Найти в Дзене

МРАК МАРТИНА СКОРСЕЗЕ, ИЛИ НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА | "СТАРЫЙ ГОЛЛИВУД"

Великий день! Сегодня свой 80-летний юбилей отмечает настоящая легенда мирового кино, один из лучших режиссёров Нового Голливуда - Мартин Скорсезе. Многие его фильмы уже давно стали классикой - будущие кинематографисты изучают их в школах, а публика давно разобрала их на цитаты. "Таксист", "Славные парни", "Казино", "Авиатор", "Банды Нью-Йорка", "Волк с Уолл-Стрит" - всё это потрясающие картины, которые можно пересматривать бесконечно.

Мартин Чарльз Скорсезе (р. 17 ноября 1942, Нью-Йорк, США) — американский кинорежиссёр, продюсер, сценарист и актёр. Фильмам Скорсезе присущи выразительная жестокость и насилие, в кинематографических кругах он известен как мастер гангстерских лент. Скорсезе предпочитает не менять создателей своих проектов, постоянно работая с Робертом Де Ниро, Леонардо Ди Каприо и монтажёром Тельмой Скунмейкер. 28 февраля 2003 года Скорсезе стал обладателем звезды на Голливудской аллее славы. Он является обладателем ряда наград, включая премии "Оскар", "BAFTA", "Золотой глобус", "Эмми", "Грэмми", "Золотой пальмовой ветви", "Золотого медведя", "Сезар", "Серебряного льва" и премии Гильдии режиссёров Америки. Скорсезе неоднократно признавался одним из величайших и наиболее влиятельных кинорежиссёров современности: опрос, проведённый в 2010 году популярным американским журналом Paste, показал, что жители США считают Скорсезе лучшим ныне живущим режиссёром, он оставил позади Жана-Люка Годара и Стивена Спилберга
Мартин Чарльз Скорсезе (р. 17 ноября 1942, Нью-Йорк, США) — американский кинорежиссёр, продюсер, сценарист и актёр. Фильмам Скорсезе присущи выразительная жестокость и насилие, в кинематографических кругах он известен как мастер гангстерских лент. Скорсезе предпочитает не менять создателей своих проектов, постоянно работая с Робертом Де Ниро, Леонардо Ди Каприо и монтажёром Тельмой Скунмейкер. 28 февраля 2003 года Скорсезе стал обладателем звезды на Голливудской аллее славы. Он является обладателем ряда наград, включая премии "Оскар", "BAFTA", "Золотой глобус", "Эмми", "Грэмми", "Золотой пальмовой ветви", "Золотого медведя", "Сезар", "Серебряного льва" и премии Гильдии режиссёров Америки. Скорсезе неоднократно признавался одним из величайших и наиболее влиятельных кинорежиссёров современности: опрос, проведённый в 2010 году популярным американским журналом Paste, показал, что жители США считают Скорсезе лучшим ныне живущим режиссёром, он оставил позади Жана-Люка Годара и Стивена Спилберга

Сегодня мне хотелось бы рассказать вам о по-настоящему тёмной истории, связанной с крупным провалом одного из ранних скорсезевских фильмов, который, однако, привёл его к одному из крупнейших успехов.

Постер фильма "Таксист"
Постер фильма "Таксист"

Начнём мы эту историю немного издалека.
В 1976-м году молодой Скорсезе стал настоящим героем дня. Его криминальная драма "Таксист" стала международным феноменом, при бюджете в 1,3 миллиона долларов собрала почти 29 и получила
Золотую Пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. Успех "Таксиста" возвёл Скорсезе в ранг самых многообещающих молодых режиссёров Америки. Он стал активно посещать ночные клубы, в том числе - знаменитую "Студию 54", где в те годы с равной долей вероятности можно было встретить Энди Уорхола, Арнольда Шварценеггера, Элтона Джона и Лайзу Миннелли. С ней и должен был быть связан его следующий фильм.

Тогда у всех в памяти ещё был успех Миннелли в мюзикле Боба Фосса "Кабаре". Авторы музыкальной драмы, Джон Кэндер и Фред Эбб, искали возможности сделать бенефис для актрисы, которая украсила их историю. Одновременно и Скорсезе заинтересовался сценарием Мардика Мартина о двух влюблённых, саксофонисте и певице. Режиссёр загорелся идеей снять музыкальную драму в традициях 40-х и 50-х, нанял Миннелли и Роберта де Ниро, с которым уже некоторое время дружил, и приступил к съёмкам.

"Нью-Йорк, Нью-Йорк" был довольно дорогим проектом - на него студия "United Artists" выделила 14 миллионов (вышедший в том же, 1977-м году первый фильм из серии "Звёздные войны" стоил на три миллиона меньше). На съёмках женатый Мартин Скорсезе завёл аж два романа: с Лайзой Миннелли и с запрещёнными веществами. Из-за этого актёры в кадре много импровизировали во всю, а режиссёр не понимал, что же он снимает. Его брак затрещал по швам, а фильму оставалось надеяться только на громкость имён причастных к нему людей.

Постер фильма "Нью-Йорк, Нью-Йорк"
Постер фильма "Нью-Йорк, Нью-Йорк"

Ожидаемо, картину ждал грандиозный провал. При бюджете в 14 миллионов фильм собрал всего 16, а критики в прессе устроили настоящее соревнование - кто жёстче проедется по новому творению Скорсезе. Сам режиссёр позднее вспоминал:

Мы просто сумасшедшие фанаты кино. Это была прямая дань уважения и любви к 1950-м, к началу 1950-х и фактически к 1940-м. Но никто не захотел смотреть этот фильм...
Команда на премьере фильма
Команда на премьере фильма

Увы, не думаю, что дело только в непопулярности жанра. Картина идёт около трёх часов, и если для суровой драмы на "Оскар" это было бы ещё терпимо, то вот для музыкального фильма - многовато. К тому же, многие сцены, снятые Скорсезе, очевидно, в кокаиновом дурмане, неприлично растянуты. Получить от картины удовольствие можно только в том случае, если вы фанат эпохи и джаза, а также если вы, как и я, любите что-нибудь старенькое и странненькое. В защиту картины скажу, что музыка там действительно отличная, актёры играют на все сто процентов, а любовная линия - с её началом, расцветом и финалом - прописана просто отлично.

Кадр из фильма "Нью Йорк, Нью Йорк"
Кадр из фильма "Нью Йорк, Нью Йорк"

Однако провал ударил по Скорсезе, и притом очень мощно. На некоторое время он был вынужден уйти из игрового кино и переключится на документальное. Так, он поставил документалку "Последний вальс", фильм о распаде рок-группы "The Band", еще один документальный фильм "Американский парень", а также бродвейский мюзикл с Лайзой Миннелли под названием "Акт". Он повествует о трудоголичке, по выражению самого Скорсезе, "сумасшедшей, безумной женщине, которая губит любого, кто к ней приближается или кто на ней женится, в общем, она — это сплошное несчастье". Это был явный намек на жену Джулию Кэмерон, которую Скорсезе оставил вскоре после того, как в сентябре 1976 года у них родилась дочь Доменика.

Скорсезе всё больше проваливался в кокаиновый дурман. Он прожигал свою жизнь и был уверен, что не дотянет до сорока. Скорсезе вспоминал:

...это был очень беспокойный период моей жизни. Теперь я понимаю: тогда я действительно боялся, что у меня не осталось ничего, о чем бы я хотел рассказать на пленке. Я не понимал, как можно снова стать режиссером, я не понимал, как можно рано утром снова появляться на съемочной площадке и решать еще чьи-то проблемы. Я получал удовольствие от съемки кино, но не от общения с другими людьми...
-8

В 1978-м последовал логический финал: Скорсезе попал в больницу. Его организм был истощён недоеданием, наркотиками и стрессами. Режиссёр был на пороге гибели, но никак не боролся за жизнь.

Иногда нам кажется, что мы совсем одни. Что в мире никто не может понять наших чувств, нашу боль. Полагаю, именно так подумал и Мартин Скорсезе, когда его всё-таки навестили в больнице. Навестил его Роберт де Ниро, державший в руках одну книгу...

Боб пришел ко мне в больницу и сказал: „Ну, что ты собираешься делать? Ты хочешь умереть? А разве ты не хочешь дожить до того времени, когда твоя дочь вырастет и выйдет замуж? Ты что, хочешь стать одним из тех режиссеров, которые сделали пару хороших фильмов — и на этом все?“ Он сказал: „А ведь ты действительно смог бы снять эту картину“. И тут я с удивлением услышал собственный голос, который произнес: „О’кей“. В конце концов, когда я окончательно обессилел, то понял, что да, я должен сделать этот фильм. Я стал одержим этим. Если на судне возник пожар и оно идет ко дну, то пусть оно и идет ко дну. Мне просто стало все равно. Я просто знал, что это мое последнее слово. И что если бы я вообще захотел что-нибудь сказать, то это был мой последний шанс сделать это...
-9

Книга, которую принёс де Ниро, называлась "Бешеный бык: Моя история" и представляла из себя мемуары одного из самых известных и скандальных боксёров Америки 40-х, Джейка Ла Мотты. Скорсезе взялся за этот проект обессиленным, больным человеком, который сам себя загнал в угол...

При бюджете в 18 миллионов долларов фильм "Бешеный бык" собрал 23, что можно считать кассовым провалом примерного того же масштаба, что и у "Нью Йорк, Нью Йорк", но критики в этот раз были в восторге. Фильм получил две премии "Оскар" (за лучшую мужскую роль и лучший монтаж), две премии Британской киноакадемии, две премии от Национального совета кинокритиков и премию "Золотой Глобус". Фильм поднял интерес к Скорсезе и де Ниро, который также был в ауте после провала мюзикла с Миннелли. Чуть позже фильм займёт 51 место в списке 100 лучших триллеров по версии Американского Института Киноискусства, первое место в списке 10 лучших фильмов о спорте от того же Института и будет внесён в Национальный реестр фильмов.
Сам Джейк Ла Мотта окажет признательность кинематографистам. Посмотрев картину, бывший боксёр сказал, что она заставила его понять, каким ужасным человеком он был. А вот это уже серьёзное достижение волшебной силы киноискусства.

Именно благодаря "Бешеному быку" Мартин Скорсезе не пропал. Он порадовал нас ещё несколькими десятками отличных картин в разных жанрах и по сей день активно работает в Голливуде. Только три года назад отгремела его гангстерская драма "Ирландец" (не забудьте прочесть мою статью об этом кино), а сейчас готовится его новый фильм, "Убийцы цветочной луны", где в кадре встретятся два главных скорсезевских любимца - де Ниро и ди Каприо (и о нём статью тоже не упустите из виду). И всего этого могло бы не быть без той жуткой катавасии с мюзиклом "Нью Йорк, Нью Йорк", больницей и настоящей мужской дружбой, которая разрушает даже самые тяжёлые оковы наступающего конца.

-12

Собственно, и "Нью Йорк, Нью Йорк" тоже не забылся. Ныне его вспоминают не только как провал Скорсезе, но и как успех Джона Кэндера и Фреда Эбба, которые подарили фильму и всему миру великую песню "New York, New York". Ныне она уже символ этого города и одна из самых известных американских песен всех времён и народов! Нет худа без добра... и добра без худа!

А какой фильм Мартина Скорсезе у вас любимый? О каком из них мне следовало бы написать статью? Обязательно дайте мне знать в комментариях!

Если вам понравился материал, приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.

Новая статья выйдет уже очень скоро!

А потому - не прощаюсь!..

© Павел Пластинин

#кино #кинематограф #киноискусство #искусство #ретро #классика #голливуд #шоубизнес #звёзды #интересныефакты