.
.
а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков (Откр.20:10)
.
Некоторые сторонники хилиазма (т.е. буквального «тысячелетнего царства» на земле) находят в Откр.20:10 утверждение, что к моменту, когда диавол отправляется «в озеро огненное и серное», зверь и лжепророк давным-давно находятся «внутри этого озера», и на этом основании разделяют события Откр.19:11-21 и Откр.20:7-9 на две разные «последние вселенские брани», одна из которых состоялась и завершилась на тысячу лет раньше другой. Причем подобный вывод на первый взгляд вполне соответствует принятой у хилиастов теории «земного тысячелетнего царства», — ведь в том случае, если «зверь и лжепророк» действительно побеждены в некой «первой» последней битве, само поле брани (т.е. ветхая земля с «царством христа») должно как-то просуществовать «до самой последней битвы» (иначе освобожденному через тысячу лет диаволу просто негде будет «обольщать народы… и собирать их на брань», — и некуда будет с этим воинством «выходить»).
Однако свидетельства книги Откровение не оставляют никаких сомнений, что и «та», и «другая» брань не только вселенские, но и в самом буквальном смысле «последние». Так, в главе 19 о «первой брани» сказано, что на стороне зверя и лжепророка выступили и все «цари», и все «сильные», и все «тысяченачальники», и «все свободные и рабы и малые и великие», причем все это полчище вышло на брань как единое воинство «зверя и царей земных» (Откр.19:18-19), после чего все без исключения «нечестивые ратоборцы» были убиты «мечом Сидящего на коне» (Откр.19:21), а их трупы были «пожраны» птицами, летающими «по средине неба» (Откр.19:18, Откр.19:21). Так что в том случае, если свободный ныне диавол (а именно это утверждает большинство хилиастов) будет скован и заключен в бездне по окончании этих событий, а через 1000 лет пребывания в заточении задумает устроить на земле еще одну по-настоящему вселенскую брань и попробует еще раз (причем втайне от вроде как царствующего на земле «христа») собрать на эту брань народы с «четырех углов земли», да еще числом «как песок морской» (Откр.20:7), — он не найдет в воображаемом «земном тысячелетнем царстве» ни одного нечестивого «воина» (так как все нечестивцы были уничтожены в «первой вселенской брани», Откр.19:21).
(Поскольку ересь хилиазма имеет множество вариаций, и не оформлена в некое единое лжеучение, а сторонники этой ереси убегают от неудобных вопросов и прячутся за размытыми утверждениями, которые на первый взгляд соответствуют некоторым стихам из священных текстов, но при этом прямо противоречат другим, — одна из дальнейших публикаций канала будет полностью посвящена всестороннему разоблачению всех возможных вариантов этой вредной и опасной ереси)
Что касается христианского разумения книги Откровение, — Церковь Христова понимает, что все описанное в Откр.19:11-21 происходит именно при Втором Пришествии Спасителя и не подразумевает некоего отложенного на тысячу лет «третьего пришествия», причем представляет Второе Пришествие в образах брака Христа и Его Жены-Невесты (которая в этой системе образности прямо противопоставляется «вавилонской блуднице», сравн. Откр.18:20-24 и Откр.19:1-9).
Именно по этой причине в свидетельствах главы 19 Воинство Господне следует за Христом с неба в «белых и чистых» брачных одеждах (сравн. – Откр.19:8, Откр.19:14), — а завершается эта глава не картинами буквального Суда, но свидетельствами о вселенской «брачной вечере» (сравн. – «…летите, собирайтесь на великую вечерю Божию», Откр.19:17).
При этом в главе 20 в точности те же события описываются в системе «храмовой образности», — так что Церковь Христова прорисована в ней не «женой и невестой», а небесным священством, стоящим вокруг Христа «станом святых и городом возлюбленным» (Откр.20:8). Поэтому и Второе Пришествие прорисовано в главе 20 весьма лаконичным свидетельством о схождении с небес «поядающего огня» (сравн. Пс.49:2-3 и Откр.20:9-10), после чего происходит всеобщее воскресением мертвых и Последний Суд (Откр.20:11-15), которые согласно всем без исключения новозаветным свидетельствам являются прямым следствием явления во вселенную Царственного Христа, облеченного в прилежащую Ему Божественную Славу (сравн. – Деян.17:30-31, 2 Тим.4:1, Мф.25:31-32 и т.д.).
(На совершившееся Второе Пришествие указывает в главе 20 и тот факт, что в ней дважды упоминается спасительная «книга жизни», которая находится у Агнца и будет раскрыта в конце всех времен, Откр.20:12, Откр.20:15, сравн. – Откр.13:8, Откр.21:27)
Отдельно можно отметить, что и «зверь», и «лжепророк», и сам диавол отправляются в «озеро огненное и серное» еще до того, как начался Суд у Великого Белого Престола (Откр.20:10-11), поскольку окончательное «судебное» определение, касающееся их участи в вечности, было возвещено еще во времена Первого Пришествия (сравн. – Мф.25:41, Ин.16:7-11 и т.д.).
Другими словами, так как для вступления в силу уже вынесенного приговора «дополнительный» суд не требуется, — наказание «отцов нечестия» совершается именно в момент Второго Пришествия, то есть сразу же по истечении последнего мгновения отпущенного им времени (сравн. – Ис.11:3-4, 2 Фес.2:7-10 и т.д.).
Проф. Лопухин:
Для диавола, прельщавшего народы, вечные мучения наступят ранее общего суда и без суда. Его беззакония и его боговраждебность вполне очевидны, и потому суд над ним, как и над антихристом и лжепророком, излишен
.
Что касается единой для «зверя», «лжепророка» и диавола последней брани, в результате которой сначала сама «нечестивая троица», а затем и все принимающие начертание зверя отправляются в озеро огненное, «горящее огнем и серою» (сравн. – Откр.14:10, Откр.19:20, Откр.20:10, Откр.21:8), — в главе 19 поражение «зверя» и «лжепророка» не случайно уподобляется последнему суду над «вселенским фараоном» из книги Иезекииля (Иез.32:2-5), а в главе 20 завершается еще одной панорамой Последнего дня, где «драконий» и «змеиный» образы диавола соответствуют пророчеству из книги Исаии, представляющему всех трех нечестивых персонажей в образах «двух левиафанов» и «морского чудовища»:
В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское (Ис.27:1)
.
................................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Последний Суд у великого белого престола (Откр.20:11)
Предыдущая статья: И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их (Откр.20:9)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)