Великий день! Сегодня свой 80-летний юбилей отмечает настоящая легенда мирового кино, один из лучших режиссёров Нового Голливуда - Мартин Скорсезе. Многие его фильмы уже давно стали классикой - будущие кинематографисты изучают их в школах, а публика давно разобрала их на цитаты. "Таксист", "Славные парни", "Казино", "Авиатор", "Банды Нью-Йорка", "Волк с Уолл-Стрит" - всё это потрясающие картины, которые можно пересматривать бесконечно.
Сегодня мне хотелось бы рассказать вам о по-настоящему тёмной истории, связанной с крупным провалом одного из ранних скорсезевских фильмов, который, однако, привёл его к одному из крупнейших успехов.
Начнём мы эту историю немного издалека.
В 1976-м году молодой Скорсезе стал настоящим героем дня. Его криминальная драма "Таксист" стала международным феноменом, при бюджете в 1,3 миллиона долларов собрала почти 29 и получила Золотую Пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. Успех "Таксиста" возвёл Скорсезе в ранг самых многообещающих молодых режиссёров Америки. Он стал активно посещать ночные клубы, в том числе - знаменитую "Студию 54", где в те годы с равной долей вероятности можно было встретить Энди Уорхола, Арнольда Шварценеггера, Элтона Джона и Лайзу Миннелли. С ней и должен был быть связан его следующий фильм.
Тогда у всех в памяти ещё был успех Миннелли в мюзикле Боба Фосса "Кабаре". Авторы музыкальной драмы, Джон Кэндер и Фред Эбб, искали возможности сделать бенефис для актрисы, которая украсила их историю. Одновременно и Скорсезе заинтересовался сценарием Мардика Мартина о двух влюблённых, саксофонисте и певице. Режиссёр загорелся идеей снять музыкальную драму в традициях 40-х и 50-х, нанял Миннелли и Роберта де Ниро, с которым уже некоторое время дружил, и приступил к съёмкам.
"Нью-Йорк, Нью-Йорк" был довольно дорогим проектом - на него студия "United Artists" выделила 14 миллионов (вышедший в том же, 1977-м году первый фильм из серии "Звёздные войны" стоил на три миллиона меньше). На съёмках женатый Мартин Скорсезе завёл аж два романа: с Лайзой Миннелли и с запрещёнными веществами. Из-за этого актёры в кадре много импровизировали во всю, а режиссёр не понимал, что же он снимает. Его брак затрещал по швам, а фильму оставалось надеяться только на громкость имён причастных к нему людей.
Ожидаемо, картину ждал грандиозный провал. При бюджете в 14 миллионов фильм собрал всего 16, а критики в прессе устроили настоящее соревнование - кто жёстче проедется по новому творению Скорсезе. Сам режиссёр позднее вспоминал:
Мы просто сумасшедшие фанаты кино. Это была прямая дань уважения и любви к 1950-м, к началу 1950-х и фактически к 1940-м. Но никто не захотел смотреть этот фильм...
Увы, не думаю, что дело только в непопулярности жанра. Картина идёт около трёх часов, и если для суровой драмы на "Оскар" это было бы ещё терпимо, то вот для музыкального фильма - многовато. К тому же, многие сцены, снятые Скорсезе, очевидно, в кокаиновом дурмане, неприлично растянуты. Получить от картины удовольствие можно только в том случае, если вы фанат эпохи и джаза, а также если вы, как и я, любите что-нибудь старенькое и странненькое. В защиту картины скажу, что музыка там действительно отличная, актёры играют на все сто процентов, а любовная линия - с её началом, расцветом и финалом - прописана просто отлично.
Однако провал ударил по Скорсезе, и притом очень мощно. На некоторое время он был вынужден уйти из игрового кино и переключится на документальное. Так, он поставил документалку "Последний вальс", фильм о распаде рок-группы "The Band", еще один документальный фильм "Американский парень", а также бродвейский мюзикл с Лайзой Миннелли под названием "Акт". Он повествует о трудоголичке, по выражению самого Скорсезе, "сумасшедшей, безумной женщине, которая губит любого, кто к ней приближается или кто на ней женится, в общем, она — это сплошное несчастье". Это был явный намек на жену Джулию Кэмерон, которую Скорсезе оставил вскоре после того, как в сентябре 1976 года у них родилась дочь Доменика.
Скорсезе всё больше проваливался в кокаиновый дурман. Он прожигал свою жизнь и был уверен, что не дотянет до сорока. Скорсезе вспоминал:
...это был очень беспокойный период моей жизни. Теперь я понимаю: тогда я действительно боялся, что у меня не осталось ничего, о чем бы я хотел рассказать на пленке. Я не понимал, как можно снова стать режиссером, я не понимал, как можно рано утром снова появляться на съемочной площадке и решать еще чьи-то проблемы. Я получал удовольствие от съемки кино, но не от общения с другими людьми...
В 1978-м последовал логический финал: Скорсезе попал в больницу. Его организм был истощён недоеданием, наркотиками и стрессами. Режиссёр был на пороге гибели, но никак не боролся за жизнь.
Иногда нам кажется, что мы совсем одни. Что в мире никто не может понять наших чувств, нашу боль. Полагаю, именно так подумал и Мартин Скорсезе, когда его всё-таки навестили в больнице. Навестил его Роберт де Ниро, державший в руках одну книгу...
Боб пришел ко мне в больницу и сказал: „Ну, что ты собираешься делать? Ты хочешь умереть? А разве ты не хочешь дожить до того времени, когда твоя дочь вырастет и выйдет замуж? Ты что, хочешь стать одним из тех режиссеров, которые сделали пару хороших фильмов — и на этом все?“ Он сказал: „А ведь ты действительно смог бы снять эту картину“. И тут я с удивлением услышал собственный голос, который произнес: „О’кей“. В конце концов, когда я окончательно обессилел, то понял, что да, я должен сделать этот фильм. Я стал одержим этим. Если на судне возник пожар и оно идет ко дну, то пусть оно и идет ко дну. Мне просто стало все равно. Я просто знал, что это мое последнее слово. И что если бы я вообще захотел что-нибудь сказать, то это был мой последний шанс сделать это...
Книга, которую принёс де Ниро, называлась "Бешеный бык: Моя история" и представляла из себя мемуары одного из самых известных и скандальных боксёров Америки 40-х, Джейка Ла Мотты. Скорсезе взялся за этот проект обессиленным, больным человеком, который сам себя загнал в угол...
При бюджете в 18 миллионов долларов фильм "Бешеный бык" собрал 23, что можно считать кассовым провалом примерного того же масштаба, что и у "Нью Йорк, Нью Йорк", но критики в этот раз были в восторге. Фильм получил две премии "Оскар" (за лучшую мужскую роль и лучший монтаж), две премии Британской киноакадемии, две премии от Национального совета кинокритиков и премию "Золотой Глобус". Фильм поднял интерес к Скорсезе и де Ниро, который также был в ауте после провала мюзикла с Миннелли. Чуть позже фильм займёт 51 место в списке 100 лучших триллеров по версии Американского Института Киноискусства, первое место в списке 10 лучших фильмов о спорте от того же Института и будет внесён в Национальный реестр фильмов.
Сам Джейк Ла Мотта окажет признательность кинематографистам. Посмотрев картину, бывший боксёр сказал, что она заставила его понять, каким ужасным человеком он был. А вот это уже серьёзное достижение волшебной силы киноискусства.
Именно благодаря "Бешеному быку" Мартин Скорсезе не пропал. Он порадовал нас ещё несколькими десятками отличных картин в разных жанрах и по сей день активно работает в Голливуде. Только три года назад отгремела его гангстерская драма "Ирландец" (не забудьте прочесть мою статью об этом кино), а сейчас готовится его новый фильм, "Убийцы цветочной луны", где в кадре встретятся два главных скорсезевских любимца - де Ниро и ди Каприо (и о нём статью тоже не упустите из виду). И всего этого могло бы не быть без той жуткой катавасии с мюзиклом "Нью Йорк, Нью Йорк", больницей и настоящей мужской дружбой, которая разрушает даже самые тяжёлые оковы наступающего конца.
Собственно, и "Нью Йорк, Нью Йорк" тоже не забылся. Ныне его вспоминают не только как провал Скорсезе, но и как успех Джона Кэндера и Фреда Эбба, которые подарили фильму и всему миру великую песню "New York, New York". Ныне она уже символ этого города и одна из самых известных американских песен всех времён и народов! Нет худа без добра... и добра без худа!
А какой фильм Мартина Скорсезе у вас любимый? О каком из них мне следовало бы написать статью? Обязательно дайте мне знать в комментариях!
Если вам понравился материал, приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.
Новая статья выйдет уже очень скоро!
А потому - не прощаюсь!..
© Павел Пластинин
#кино #кинематограф #киноискусство #искусство #ретро #классика #голливуд #шоубизнес #звёзды #интересныефакты