Найти в Дзене
Культурный рассвет

"Гладиатор" и "Спартак". В чём различия?

Пересмотрев "Гладиатора" и получив от него прежнее зрительское удовольствие, я к своему удивлению заметил кое-что, на что раньше не обращал внимания. И это кое-что становится заметным, только если мысленно поставить рядом с "Гладиатором" фильм, который, безусловно, является одним из источников вдохновения для ленты Ридли Скотта - "Спартака" Стэнли Кубрика. И при таком сравнении выяснится, что "Гладиатор" - это, своего рода, элитарный "Спартак".

На первый взгляд, мы имеем здесь очень много общего. В обоих случаях в наличии рабы-гладиаторы и товарищеские чувства между ними; борьба насмерть в амфитеатре; противостояние гладиатора с римскими сановниками и восстание гладиаторов; интриги между разными политическими силами в самом Риме. Однако различия гораздо более любопытны.

Спартак был рабом и варваром-простолюдином (мы говорим именно о кинематографическом прочтении персонажа Кирка Дугласа), сумевшим вдохновить других рабов на величайшее восстание против могущественной империи, причем эта империя воплощает собой всевозможное угнетение.

-2

Максимус же превратился в гладиатора и раба, будучи изначально аристократом, с детства знакомым с императорской фамилией - перед нами представитель белой кости, и его мотивы иные: ему нужно отомстить за себя и свою семью, но куда более важно, что ему требуется вырвать власть в Риме из рук узурпатора Коммода и отдать в руки сената (ибо такова воля умершего императора Марка Аврелия).

-3

Примечательно то, каким путем Максимус, бывший полководец, собирается воплотить планы в жизнь: он намеревается вернуться к своим легионам, сообщить о том, что слухи о его смерти несколько преувеличены, привести их к присяге лично себе, после чего предполагается войти в город на семи холмах огромной армией, да навести суровой рукой нужный порядок. Разумеется, Максимус уверяет, что он совсем не собирается превращаться в нового узурпатора, а удалится сразу после того, как Добро восторжествует. Мы знаем много римских императоров, провозглашенных на штыках легионеров и преторианцев - много ли нам известно случаев, когда они потом добровольно уходили? Вероятно, если бы Максимусу всё удалось, он бы стал кем-то вроде Септимия Севера.

Интересно и восприятие империи Максимусом и Спартаком. По Максимусу в самой империи нет никаких проблем, кроме захвата власти Коммодом. Весь мир, окружающий персонажа Рассела Кроу, существовал и до Коммода: рабы, угнетенные провинции, порабощение менее развитых народов. Более того, Максимус принимал в римской экспансии самое деятельное участие, о чем говорит нам экспозиционный эпизод.

В то время как по Спартаку империя вообще заслуживает презрения со всеми ее рабовладельцами, эксплуатацией, захватничеством. И так как наличными силами ее победить невозможно, нужно вырваться далеко за ее пределы, чтобы жить вольно в каком-то месте, куда не дотянутся римские легионеры.

-4

Разумеется, Максимус, также как и Спартак - внутренне логичные персонажи, они вполне соответствуют написанной драматургии. И здесь мы вновь возвращаемся к тому, что взгляды автора неминуемо накладывают отпечаток на его материал. "Гладиатора" написал умеренный либерал Джон Логан. "Спартака" написал коммунист Далтон Трамбо.

_________________

Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!