Найти в Дзене

Музей Азулежу в Лиссабоне: как португальцы кафельную плитку сделали искусством

Что отличает Лиссабон от других европейских городов? Легкий виноградный запах зеленого вина? Тоскующие переливы фаду? Чайки, кружащие над рекой Тежу? Да, все это, но еще — дома, покрытые керамической плиткой азулежу (azulejo). И вот именно эту плитку, квадратики размером 14х14 см, теперь по праву считают искусством и визитной карточкой Португалии. Кстати, вы знали, что азулежу — это изобретение арабов? Да-да, именно они привезли эти декоративные кафельные плитки в Испанию и Португалию. Идея так понравилась португальцам, что с тех пор их дома стали буквально «одеваться» в плитку. Сначала только изнутри и только для статусных персон: королей, церковнослужителей. А вот в XIX веке плитка стала доступна всем, и дома стали покрывать ею и снаружи. Поначалу плитка была относительной редкостью. Приезжие мастера из Испании, а позже и из Нидерландов, привозили свои секреты ремесла. В XVI веке португальцы научились этому искусству от фламандцев, и к XVIII веку Лиссабон уже сам стал производить азу

Что отличает Лиссабон от других европейских городов? Легкий виноградный запах зеленого вина? Тоскующие переливы фаду? Чайки, кружащие над рекой Тежу? Да, все это, но еще — дома, покрытые керамической плиткой азулежу (azulejo). И вот именно эту плитку, квадратики размером 14х14 см, теперь по праву считают искусством и визитной карточкой Португалии.

Кстати, вы знали, что азулежу — это изобретение арабов? Да-да, именно они привезли эти декоративные кафельные плитки в Испанию и Португалию. Идея так понравилась португальцам, что с тех пор их дома стали буквально «одеваться» в плитку. Сначала только изнутри и только для статусных персон: королей, церковнослужителей. А вот в XIX веке плитка стала доступна всем, и дома стали покрывать ею и снаружи.

Поначалу плитка была относительной редкостью. Приезжие мастера из Испании, а позже и из Нидерландов, привозили свои секреты ремесла. В XVI веке португальцы научились этому искусству от фламандцев, и к XVIII веку Лиссабон уже сам стал производить азулежу, да так, что хватало на всю Португалию!

Варианты росписи азулежу. Фото автора
Варианты росписи азулежу. Фото автора

Ранние панно из плиток напоминали ковры — настоящие, такие яркие, узорчатые, что комнаты с ними сразу становились респектабельнее. Представьте себе королевские залы, монастыри, где на стенах вместо картин и ковров — узоры и сцены, выложенные плиткой.

Вот такие панно, имитирующие ковры. Фото автора
Вот такие панно, имитирующие ковры. Фото автора

А что с декором? Сюжеты на плитках тоже менялись. В начале это были звезды и орнаменты (отголоски мусульманских традиций), потом — целые сцены из мифов и библейских историй, а затем — и из светской жизни.

И все это я узнала из экскурсии в Музее азулежу в Лиссабоне. Вам непременно нужно его посетить! Он находится в старинном здании монастыря Матери Божьей, который раньше принадлежал ордену Клариссинок (последовательниц Святой Клары), но позднее перешел в собственность государства.

Бывший монастырь Божьей Матери, теперь — музей азулежу. Фото автора
Бывший монастырь Божьей Матери, теперь — музей азулежу. Фото автора

В музее есть совершеннейшие жемчужины, без улыбки мимо не пройдешь. Например, один из сюжетов посвящен, как сейчас бы сказали,карьерному росту. Это история о человеке по имени Антониу Жуакин Карнейру, который начинал свою жизнь как обычный пастух, ничем не примечательный парень. Однако вскоре он сделал головокружительную карьеру и стал… шляпником, уважаемым всеми горожанами. Да настолько уважаемым, что ему даже панно посвятили!

На панно — карьерист-шляпник и его семья. Фото автора
На панно — карьерист-шляпник и его семья. Фото автора

А теперь перейдем к более эксцентричным персонажам. Один из самых запоминающихся персонажей азулежу — бес. Он, пожалуй, самый позитивный посреди этой средневековой благостности и даже угрюмости. Впечатляет его «скромный» наряд: хотя он прикрыл причинное место гроздью винограда и целомудренной розочкой (яблоком?), но выглядеть более прилично все же не стал.

Веселый бес. Фото автора
Веселый бес. Фото автора

Как ни крути, средневековые художники порой явно давали волю своей фантазии. Одна “Куриная свадьба” чего стоит!

И вот что еще удивило: лица некоторых героев сюжета на некоторых плитках выглядят так, как будто мастер просто устал к концу дня и доверил их писать своему ленивому подмастерью: лица мрачные, недовольные, одутловатые и даже кривые… У одного лишь беса жизнь удалась!

Есть на последнем этаже музея огромная панорама Лиссабона, изготовленная в 1730 году, еще до землетрясения 1755 года. Эти панно в общей сложности тянутся на 40 метров, и вы буквально погружаетесь в прошлое города. Тут вам и улочки, и здания, которых уже нет, и вся атмосфера Лиссабона того времени.

Таким Лиссабон был до землетрясения 1755 года. Фото автора
Таким Лиссабон был до землетрясения 1755 года. Фото автора

Для любителей тайн и мистики — церковь, находящаяся прямо внутри музея. Не только азулежу на стенах, есть и изображения на потолках, и позолоченный декор позади алтаря… Но легкий холодок пробегает по коже, как только вглядишься в статуи (вернее, бюсты) святых в стеклянной витрине в центре зала. В районе сердца, в небольшом углублении под стеклом, у каждой такой фигуры встроены мощи — кусок кости приличного размера.

По стенам этого же зала церкви расположены ниши, в которых тоже мощи — то череп взглянет на тебя пустыми глазницами, то целый набор костей разной величины мелькнет. Бррр... Ох, уж это Средневековье…

Понравилась статья? Не пожалейте лайк 😉

Оставляйте комментарии и вопросы 👇

Подписывайтесь, впереди много интересного!

Азу
5021 интересуется