая дочь Мария. Фото: Getty Images

К середине XVIII века стало ясно, что у Жозе нет и не будет наследников, способных возглавить престол. В этой ситуации король принял решение выдать свою старшую дочь, принцессу Марию, за своего родного младшего брата Педро. Однако, поскольку Мария и Педро были близкими родственниками (дядя и племянница), для заключения этого союза потребовалось разрешение на близкородственный брак (диспенсация) от папы римского. Надо отметить, что когда такие браки заключались по политическим соображениям, то папа часто предоставлял разрешение, если это способствовало сохранению династического статуса-кво и не подрывало власть католической церкви. В 1760 году папа Римский выдал разрешение на брак Марии и Педро.

Мария I и Педро III. Фото: Getty Images
Мария I и Педро III. Фото: Getty Images

Однако счастья такое решение никому не принесло. У Марии I и Педро было шестеро детей, но многие из них умерли в младенчестве. Среди выживших детей были Жозе, принц Бразилии (1761—1788), который умер в 27 лет, и Жуан VI , который в конечном итоге стал королем Португалии.

Мария I начала свое правление в 1777 году после смерти отца, а ее муж Педро III был провозглашен королем-консортом. В ​​первые годы Мария активно управляла страной. Также после восшествия на престол она женила своего старшего сына Жозе на своей младшей сестре Марии Франсишке Бенедикте.

Мария Франсишка Бенедикта.  Фото: Getty Images
Мария Франсишка Бенедикта. Фото: Getty Images

Невесте на момент свадьбы было 30 лет, жениху — 15. Брак был политическим, но детей у пары не было: хотя Бенедикта дважды была беременна, обе беременности закончились выкидышами. В 1988 году Жозе умер от оспы.

Жозе женился на своей тете в 15 лет. Фото: Getty Images
Жозе женился на своей тете в 15 лет. Фото: Getty Images

Что касается королевы Марии, то после смерти мужа в 1786 году у нее возникли первые признаки психического расстройства. Ее состояние ухудшилось после смерти сына Жозе в 1788 году, а в 1792 году она была официально признана невменяемой.

Придворные не могли слышать крики умалишенной, раздающиеся в стенах дворца. И хотя добрые португальцы прозвали ее Марией Благочестивой, в Бразилии ее называли Марией Безумной. Так она и вошла в историю. Ее сын Жуан VI взял на себя управление страной в качестве регента, а после ее смерти стал королем.

Как считаете, не слишком большая цена ради сохранения власти в руках одной династии? Пишите в комментариях

Понравилась статья? Не пожалейте лайк 😉

Оставляйте комментарии и вопросы 👇

Подписывайтесь, впереди много интересного!

Другие статьи:

Как я пила кофе в кафе 18 века в Лиссабоне.

Паштел де ната своими руками: как я чуть не стала португальским шеф-поваром.