Сегодня я продолжаю цикл своих статей, посвящённых созданию горячо любимых мною и ещё миллионами зрителей картин. Я уже рассказывал вам о съёмках советской классики, фильма "Старший сын", о создании мощного мистического боевика "Ван Хельсинг" и душераздирающей сверхъестественной драмы "Зелёная миля". Повод для сегодняшней статьи подобрался не самый тривиальный: в этот день, 30 марта 1992 года, состоялась 64-я церемония вручения премии "Оскар", на которой триумфатором стало кино, которое я засматривал до дыр в детстве и регулярно пересматриваю теперь. Речь, как вы уже догадались, о знаменитом триллере "Молчание ягнят" Джонатана Демме. О том, как снималось это кино сегодня и поговорим.
О чём кино?
Стажёрка ФБР Кларисс Старлинг (Джоди Фостер) отправляется в психиатрическую клинику, чтобы анкетировать коварного гения, маньяка-людоеда доктора Ганнибала Лектера (Энтони Хопкинс). Одновременно с этим Старлинг принимает участие в расследовании преступлений другого серийного убийцы, прозванного Буффало Билл (Тед Ливайн), за то, что он снимает кожу со своих жертв. Доктор Лектер предлагает помочь Старлинг в расследовании - в обмен на рассказ о тёмных тайнах её биографии...
Ни для кого не секрет, что фильм "Молчание ягнят" поставлен по одноимённому роману Томаса Харриса, второй книге из цикла о зловещем докторе Лектере. "Молчание...", как и его предшественник, роман "Красный дракон", стал бестселлером, и разговоры об экранизации начались сразу же по выходу книжки в 1988-м. К слову, экранизация "Красного дракона" на тот момент уже существовала. Фильм Майкла Манна "Охотник на людей" с Уильямом Петерсеном и Брайаном Коксом в главных ролях не снискал популярности, провалился в прокате и стал очередным гвоздём в крышку гроба студии прославленного (хоть и не самого удачливого) итальянского продюсера Дино де Лаурентиса. Узнав, что студия "Orion" заинтересовалась "Молчанием ягнят", Лаурентис отдал им права на героя Лектера совершенно бесплатно. Такой вот странный ход утопающего продюсера.
Да, "Orion" рисковали. Несмотря на отличные продажи книг Харриса, экранизация первой, мягко говоря, не выстрелила. Где гарантия, что экранизация "Молчания..." не уйдёт в пешее эротическое вслед за предшественником? Гарантия - в режиссёре.
Больше всего претензий было к холодной режиссуре Манна, поэтому первым на мороз отправился он. Боссы "Orion" планировали заключить контракт с Джином Хэкменом. Хэкмен мог стать режиссёром ленты, а также сыграть роль главы поведенческого отдела ФБР Кроуфорда. Именно под звезду "Французского связного" и выделяла деньги студия.
Однако затем на горизонте нарисовался сценарист Тед Тэлли, старый друг Томаса Харриса, один из первых читателей его книг. Он должен был создать сценарий для "Молчания ягнят". Конечно, "Оrion" сначала попытались заполучить на эту должность самого автора романов, но тот решил держаться подальше от голливудской машины, да и вообще он человек не публичный, отстаньте, в общем. Стивен Кинг, коллега Харриса по цеху леденящих душу историй, говорил, что самая большая мука для "отца" Ганнибала Лектера - это писать. За свою жизнь Харрис издал всего шесть книг.
За спиной у Теда Тэлли было мало проектов. До "Молчания..." он писал для сериала NBC "История отца Клеметса" и фильма "Белый дворец" со Сьюзан Сарандон и Джеймсом Спейдером в главных ролях (кино не выдающееся, но лично мне очень нравится, можете оценить сами). Тэлли знал, под кого он будет писать свой новый сценарий - конечно же, под молодую и прекрасную Джоди Фостер, которая в 1989-м взяла приз Американской Киноакадемии за лучшую женскую роль в триллере "Обвиняемые". Но, как поговаривают, Тэлли не сошёлся характером с Джином Хэкменом. К тому же, вся история казалась Хэкмену слишком кровавой. Правы эти слухи или нет, сейчас уже сказать сложно, но факт остаётся фактом - Хэкмен из проекта ушёл, и финансирование прекратилось. Но один из соучредителей студии, Майк Медавой, приказал Тэлли дописывать сценарий, сопроводив это лозунгом навроде "Кто ищет, тот всегда найдёт". А искали продюсеры режиссёра...
Обращались ко всем более-менее приличным режиссёрам Америки, включая Мартина Скорсезе и Фрэнсиса Форда Копполу. Но в итоге у руля проекта встал крепкий ремесленник, который, как выяснилось, может быть большим автором. Джонатан Демме, ответственный за "Дикую штучку" и "Замужем за мафией", и стал новым постановщиком фильма.
С приходом Демме Тэлли снова стал получать по мозгам. Ну какая Фостер? Слишком интеллигентная особа. Демме видел в главной роли красотку Мишель Пфайффер, с которой до того работал над "Замужем за мафией". А ведь до этого вопрос с Фостер казался всем на студии решённым.
Но тут за дело взялась сама актриса. Джоди была поклонницей романов Харриса и мечтала заполучить роль Кларисс Старлинг во что бы то ни стало. Один из продюсеров ленты, Эдвард Саксон, вспоминал позднее:
"При встрече Джоди пустилась в такие пространные объяснения, почему ее заинтересовала именно эта работа, что мы сразу поняли, насколько она заинтересована. Девушка буквально горела идеей воплощения этого проекта на экране, что в какой-то степени передалось и нам, и мы продолжили поиски нового режиссера и кастинг на роль Лектера. Фостер толкнула пламенную рочь о том, что спасение женщиной девушки будет новаторским сюжетом для американского кинематографа, и как показал опыт - оказалась права".
Когда стало известно, что Джонатан Демме решил заменить актрису, Джоди позвонила и ему. Режиссёр сдался, но сомневался до самого первого съёмочного дня. Больше всего его коробил идеальный английский выпускницы Йельского университета (коей Фостер и являлась), ведь по сюжету Старлинг говорит с акцентом "white trash" - акцентом белой голытьбы, деревенщины, по большому счёту. Но Старлинг так здорово научилась имитировать нужное произношение, что никаких вопросов у Демме больше не возникало. К тому же предложения о съёмках отклонили приглашённые наудачу Лора Дерн и Мег Райан. Так Джоди и Джонатан стали работать вместе...
Актриса и режиссёр стали большими друзьями, и после смерти Демме в 2017-м году, Фостер посвятила ему душещипательный некролог:
"У меня разбито сердце из-за потери друга, наставника, парня настолько необычного и динамичного, что вам пришлось бы вызывать ураган, чтобы сдержать его. Джонатан был таким же изворотливым, как его комедии, и таким же глубоким, как его драмы. <...> Джей Ди, самый любимый, нечто дикое, брат любви, режиссер "ягнят". Люблю этого парня. Я так сильно его люблю."
А вот Клариссу в детстве сыграла девочка с удивительно "американским" именем, юная актриса Маша Скоробогатова. Маша с самого детства играла на сцене и в кино. Пара флешбеков с маленькой Клариссой стали самым заметным появлением девочки на киноэкране. В дальнейшем она работала моделью.
На роль Лектера планировался... Шон Коннери. Да, сейчас уже весьма сложно представить бывшего агента 007 в роли маньяка-психопата, но тогда Коннери был, что называется, согласен на любую работу. Единственным более-менее крупным успехом за долгие годы у него был "Горец" Рассела Малкея, который, конечно, стал культовым и получил восторженные отзывы, но в кассе провалился. Вскоре кандидатура Коннери отпала.
Кстати, о ролях, которые в своё время отклонил или упустил Шон Коннери у меня есть отдельный материал, загляните и в него!
Между тем на роль рассматривались многие прекрасные актёры: Аль Пачино, Роберт Де Ниро, Дастин Хоффман, Дерек Джейкоби и Дэниел Дэй-Льюис. Лектер мог стать даже чернокожим - в какой-то момент на роль пробовался Форест Уитакер, но всё-таки в Ганнибале должно было быть чисто европейское изящество, поэтому и его кандидатуру зарубили. В какой-то момент Демме вспомнил фильм Дэвида Линча "Человек-слон", где ему очень понравился стеклянноглазый британец Энтони Хопкинс. Решение было принято...
После отбытия из проекта Хэкмена встал вопрос и о замене актёра на роль агента Кроуфорда. Но тут долгих кастингов не понадобилось, довольно быстро нашёлся Скотт Гленн, для которого работа в "Молчании ягнят" стала весьма травматичным опытом.
Все актёры плотно готовились к своим ролям. Фостер и Гленну давали прослушивать плёнки с записями допросов серийных убийц. Скотт Гленн ещё и слушал запись, сделанную маньяками Лоуренсом Биттейкером и Роем Норрисом, на которой слышно, как они насилуют и пытают 16-летнюю девушку, Гленн вышел из комнаты в слезах и с тех пор стал поддерживать идею смертной казни.
Фостер помимо всего прочего общалась с реальным агентом ФБР, дамой по имени Мэри Энн Краузе, но в фильме Джоди не копировала её рассудительный образ с проницательным взглядом, а, наоборот, "сыграла надломленную личность с собственными тараканами и растерзанным сердцем".
Интереснее всего был подход к роли у Энтони Хопкинса. Он общался с реальными преступниками в тюрьмах, ходил на судебные процессы, а также посещал зоопарк, чтобы затем воссоздать грациозность движений крупных кошачьих, вроде тигра или пумы. Просматривая материалы с допросов легендарного убийцы Чарльза Мэнсона, Хопкинс обратил внимание, что тот почти не моргает, и перенёс немигающий взгляд на своего героя. Манера речи доктора складывалась под впечатлением от голоса компьютера HAL 9000 из культового научно-фантастического фильма Стэнли Кубрика "2001: Космическая одиссея", а также писателя Трумена Капоте. В интервью 2001 года Хопкинс развенчал миф, говоривший, что он подражал манере звезды Классического Голливуда Кэтрин Хепбёрн... так что кто будет доказывать обратное - не верьте!
И ещё пару слов о кастинге. Тед Ливайн и Брук Смит, сыгравшие в фильме маньяка и его жертву соответственно, в момент съёмок находились в близких отношениях, поэтому, полагаю, это было весьма своеобразное ощущение - отыгрывать жгучую ненависть и страх по отношению друг к другу.
Одну из небольших ролей босса ФБР сыграл Роджер Корман - великий и ужасный "король трэша", как режиссёр и продюсер создавший сотню-другую малобюджетных ужастиков и фантастических картин, однако давший дорогу в жизнь целой поросли молодых кинематографистов, включая всё того же Копполу, Джеймса Кэмерона и самого Демме, который и отблагодарил Кормана маленькой ролью в "Молчании...".
Съёмки фильма проходили с 15 ноября 1989 по 1 марта 1990 года. Съемки в основном проходили в Питтсбурге и его окрестностях, некоторые сцены были сняты в близлежащей северной Западной Вирджинии. Архитектурное разнообразие Питтсбурга позволяло, не выезжая из одного города, показать самые разные места. Викторианский дом в Перриополисе, пригороде Питтсбурга, "играющий" в фильме дом Буффало Билла, был выставлен на продажу в августе 2015 года за 300 000 долларов. Дом находился на рынке почти год, прежде чем, наконец, был продан за 195 000 долларов. Какое-то проклятое место: то маньяки, то цены на недвижимость!
Внешний вид Западного центра недалеко от Канонсбурга, штат Пенсильвания, "послужил" государственной больницей Балтимора для невменяемых преступников. Сцена, действие которой происходит в кабинете директора ФБР, была снята в кабинете министра труда США Элизабет Доул в Вашингтоне, Округ Колумбия. В редком для того времени акте сотрудничества ФБР разрешило снимать сцены в Академии ФБР в Квантико; некоторые сотрудники ФБР даже снимались в эпизодических ролях.
Дизайн подвала и ямы , использованных Буффало Биллом, был вдохновлен реальными похищениями и убийствами, совершенными Гэри М. Хейдником. Вообще к проработке логова маньяка и его образа создатели картины подошли весьма ответственно. Жуткий танец извращенца Буффало Билла под песню Q Lazzarus "Goodbye Horses" в картине появился по настоянию самого актёра Теда Ливайна. Он считал что это подчеркнёт безумие его героя. А уж о декорациях и говорить не приходится.
Мы хотели показать, что он любил свою моль: его мотыльки были в прекрасной форме, его маленькое королевство мотыльков было красивым. Он был очень, очень аккуратен в том, как он снимал кожу со своих жертв, — вот почему комната, где он держал все свои инструменты и приспособления, была тщательно убранной, чистой. Комната, где он шил, была комнатой фантазии. Иногда использование каких-то предметов было настолько ужасающим, что об этом даже невыносимо рассказывать. Вы видите эти манекены в обмундировании, сшитом из человеческой кожи, и думаете, что “ад здесь”
Кристи Зи, художник-постановщик фильма
Ответственно художница подошла и к созданию камеры Лектера. Её вдохновляли шокирующие полотна британского художника Фрэнсиса Бэкона, ей, до ужаса боявшейся всяких хорроров и триллеров, пришлось наступить на горло собственной песне, чтобы создать одно из самых пугающих зрелищ в истории. Другим источником вдохновения был один из фотодокументов Нюрнбергского процесса: на фотографии сняты камеры — по обе стороны от центрального прохода, двойной высоты. Само помещение похоже на узкую и глубокую пещеру, камеры расположены в два этажа, одна над другой. Около всех камер стоят солдаты, которые следят, чтобы заключенные не убили друг друга.
"Невероятная фотография. Я все взяла оттуда. И поместила всю эту тюрьму-пещеру в подвал большого здания. Идея моя заключалась в том, что все происходит в подземелье, внизу — ниже некуда, и люди, там находящиеся, — это худшие представители рода человеческого. Они убежали из верхнего, наземного пространства и превратили в тюрьму то, что было всего-навсего обыкновенной бойлерной. Вот почему все стены облеплены трубами. Тим Гэлдвин, художник-декоратор, и Гэри Коско, архитектор из Питтсбурга, отлично поняли задачу и создали невероятное переплетение труб, вентилей и всякого хлама. Моя идея осуществилась — это был мир внутренностей"
Кристи Зи
Именно Кристи придумала стекло в камере Лектера вместо стандартной решётки - так зрительный контакт между Кларисс и доктором был бы максимально близким. Усиленно это было специфической работой оператора Така Фудзимото с обилием очень крупных планов. Кроме того, на "совести" Кристи изобретение лотка для еды, единственной связи Лектера с внешним миром. Кристи добавила лотку ужасающего металлического скрежета, чтобы сделать сцену ещё более напряжённой.
Такая вот ответственная работа у художников в кино!
Скажем несколько слов и о музыке к фильму. Написал её один из лучших кинокомпозиторов всех времён (по скромному мнению автора этой статьи), гениальный Говард Шор:
"Я пытался, чтобы музыка просто вписывалась. Когда вы смотрите фильм, вы не замечаете музыки. Вы получаете свои ощущения от всех элементов одновременно: освещения, кинематографии, костюмов, актерской игры, музыки. Джонатан Демме был очень разборчив в музыке"
Говард Шор
Оригинальный саундтрек был записан в Мюнхене, с участием Мюнхенского симфонического оркестра во второй половине лета 1990-го года. И хотя Шор старался сделать свою музыку незаметной, по-моему, более приметного саундтрека ещё поискать!
Мурашки по коже...
Помимо оригинальной музыки в картине также звучит упоминавшаяся здесь ранее песня вокалистки (да, именно вокалистки!) Q Lazzarus "Goodbye Horses" и песня британской пост-панк группы "The Fall", "Hip Priest" - звучит она во время кульминационной сцены, в которой Старлинг входит в дом Буффало Билла. А жертва маньяка, Кэтрин Мартин, слушает у себя в машине песню "American Girl" в исполнении Тома Петти и группы "The Heartbreakers".
Глубокое внимание создатели уделили не только самому фильму, но и его промо-материалам. Помимо запоминающихся фото актёров в образах, у нас есть и удивительного изящества трейлер с бабочкой "мёртвая голова", рисунок черепа на которой составлен из женских тел.
Идея данного рисунка принадлежит Сальвадору Дали, а само фото было сделано Филиппа Халсманом. И называется оно "Сладострастная смерть".
Фильм стартовал в прокате в День всех влюблённых, 14 февраля 1991 года и немедленно залетел на первое место по сборам, удерживая его пять недель. Представляю, как кровоточили искусанные локти ди Лаурентиса, бесплатно передавшего права на персонажей студии "Orion". Суммарно в прокате удалось взять более 272 миллионов долларов при бюджете в 19.
Фильм стал огромным хитом кинопроката, а образы из фильма - в особенности, маска Лектера, сделанная мастером Эдом Кабберли на основе старинной хоккейной маски - быстро вписались в поп-культуру. Даже актёр Билли Кристал не отказал себе в удовольствии появиться в образе Лектера на 64-й церемонии вручения премии "Оскар"!
И кстати об "Оскаре"...
Фильм взял пять наград в пяти основных номинациях этой премии - за лучший фильм года, лучшую мужскую роль (Энтони Хопкинсу), лучшую женскую роль (Джоди Фостер) лучшую режиссёрскую работу и лучший адаптированный сценарий. Выбор академиков был не самым предсказуемым: несмотря на восторженный приём картины и его огромный успех в прокате, "Молчание ягнят" - острожанровый триллер, а такие ленты нечасто берут основные призы на "Оскаре". Но интереснее всего здесь ситуация с Хопкинсом, который был на экране всего 16 минут, однако отхватил-таки приз и стоячие овации на церемонии!
Советую вам посмотреть и другие видео с той церемонии. Это очень эмоциональное зрелище!
Всего, включая "Молчание ягнят", картин взявших все пять основных наград в истории всего три. Помимо фильма Джонатана Демме подобной чести удостаивались "Это случилось однажды ночью" Фрэнка Капры в 1935-м году и "Пролетая над гнездом кукушки" Милоша Формана в 1976-м.
Помимо этого, фильм взял "Серебряного медведя" за лучшую режиссуру на 41-м Берлинском Кинофестивале, три премии Национального совета кинокритиков США, четыре премии "Сатурн", две премии Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA) и массу других наград.
Стоит ли говорить, какой культовой картиной стало "Молчание ягнят"? Конечно, стоит!
Сколько отсылок и пародий было за все эти годы! Например, триллер Джонатана Демме стал основным объектом пародийного фильма "Молчание ветчины" с Домом Делуисом и Билли Зейном в главных ролях.
Не отстали и наши соотечественники. Несколько неплохих пародий на фильм было показано в скетчкоме "Супергерои". Роль доктора Лектера исполнил актёр Сергей Бурунов.
Как вы уже могли догадаться, я - большой фанат "Молчания ягнят". Это один из немногих триллеров, которые можно пересматривать бесконечно, раз за разом приникая к экрану и леденея от страха. Бесподобные актёрские работы, гениальная музыка, таинственная атмосфера - всё это работает, как и 33 года назад!
Если вам понравился материал, приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.
Кроме того, приглашаю вас подписаться на мой новый канал с озвучками литературных произведений "Озвучил Павел Пластинин"!
Новая статья выйдет уже очень скоро!
А потому - не прощаюсь!..