Найти в Дзене

И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное (Откр.20:14-15)

Оглавление

.

И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное (Откр.20:14-15)

.

Хотя природа и сущность вечных мук, уготованных нечестивым, останется тайной до самого последнего дня ветхого мира, — в главе 20 книги Откровение тайнозритель свидетельствует о том, что «озеро огненное» в качестве образа «конечной обители» всего мирового нечестия не является ни смертью, ни адом (т.к. и «смерть», и «ад» сами отправляются «в озеро огненное»), и при этом не тождественно понятию «аннигиляции», то есть «переходу в небытие».

(К слову, поскольку и смерть, и ад повергаются в озеро огненное «существующими», то есть так, как туда были брошены «живыми» зверь и лжепророк, подобное сходство в очередной раз косвенно свидетельствует о том, что понятия «зверь» и «лжепророк» принадлежат той же области, что и «смерть», и «ад», то есть подразумевают под собой не некие конкретные личности, но собирательные определения, имеющие вселенский масштаб)

Что касается тех, «кто не был записан в книге жизни» и творил зло, — они также нисходят в геенну не «мертвыми» в том понимании, в котором воспринимает это понятие современным мир, но при этом и не живыми. Так что и применительно к людям понятие «озеро огненное» не должно восприниматься как место, где нечестивых и беззаконников ожидает полное небытие, т.е. «исчезновение без следа».

Другими словами, в конце времен беззаконники не вернутся в состояние «первой смерти», в узах которой большинство из них находилось в аду в ожидании всеобщего воскресения мертвых, и от которой они восстанут на Суд у великого белого престола (Откр.20:11), где будет определена их конечная (вечная) участь.

(Очевидно, что пребывать «в первой смерти» возможно только до того момента, когда сама «первая смерть» будет предана «второй смерти», сравн. – «Последний же враг истребится – смерть», 1 Кор.15:26)

А поскольку пребывание в «озере огненном» и зверя, и лжепророка (Откр.19:20), и человеконенавистника-диавола (Откр.20:10), и «смерти первой», и самого ада (Откр.20:14), и тех людей, которые не были записаны в книге жизни (Откр.20:15, Откр.21:8), будет продолжаться «во веки веков» (Откр.14:11, Откр.20:10), — такое положение и состояние не поддается определениям в системе понятий современного мира.

Тем не менее, вполне очевидно, что подобная участь определяется в книге Откровение посредством понятия «смерть вторая», причем во всех свидетельствах Св. Писания соответствующее такой смерти место и состояние представляется:

  • «геенной огненной», являющейся «внешним» для Царства Божьего местом, где постоянно «горит огонь» и «курится дым» (Мф.5:29-30, Мф.10:28, Мк.9:43-48, Лк.12:5; сравн. – Откр.22:15)

.

Проф. Лопухин:

Смерть первая есть (кроме смерти телесной) первое (не окончательное) отчуждение человеческой души от Бож. благодати; смерть вторая есть окончательное и бесповоротное суждение человека после страшного суда, когда он совершенно лишается надежды на всякое улучшение своего состояния: он ввергается в озеро огненное как место его вечных мучений

.

А это означает, что в самом общем смысле вечные муки, уготованные беззаконию и нечестию, есть прямое следствие полной и окончательной богооставленности (т.е. такого состояния, которое даже до сего дня не может вообразить и осознать ни одна тварь, не исключая и диавола), и представляют собой отсутствие смерти при отсутствии жизни (сравн. – «где червь их не умирает и огонь не угасает», Мк.9:44-48).

(Здесь следует отметить, что в «околохристианской» среде достаточно популярны различные «про-оригеновские» учения о конечности вечных мук, согласно которым все пребывающие в озере огненном рано или поздно раскаются, «исправятся» и воссоединятся с Богом. Однако подобные теории игнорируют то решающее обстоятельство, что покаяние является действием благим и добродетельным, которое опирается на столько на прозрение в отношении понятия «зло», сколько на устремление личности к понятию «добро» и к Божественному свету.

Другими словами, во «тьме внешней», где будут пребывать осужденные на Страшном Суде, нет ни цели, ни мотива для покаяния, так как там нет Божественного света, который свойственен исключительно Царствию Божьему, а при условии, что «свет во тьме» в результате какого-то необъяснимого события появится, эта тьма перестанет быть «внешней» для Царствия Божьего, и даже перестанет соответствовать понятию «тьма».

А поскольку трансформация тьмы в нечто «отчасти просветленное» по определению невозможна, пребывающие во тьме просто не смогут совершить покаяние ни «сами от себя», ни с Божественной помощью, которая способна достичь «тьмы внешней» только в виде Божественного света, сравн. – «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены», Иак.1:7.

При этом вполне очевидно, что раз в «геенне огненной» невозможно покаяние, — для пребывающих там невозможно и преображение их внутреннего состояния, сравн.: «и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих», Откр.16:11; и т.д.

Более того, все вышесказанное означает, что пребывание нечестивых в «месте нечистом» наедине с собственным «неумирающим червем», Мк.9:43-48, будет мучительно само по себе и не потребует организованных извне «дополнительных» мучений, причем эта мучительная и неотделимая от личности внутренняя нечистота не сможет ни «перегореть со временем», Откр.14:11, ни присоединиться к Совершенному Царству через «насильное очищение», так что любой «оригеновский» сценарий выглядит абсолютно надуманным)

Что касается тех, чьи имена будут найдены записанными в книге жизни и кто будет введен Спасителем в вечность Божественную, то есть в Совершенное и Благословенное Царствие Божие (Откр.21:7-27), — это будут те, кто с Божьей помощью достиг богоподобия, то есть такого уровня христианского совершенства и той степени внутренней чистоты, которые позволят им не страдать, а блаженствовать в прямом Божественном присутствии (сравн. – Откр.21:22-24, 1 Ин.3:2, 1 Фес.4:17 и т.д.). А поскольку подобное немыслимое совершенство невозможно представить и описать, не выходя за рамки хотя бы отчасти известных человеку понятий (т.е. с позиции пребывающего во плоти), — чудесное преображение христианских святых останется неосознаваемой и неописуемой «тайной благочестия» до самого последнего дня ветхого мира (1 Тим.3:16, 1 Кор.13:12), а ныне верующие призваны чувствовать и осознавать, что внутри себя не имеют ничего пригодного для вечности, и, следуя наставлениям святых апостолов и всей Церкви, устремляться не к самосохранению, но к самоотречению и самопожертвованию:

Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал.2:19-20)

Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего (2 Кор.5:14-15)

.

Спаси, Господи!

................................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье:

Предыдущая статья: Тогда отдало море мертвых... и смерть и ад отдали мертвых... и судим был каждый по делам своим (Откр.20:13)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется