Начало дискуссии здесь:
Дискуссия об Алисе Тепляковой и семейном образовании в семье Тепляковых.
В беседе участвовали девять экспертов из разных областей науки и образования, приглашенных в свою передачу А.Гордоном.
/первая часть дискуссии здесь/
Предлагаю в комментариях обсудить проблемы образования с теми, кого они волнуют, кто заинтересован в их решении.
А слово берут следующие трое экспертов (мнение двоих экспертов представлено в предыдущей статье).
3. Юрий Оболонский , психолог, сопредседатель всероссийского общественного движения «Национальный родительский комитет».
Ю.Оболонский обращается к Е.Теплякову.
"Не кажется ли Вам, что [мотивация]именно в реализации моделей отличника, которые Вы растите у каждого вашего ребёнка?
Вы только что сказали об этом. У вас ребенок победил в олимпиаде, и сразу же следующий пошел по его пути. Почему? Потому что очень большая мотивация: известность и шоколадка.
И вот комплекс отличника работает восемнадцать-двадцать лет.
У меня огромное количество клиентов с комплексов отличника, и я вижу, как им тяжело дается увидеть позже неудачу."
Здесь А. Гордон привел собственный пример. Что он учился до восьмого класса отлично, четверка была только по физкультуре.
А потом он "перестал" учиться и закончил школу с 3,5 баллами в аттестате, которых хватило только, чтобы поступить в творческий вуз. В другие бы не взяли.
Но иначе, по мнению Гордона, он имел бы и сейчас этот "симптом отличника".
В 8 классе он был в возрасте принятия этого решения: "показал, как я могу, а теперь я показываю, как я хочу, и это определенный этап развития". /а Алиса несамостоятельна в принятии решений/
______________________
//Добавлю от себя.
Внук Миша на днях сообщил, что школы нашего города (и области) участвуют в проекте "Отличный Верный отличник".
По-моему, так это не совсем правильно уделять излишнее внимание оценкам, а не личным качествам детей.
Внук уже начинает переживать за каждую редкую "4" в дневнике, радуется только "5", сколько бы ему мы не говорили, что "учиться нужно не ради оценок". Важнее быть хорошим человеком.
Воспитательной составляющей вновь не хватает в школе.
Внук стал отличником после 1 четверти, но мы говорим: "Учителя тебе авансом поставили пятёрки. Надеются, что ты оправдаешь их надежды".//
______________
Эксперт Ю.Оболонский продолжает, обращаясь к Е.Теплякову.
"Не кажется ли Вам, что вот этих семь отличников, которых Вы хотите воспитать с золотыми медалями, с пятью дипломами...[Вы делаете потому], что Вы сами не реализовались в жизни?
Вы хотите, чтобы именно семь отличников реализовали и показали действительно то, на что Вы способны?"
Здесь реплика Е.Теплякова: "Мы не реализовались?... Мы не реализовались?"
Далее вопрос А.Гордона: "Как ребёнка приняли в Университете и сокурсники, и педагоги?".
Ответ Е.Теплякова: "Прекрасно".
А далее он уточнил: "Если Алиса учится в институте, это значит, что в нём она проходит программу института, а социализируется при этом [в другом месте] со сверстниками, а не с восемнадцатилетними дядями и тётями вокруг нее".
На это последовал вопрос А.Гордона: "Но если серьезно относиться к университетской программе, то времени на игры с другими детьми у Алисы будет оставаться не так много?".
Тепляков парировал: "Ни в коем случае. Если убрать контроль, сделать прозрачным план..., то обучение по университетской программе отнимает гораздо меньше времени, чем обучение в школе".
______________
// Здесь ошибается не только Е.Тепляков, но, похоже, и А.Гордон, сводящие социализацию к общению со сверстниками.
А образование с "прозрачными" планами по Е.Теплякову не помешало бы и всей системе образования для улучшения качества образования школьников.//
___________________
Со следующим экспертом соединение было по видеосвязи.
4. А.Ш.Тхостов, завкафедрой нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В.Ломоносова, доктор психологических наук.
А.Г. Скажите, пожалуйста, это нормально, что девятилетний ребенок изучает психологию в лучшем университете страны?
А.Т. Вообще-то это первый случай, и мы не знаем ответа на него. И никто не знает. А если [Вам кто-то что-то будет говорить об этом, значит]..., они вам лгут...
А.Г. Исходя из собственного опыта, исходя из Вашего образования, Вы можете предположить, как ребенок будет справляться с такой нагрузкой?
А.Т. Я думаю, что будут определенные сложности... Есть родители, которые, наверное, будут помогать.
Но мне кажется, что мы, вообще-то, очень спешим. Я слышу разговоры, что она закончит [Университет] за год или за два. Мы что обсуждаем? Собственно, у нас нет субстрата для обсуждения.
А.Г. Он появится у нас после первой сессии, как по-Вашему?
А.Т. Не знаю. Она еще не написала ни одной контрольной работы.
А.Г. Почему?
А.Т. Еще раз не знаю. Это нужно узнать у родителей.
Е.Тепляков: "Она уже доклад защитила. Написала контрольную по концепциям современного естествознания."
А.Т. У нас нет ни одного результата, ни одной контрольной работы. И английский...
Тепляковы: "Она не сдавала английский. Она учит китайский. Вопрос находится на контроле в учебной части.
А.Т. Я думаю, что это мнение папы. Но не нужно выдавать это мнение за истину в последней инстанции.
А.Г. Вот смотрите: я задаю родителям вопрос: зачем? Я пока внятного ответа не услышал.
А.Т. Я могу иметь это мнение, но вы знаете, я не хотел бы сейчас его высказывать, потому что у меня недостаточно информации для этого.
У нас еще нет какой-то серьезной обратной связи.
А.Гордон поблагодарил профессора за точку зрения и за дипломатию, которую тот проявил в ответе на вопросы.
_______________
//Дипломатия дипломатией, но видно, что между Тепляковыми и МГУ отношения странные, не разрешены были даже при поступлении многие вопросы (с тем же иностранным языком).
Про посещаемость А.Тхостов в других интервью сообщал, что Алису не видели на занятиях с 8 сентября.
А летом А.Тхостов отвечал журналистам, что Алису в МГУ не видят, хотя она у них числится. Родители на связь не выходят. //
5. Амет Володарский, председатель правления Федерации частного образования РФ
А.Володарский обращается к Тепляковым.
"Я, безусловно, хочу сказать, что ваша семья талантлива.
Вы, действительно, показали, что в однокомнатной квартире можно достичь больших успехов.
Но Вы выявили еще одну очень большую проблему, про которую мы говорим уже десятилетие. Это проблема ЕГЭ.
У Вас сегодня ребенок научился, благодаря своим когнитивным способностям, сдавать ЕГЭ. Но это не то же самое, что знания.
ЕГЭ сегодня не показывает полную картину развития ребенка за одиннадцать лет.
Я думаю, что первая сессия покажет, насколько те знания, которые Алиса получила по школьной программе, она, действительно, сможет эксплуатировать для достижения тех поставленных задач, которые сегодня есть в рамках, допустим, первого семестра."
А.Гордон предложил вновь собраться в этой студии после сдачи первого семестра.
Тепляковы высказали готовность.
_________________________
//Но, как мы знаем, что новой встречи не случилось, как не случилось и продолжения обучения Алисы в МГУ.
Но мне странно, что опять все сосредоточились на обучении 9-летнего ребёнка в МГУ, где он учиться не должен...
Сосредотачиваться, по моему мнению, нужно на другом: имеет ли место в истории с Тепляковыми интенсификация обучения по школьной программе? Нужна ли она /интенсификация/, вообще? Можно ли её в каком-то виде использовать сегодня в образовании детей?
А вот это проталкивание детей в ВУЗы, после обучения в которых будут получаться 12-13-летние "специалисты", не пригодные для работы, не нужно никому.
А проблема ЕГЭ, "про которую мы говорим уже десятилетие", как сказал эксперт А.Володарский, выглядит настолько не поддающейся решению, что ещё не одно десятилетие над ней будут ломать головы педагоги, чиновники и родители.
Но это тема для отдельного разговора.//
#экспертыТепляков #АлисаТеплякова #Тепляковы #передачаГордона #семьяТепляковых #вундеркинды #образование #раннееразвитие #дети #многодетные #семьяидети