Найти в Дзене
Yamaha Music

Сколько нужно заниматься?

Оглавление

Этот вопрос задают все: родители педагогам, профессионалы друг другу, методисты, подростки и любители, начинающие свой творческий путь. Мы ответим на него и поделимся полезными советами для успешных занятий.

В диалогах с профессиональными музыкантами и педагогами мы выяснили, что есть некоторые обязательные и очень желательные требования для успешного освоения любого инструмента, будь то гитара, фортепиано, гусли или флейта.

Ниже мы приводим топ 5 советов, которые обязательно помогут добиться заметного успеха в музыке.

Совет №1. Занятия могут быть короткими,
но должны быть регулярными

Мнение, что плодотворное занятие должно длиться часами, ошибочно. Большинство из тех, кто решил освоить музыкальный инструмент, подобная мысль только оттолкнёт от начала занятий, а то и вовсе разлучит с желанным хобби.

Так сколько же нужно заниматься, чтобы эффект был максимальным?
Всё индивидуально, но в большинстве случаев требуемое время не так велико!

Зачастую мы больше времени проводим в транспорте, в социальных сетях или в приложениях онлайн-супермаркетов.

Психологи регулярно исследуют, как долго мы можем сохранять концентрацию внимания и как часто происходит переключение внимания. Оказалось, что в среднем у нас получается сосредоточиться на занятии длительностью около 18 минут.

Разве это много, уделить музыке 18 минут в день?

Однако нужно понимать, что подобные занятия носят кумулятивный эффект. Особенно, если вы находитесь в самом начале пути и некоторые мышцы вашего тела нужно тренировать для успешного владения инструментом. Например, беглость пальцев для фортепиано или силу мышц лица для игры на духовом инструменте.

Сколько занимаются великие музыканты?

Многие известные всему миру музыканты занимались и концертировали всю свою жизнь. Диззи Гиллеспи, великий джазовый трубач, уделял занятиям по 12 часов в день, а легендарный гитарист Джими Хендрикс, как говорят, не расставался с гитарой нигде, даже брал её в уборную!

Концертирующие пианисты не отстают, ежедневно уделяя занятиям по 5 часов, а может и больше, если того требует новая концертная программа или нахлынувшее вдохновение.

Музыка для таких музыкантов – профессия, а занятия можно сравнить с полноценным рабочим днём. Они включают в себя не только занятия на инструменте, но и прослушивание других исполнений, чтение литературы и освоение иных материалов для более глубокого понимания произведений и выразительного и трогательного концертного исполнения.

-3

Для большинства из нас такое посвящение себя в хобби, конечно же, излишне. Но постоянство и ежедневные занятия даже по несколько минут дадут большие плоды. Если вы не в настроении разучивать новый материал, сыграйте то, что уже «в пальцах», попробуйте поимпровизировать или сыграйте гамму под неожиданный стиль аккомпанемента, если под рукой есть синтезатор или занятия проходят на цифровом фортепиано.

Совет №2.
Создайте уютный музыкальный уголок

Важно, чтобы занятиям музыкой было отведено удобное место, где заниматься будет комфортно и мало что могло бы отвлечь. Большим плюсом будет, если инструмент находится в доступе, и можно в любой момент взять, встать или сесть за него и потренироваться. А если удастся на те самые 10-20 минут исключить отвлекающие факторы, то занятие будет ещё более продуктивным. Кроме того, созданная вами постоянная атмосфера для занятий поможет настроиться на нужный лад и сосредоточиться на музыке.

Постарайтесь исключить отвлекающие факторы, которые могут быть губительны для творчества. Например, не следует включать сериал или новости на ТВ во время занятия. Оставьте телефон на 15 минут в коридоре или на кухне или включите режим «не беспокоить», если вы сами хотите поиграть, а гаджет не нужен вам непосредственно для занятий.

Если необходимо, имейте под рукой бутылочку с водой, карандаш для заметок, часы, тюнер. Всё это может помочь в качественном освоении материала или комфортном пребывании на занятии. Но будьте аккуратны с напитками: электронные и деревянные инструменты не любят пролитых жидкостей!

Подходящее время

Вы жаворонок или сова? Может быть, стоит немного позаниматься перед утренней пробежкой? А может глубоким вечером? Не переживайте, сейчас многие инструменты позволяют заниматься в любом месте в любое время. Нужно лишь подключить удобные наушники!

Если вы родитель, попробуйте заниматься с ребёнком в разное время. Бывает, что эффективнее сначала 20 минут уделить музыкальному произведению, а потом уже перейти к школьным заданиям.

При серьёзном настрое нужно, чтобы занятия стали хорошей привычкой для вас или вашего ребёнка. Желательно обсудить с близкими и друзьями, что постоянные занятия стали неотъемлемой частью дня. Попробуйте гармонично вписать музыку в распорядок дня.

Инструмент – ваш музыкальный партнёр.
Выбирайте с умом!

Любое занятие принесёт больше радости и достижений, если оно происходит в компании единомышленников, поддерживающих ваши интересы и начинания. Так и музыкальный инструмент выступает в роли ближайшего друга, который помогает вам выстраивать гармоничные отношения и делиться мыслями и настроением с окружающими.

PSS-E30
PSS-E30

Не всегда в начале пути нужен профессиональный дорогой инструмент. Но нельзя отрицать важность качественного инструмента для начала обучения. Инструменты Yamaha для начинающих не только отличаются высоким качеством изготовления. Часто они имеют специальную конструкцию или параметры, которые позволят легче освоить новые навыки. Это может быть облегчённый вес, простота ухода, или живой звук, повторяющий тембры настоящего концертного рояля.

Протирка тела саксофона
Протирка тела саксофона

Очень важно заботиться об инструменте, чтобы он сохранял свои звуковые и другие качества на высоком уровне: меняйте струны, протирайте духовые инструменты, следите за влажностью в помещении и регулярно настраивайте акустические фортепиано.

Совет №3. Разминайтесь перед занятиями

Хорошо, если вы будете разминаться перед занятиями музыкой, как, например, перед занятиями спортом. Игра на инструменте – это тоже своего рода подход к снаряду. Мышцы не должны зажиматься, хорошо, когда они прогреты. Особенно это касается кистей для исполнителей на фортепиано или губ для исполнителей на медных духовых. Лёгкая разминка может занять буквально 1-2 минуты. Можно также разогреваться на упражнениях, отрабатывая аппликатуру. Не стоит торопиться. Делайте начальные упражнения в медленном темпе. Цель – размяться и настроиться на занятие.

Этот совет будет крайне полезен, особенно если вы уделяете занятиям больше 20 минут в день. Но даже 5-10 минут регулярных разминок на упражнениях – большой шаг в освоении инструмента и совершенствовании техники, ведь разминаться вы можете на гаммах и других упражнениях.

Играйте разные упражнения, играйте разными штрихами, разными ритмами. Это разнообразит занятия и расширит ваши технические возможности. Особенно полезно играть упражнения в той же тональности, что и произведение, над которым вы хотите поработать.

Совет №4.
Для занятия не всегда нужен инструмент

Застряли в пробке, ждёте поезда на станции? А может лектор в университете задерживается? Можно провести время с пользой: визуализируйте своё исполнение. У пианистов есть упражнение, когда произведение или его часть нужно исполнить на закрытой крышке инструмента. Чем парта не клап рояля? Подобные занятия, имитирующие исполнение часто помогают понять, где вы не уверены в нотном тексте, где в перемещении руки. Можно просто включить и сосредоточенно послушать произведение, которое вы изучаете.
Это поможет вам лучше запомнить форму, динамику, нюансы и штрихи. Настроившись на гармонию, темп, характер произведения, вы можете значительно лучше и эффективнее позаниматься, добравшись до инструмента, проведя с ним те самые 18 минут!

Слушайте музыку, которая вам нравится внимательнее, анализируйте партии, ритмы, мелодии. Пробуйте слушать совершенно новые для себя группы, жанры и направления. Это поможет вам не только расширить музыкальный кругозор, но и узнать, как может звучать и раскрываться ваш инструмент. Обратите внимание на то, как на нём играли в разные исторические периоды, как изменялась музыка со временем. Если подобное изучение инструмента покажется вам увлекательным, можете углубиться, ознакомившись с ключевыми композиторами и их творчеством. Зачастую это также полезно для понимания смыслов и красок, которые можно передать через эмоции музыкальной волны.

Как и с игрой на воображаемом инструменте, подобный анализ можно с лёгкостью организовать, если у вас под рукой смартфон или планшет.

Совет №5. Ставьте цели, разбивайте задачи

Перед тем, как уединиться в своём музыкальном уголке, задайте себе вопрос: «Чего я хочу добиться сегодня?». Выучить произведение или его часть, а может быть следует уделить время дыханию? Если вы 20 минут занимаетесь «с головой» с целью освоить конкретный приём или выучить мотив, результат будет намного лучше, чем просто отвлечённое времяпрепровождение с инструментом в руках.

Знакомая многим декомпозиция работает и тут. Разбейте задачу на несколько задач поменьше. Например, сложный отрывок можно учить небольшими фразами. Заковыристый пассаж можно отдельно проработать, повторяя только его разными штрихами в разном ритме медленно с постепенным увеличением темпа.

-9

Технически сложные отрывки часто требуют возбуждения небольшого участка головного мозга. Если затрагиваются участки шире, это может вызвать неточности в исполнении, излишние движения и напряжения. Именно получая сигналы об изучаемом отрывке небольшими порциями, мы точнее и правильнее усваиваем их технически.

Не следует забывать и об общей картине: о голосоведении, об эмоции или чувстве, которое вы хотели бы выразить. Это сделает ваше исполнение обдуманным и выразительным. Расширяя изучаемый отрезок, вы будете запоминать всё больше текста. Тогда можно переходить к работе над динамикой, фразировкой и другими музыкальными красками.

Можно ли выразительно исполнить гамму?
Да! Вспомните, выше мы говорили об упражнениях, которые можно играть под стили аккомпанемента или используя ритмы.

Сначала 15-20 минут на упражнения и изучение музыкальных фраз, затем 20-30 минут на разминку и осмысленное исполнение всего произведения.

Не расстраивайтесь, если за прошедшее занятие не удалось добиться чистого или уверенного исполнения. Часто нужно время, чтобы материал «отлежался». Вернитесь к этому отрывку на следующий день. Очень вероятно, что он покажется вам проще, а исполнение станет лучше.

Если вам сложно разделить материал на части или вы не знаете, какие упражнения помогут справиться со сложным техническим местом, обратитесь к педагогу или знакомому музыканту. Они обязательно помогут: поделятся проверенными способами или собственными лайфхаками.

-10

Многим помогает ведение музыкального дневника, где подобно домашним заданиям в музыкальной школе будут записаны задачи на будущее.
Со временем можно будет проследить свой прогресс и понять, что вы добились определённых музыкальных результатов!

Помните, что длительность и качество занятий не зависят друг от друга. Заниматься нужно регулярно, при этом каждое занятие должно быть осознанным действием. Ставьте цель в начале занятия.
Стремитесь к её достижению, и вас обязательно настигнет волна вдохновения, а результат не заставит себя ждать!