Найти в Дзене

Диавол «ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк» (Откр.20:10)

Оглавление

.

.

а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков (Откр.20:10)

.

Некоторые сторонники хилиазма (т.е. буквального «тысячелетнего царства» на земле) находят в Откр.20:10 утверждение, что к моменту, когда диавол отправляется «в озеро огненное и серное», зверь и лжепророк давным-давно находятся «внутри этого озера», и на этом основании разделяют события Откр.19:11-21 и Откр.20:7-9 на две разные «последние вселенские брани», одна из которых состоялась и завершилась на тысячу лет раньше другой. Причем подобный вывод на первый взгляд вполне соответствует принятой у хилиастов теории «земного тысячелетнего царства», — ведь в том случае, если «зверь и лжепророк» действительно побеждены в некой «первой» последней битве, само поле брани (т.е. ветхая земля с «царством христа») должно как-то просуществовать «до самой последней битвы» (иначе освобожденному через тысячу лет диаволу просто негде будет «обольщать народы… и собирать их на брань», — и некуда будет с этим воинством «выходить»).

Однако свидетельства книги Откровение не оставляют никаких сомнений, что и «та», и «другая» брань не только вселенские, но и в самом буквальном смысле «последние». Так, в главе 19 о «первой брани» сказано, что на стороне зверя и лжепророка выступили и все «цари», и все «сильные», и все «тысяченачальники», и «все свободные и рабы и малые и великие», причем все это полчище вышло на брань как единое воинство «зверя и царей земных» (Откр.19:18-19), после чего все без исключения «нечестивые ратоборцы» были убиты «мечом Сидящего на коне» (Откр.19:21), а их трупы были «пожраны» птицами, летающими «по средине неба» (Откр.19:18, Откр.19:21). Так что в том случае, если свободный ныне диавол (а именно это утверждает большинство хилиастов) будет скован и заключен в бездне по окончании этих событий, а через 1000 лет пребывания в заточении задумает устроить на земле еще одну по-настоящему вселенскую брань и попробует еще раз (причем втайне от вроде как царствующего на земле «христа») собрать на эту брань народы с «четырех углов земли», да еще числом «как песок морской» (Откр.20:7), — он не найдет в воображаемом «земном тысячелетнем царстве» ни одного нечестивого «воина» (так как все нечестивцы были уничтожены в «первой вселенской брани», Откр.19:21).

(Поскольку ересь хилиазма имеет множество вариаций, и не оформлена в некое единое лжеучение, а сторонники этой ереси убегают от неудобных вопросов и прячутся за размытыми утверждениями, которые на первый взгляд соответствуют некоторым стихам из священных текстов, но при этом прямо противоречат другим, одна из дальнейших публикаций канала будет полностью посвящена всестороннему разоблачению всех возможных вариантов этой вредной и опасной ереси)

Что касается христианского разумения книги Откровение, — Церковь Христова понимает, что все описанное в Откр.19:11-21 происходит именно при Втором Пришествии Спасителя и не подразумевает некоего отложенного на тысячу лет «третьего пришествия», причем представляет Второе Пришествие в образах брака Христа и Его Жены-Невесты (которая в этой системе образности прямо противопоставляется «вавилонской блуднице», сравн. Откр.18:20-24 и Откр.19:1-9).

Именно по этой причине в свидетельствах главы 19 Воинство Господне следует за Христом с неба в «белых и чистых» брачных одеждах (сравн. – Откр.19:8, Откр.19:14), — а завершается эта глава не картинами буквального Суда, но свидетельствами о вселенской «брачной вечере» (сравн. – «…летите, собирайтесь на великую вечерю Божию», Откр.19:17).

При этом в главе 20 в точности те же события описываются в системе «храмовой образности», — так что Церковь Христова прорисована в ней не «женой и невестой», а небесным священством, стоящим вокруг Христа «станом святых и городом возлюбленным» (Откр.20:8). Поэтому и Второе Пришествие прорисовано в главе 20 весьма лаконичным свидетельством о схождении с небес «поядающего огня» (сравн. Пс.49:2-3 и Откр.20:9-10), после чего происходит всеобщее воскресением мертвых и Последний Суд (Откр.20:11-15), которые согласно всем без исключения новозаветным свидетельствам являются прямым следствием явления во вселенную Царственного Христа, облеченного в прилежащую Ему Божественную Славу (сравн. – Деян.17:30-31, 2 Тим.4:1, Мф.25:31-32 и т.д.).

(На совершившееся Второе Пришествие указывает в главе 20 и тот факт, что в ней дважды упоминается спасительная «книга жизни», которая находится у Агнца и будет раскрыта в конце всех времен, Откр.20:12, Откр.20:15, сравн. – Откр.13:8, Откр.21:27)

Отдельно можно отметить, что и «зверь», и «лжепророк», и сам диавол отправляются в «озеро огненное и серное» еще до того, как начался Суд у Великого Белого Престола (Откр.20:10-11), поскольку окончательное «судебное» определение, касающееся их участи в вечности, было возвещено еще во времена Первого Пришествия (сравн. – Мф.25:41, Ин.16:7-11 и т.д.).

Другими словами, так как для вступления в силу уже вынесенного приговора «дополнительный» суд не требуется, — наказание «отцов нечестия» совершается именно в момент Второго Пришествия, то есть сразу же по истечении последнего мгновения отпущенного им времени (сравн. – Ис.11:3-4, 2 Фес.2:7-10 и т.д.).

Проф. Лопухин:

Для диавола, прельщавшего народы, вечные мучения наступят ранее общего суда и без суда. Его беззакония и его боговраждебность вполне очевидны, и потому суд над ним, как и над антихристом и лжепророком, излишен

.

Что касается единой для «зверя», «лжепророка» и диавола последней брани, в результате которой сначала сама «нечестивая троица», а затем и все принимающие начертание зверя отправляются в озеро огненное, «горящее огнем и серою» (сравн. – Откр.14:10, Откр.19:20, Откр.20:10, Откр.21:8), — в главе 19 поражение «зверя» и «лжепророка» не случайно уподобляется последнему суду над «вселенским фараоном» из книги Иезекииля (Иез.32:2-5), а в главе 20 завершается еще одной панорамой Последнего дня, где «драконий» и «змеиный» образы диавола соответствуют пророчеству из книги Исаии, представляющему всех трех нечестивых персонажей в образах «двух левиафанов» и «морского чудовища»:

В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское (Ис.27:1)

.

................................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Последний Суд у великого белого престола (Откр.20:11)

Предыдущая статья: И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их (Откр.20:9)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)