.
И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное (Откр.20:14-15)
.
Хотя природа и сущность вечных мук, уготованных нечестивым, останется тайной до самого последнего дня ветхого мира, — в главе 20 книги Откровение тайнозритель свидетельствует о том, что «озеро огненное» в качестве образа «конечной обители» всего мирового нечестия не является ни смертью, ни адом (т.к. и «смерть», и «ад» сами отправляются «в озеро огненное»), и при этом не тождественно понятию «аннигиляции», то есть «переходу в небытие».
(К слову, поскольку и смерть, и ад повергаются в озеро огненное «существующими», то есть так, как туда были брошены «живыми» зверь и лжепророк, подобное сходство в очередной раз косвенно свидетельствует о том, что понятия «зверь» и «лжепророк» принадлежат той же области, что и «смерть», и «ад», то есть подразумевают под собой не некие конкретные личности, но собирательные определения, имеющие вселенский масштаб)
Что касается тех, «кто не был записан в книге жизни» и творил зло, — они также нисходят в геенну не «мертвыми» в том понимании, в котором воспринимает это понятие современным мир, но при этом и не живыми. Так что применительно к людям понятие «озеро огненное» также не может и не должно восприниматься как место, где нечестивых и беззаконников ожидает полное небытие, т.е. «исчезновение без следа».
Другими словами, в конце времен беззаконники не вернутся в состояние «первой смерти», в узах которой большинство из них находилось в аду в ожидании всеобщего воскресения мертвых, и от которой они восстанут на Суд у великого белого престола (Откр.20:11), где будет определена их конечная (вечная) участь.
(Очевидно, что пребывать «в первой смерти» возможно только до того момента, когда сама «первая смерть» будет предана «второй смерти», сравн. – «Последний же враг истребится – смерть», 1 Кор.15:26)
А поскольку пребывание «в озере огненном» и зверя, и лжепророка (Откр.19:20), и человеконенавистника-диавола (Откр.20:10), и «смерти первой», и самого ада (Откр.20:14), и тех людей, которые не были записаны в книге жизни (Откр.20:15, Откр.21:8), будет продолжаться «во веки веков» (Откр.14:11, Откр.20:10), — такое положение и состояние не поддается определениям в системе понятий современного мира.
Тем не менее, вполне очевидно, что подобная участь определяется в книге Откровение посредством понятия «смерть вторая», причем во всех свидетельствах Св. Писания соответствующее такой смерти место и состояние представляется:
- «озером огненным», «озером огненным и серным» (Откр.14:10, Откр.19:20, Откр.20:9-10, Откр.20:14-15, Откр.21:8)
- «геенной огненной», являющейся «внешним» для Царства Божьего местом, где постоянно «горит огонь» и «курится дым» (Мф.5:29-30, Мф.10:28, Мк.9:43-48, Лк.12:5; сравн. – Откр.22:15)
- ужасной мучительной участью («…там будет плач и скрежет зубов», Мф.8:12, Мф.22:13, Мф.25:30, Мф.25:46; сравн. – Откр.14:10-11)
.
Проф. Лопухин:
Смерть первая есть (кроме смерти телесной) первое (не окончательное) отчуждение человеческой души от Бож. благодати; смерть вторая есть окончательное и бесповоротное суждение человека после страшного суда, когда он совершенно лишается надежды на всякое улучшение своего состояния: он ввергается в озеро огненное как место его вечных мучений
.
А это означает, что в самом общем смысле вечные муки, уготованные беззаконию и нечестию, есть прямое следствие полной и окончательной богооставленности (т.е. такого состояния, которое даже до сего дня не может вообразить и осознать ни одна тварь, не исключая и диавола), и представляют собой отсутствие смерти при отсутствии жизни (сравн. – «где червь их не умирает и огонь не угасает», Мк.9:44-48).
(Здесь следует отметить, что в «околохристианской» среде достаточно популярны различные «про-оригеновские» учения о конечности вечных мук, согласно которым все пребывающие в озере огненном рано или поздно раскаются, «исправятся» и воссоединятся с Богом. Однако подобные теории игнорируют то решающее обстоятельство, что покаяние является действием благим и добродетельным, которое опирается на столько на прозрение в отношении понятия «зло», сколько на устремление личности к понятию «добро» и к Божественному свету.
Другими словами, в той «внешней» тьме, где будут пребывать осужденные на Страшном Суде, нет ни цели, ни мотива для покаяния, так как там нет Божественного света, который свойственен исключительно Царствию Божьему, а при условии, что свет во тьме в результате какого-то необъяснимого события появится, эта тьма перестанет быть «внешней» для Царствия Божьего, и даже перестанет соответствовать понятию «тьма».
А поскольку трансформация тьмы в нечто «отчасти просветленное» по определению невозможна, пребывающие во тьме просто не смогут совершить покаяние ни «сами от себя», ни с Божественной помощью, которая способна рассеять тьму только в виде Божественного света, сравн. – «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены», Иак.1:7.
При этом вполне очевидно, что раз в «геенне огненной» невозможно покаяние, — для пребывающих там невозможно и изменение их внутреннего состояния, сравн.: «и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих», Откр.16:11; и т.д.
Более того, все вышесказанное означает, что пребывание нечестивых в «месте нечистом» наедине с собственным «неумирающим червем», Мк.9:43-48, будет мучительно само по себе и не потребует организованных извне «дополнительных» мучений, причем эта мучительная и неотделимая от личности внутренняя нечистота не сможет ни «перегореть со временем», Откр.14:11, ни присоединиться к Совершенному Царству через «насильное очищение», так что любой «оригеновский» сценарий выглядит абсолютно надуманным)
Что касается тех, чьи имена будут найдены записанными в книге жизни и кто будет введен Спасителем в вечность Божественную, то есть в Совершенное и Благословенное Царствие Божие (Откр.21:7-27), — это будут те, кто с Божьей помощью достиг богоподобия, то есть такого уровня христианского совершенства и той степени внутренней чистоты, которые позволят им не страдать, а блаженствовать в прямом Божественном присутствии (сравн. – Откр.21:22-24, 1 Ин.3:2, 1 Фес.4:17 и т.д.). А поскольку подобное немыслимое совершенство невозможно представить и описать, не выходя за рамки хотя бы отчасти известных человеку понятий (т.е. с позиции пребывающего во плоти), — чудесное преображение христианских святых останется удивительной и неописуемой «тайной благочестия» до самого последнего дня ветхого мира (1 Тим.3:16, 1 Кор.13:12), а ныне верующие призваны чувствовать и осознавать, что внутри себя не имеют ничего пригодного для вечности, и, следуя наставлениям святых апостолов и всей Церкви, устремляться не к самосохранению, но к самоотречению и самопожертвованию:
Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал.2:19-20)
Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего (2 Кор.5:14-15)
.
Спаси, Господи!
................................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье:
Предыдущая статья: Тогда отдало море мертвых... и смерть и ад отдали мертвых... и судим был каждый по делам своим (Откр.20:13)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется