А люди, однако, интересуются Алисой Тепляковой, и её семьёй. Вновь получила на почту письмо о Тепляковых.
Только вот меня не интересует ни решение их квартирного вопроса, ни судебные разбирательства, ни место обучения старших детей.
Меня бы больше заинтересовали какие-либо заметные сдвиги в системе образования, споткнувшейся о результаты обучения детей, достигнутые многодетной семьёй. Но этого не случилось...
Хотя, вдруг вспомнилось, что один намёк на заинтересованность государства необычными достижениями Тепляковых всё же был. Помнится, Александр Гордон приглашал ни много, ни мало, а целых 9 экспертов на встречу с Тепляковыми, чтобы прояснить ситуацию.
И во что всё вылилось? Случились ли какие-то подвижки с того времени? И где теперь все те эксперты?
Вот ещё и эксперт из-за океана пыталась повоздействовать на наших представителей системы образования:
Я вновь пересмотрела видео. Оказывается, по прошествии времени, слова экспертов слушаются даже с б0льшим интересом. Чувствуешь себя как в машине времени. Всё же три года прошло, и мы даже знаем продолжение истории...
А для себя я нашла весьма ценные высказывания экспертов, хотя раньше их пропустила... Видимо, считала, что будет продолжение.
Если и Вас ещё интересует решение проблем образования в нашей стране, а не только "перемывание косточек" Тепляковым, то присоединяйтесь к обсуждению.
В данной статье я остановлюсь, конкретно, на обсуждении выступлений только экспертов (если слова экспертов прерывались вопросами ведущего, я максимально сокращала эти вставки).
А о самой передаче Гордона у меня на канале есть небольшой материал:
Итак, в передаче А.Гордона девять приглашенных экспертов по очереди брали слово.
1. Владимир Просвиркин, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, директор Центра образ-я «Школа здоровья».
В.Просвиркин обращается к Е.Теплякову:
"Вы показываете противоречие между существующим у Вас семейным образованием и системой образования в России. Я полностью с Вами согласен. Я считаю, что государство должно извлечь из Вашей семьи опыт: хорошенько изучить - как Вы этого достигли, какую среду, пространство создавали вокруг своих детей?...
...Вы сделали заявку всей системе российского образования, что Ваши дети не одарённые, а обычные. Это нонсенс."
Здесь А.Гордон предлагает Е.Теплякову ответить на три вопроса.
Первый вопрос: "Что Вы делаете?"
Е.Тепляков: "Дали Алисе нужную литературу. Вначале - занимательную, потом - базовый учебник, затем - углублённый учебник.
Второй вопрос: Как вы это делаете? (Это должно заинтересовать систему образования и законодательные органы).
Здесь вопросы были к Н.Тепляковой: Как живёте в однокомнатной квартире? Где Алиса делает уроки? Будут ли их дети адаптированы к жизни лучше детей, идущих по обычной школьной программе?
(По опросу ВЦИОМа 82 % выпускников школ не готовы к самостоятельной жизни.)
Не наступит ли у Алисы фрустрация? И вызовет ли она доверие в обществе среди взрослых, как специалист в слишком юном возрасте? Сможет ли она найти друзей?
Евгений Тепляков ответил, что выгонять детей на работу они не собираются, а иметь друзей она может и в другом месте, а не там, где учится.
В.Просвиркин. "Евгений поднял одну из важных проблем, что система образования сегодня не готова помочь этой семье. И это нонсенс...
...Они показали реальные результаты естественного развития... Но наверняка есть вопросы, связанные со здоровьем?
(Н.Теплякова здесь вставила реплику: "У Алисы 1-я группа здоровья")
...Государство должно обратить внимание на эту ситуацию. Это изменит образование.
Я поддерживаю, продолжайте, не падайте духом."
______________
//Что лично я думаю о выступлении этого эксперта?
Жаль, конечно, что сколько бы эксперт ни говорил: "...государство должно извлечь из Вашей семьи опыт", "Государство должно обратить внимание на эту ситуацию", само государство этих слов не услышало...
Возможно, эксперт хотел дать какие-то рекомендации по поводу сохранения здоровья, как руководитель "Школы здоровья". Но этого не потребовалось.
А вот слова Е.Теплякова заслуживают самой жесткой критики. "Мы своих детей на работу не гоним". Спрашивается: а зачем тогда занимать в ВУЗе место тех молодых людей, которые стремятся получить специальность?
Также, глубоко ошибочна фраза Теплякова, что место учёбы - не место социализации, а друзей можно найти не там, где учишься.
Разумеется, в жизни может быть по-разному, и друзей можно встретить не только по месту учёбы, но это уже будут исключения. А стремиться нужно как раз к правилу, то есть - к полноценной социализации: и дома, и на месте учёбы, работы. Чем больше мест и возможностей для социализации, тем лучше для ребёнка, для человека. //
_____________________
2. Мария Сташенко- методолог образовательных программ.
А.Гордон задал вопрос эксперту: "Есть ли тут [в семье Тепляковых] метод? И может ли он тиражироваться?"
М.Сташенко. "Я думаю, что этот метод - родительская любовь. Родители знают способности детей, наблюдают их с раннего детства, видят их склонности, и они способны их убедить, повести за собой, показать им светлую дорогу, и увести с собой в самые глубокие глубины разума и знаний.
Я думаю, что эта прекрасная родительская пара ровно это самое и делает, наблюдая за тем, как быстро, сообразительно, и динамично, могут развиваться дети, и они их развивают. У них есть прекрасные способности к этому.
Но если мы говорим об образовательной системе, то нам нужно помнить, что школа – это всего лишь учреждение, с государственной заботой о том, как могут развиваться дети во всей стране. Это некий баланс между ресурсами, которые может потратить государство на образование, и качеством, которое оно может обеспечить за эти ресурсы. И, соответственно, методологические разработки, которые используются в общеобразовательной школе, и, соответственно, в частных школах, двигаются именно за этим балансом".
Вопрос от А.Гордона: "Почему дети в школе сидят за партами?"
М.Сташенко. "Школа, как учреждение, как больница и казарма, - проявление государственной заботы.
Если мы понимаем школу именно так, то дети должны быть собраны по классам, должны сидеть рядочками, они должны быть институционально нормированы.
Школа – институционально нормирующий орган, который соответствует государственной политике. Мы не должны об этом забывать.
Но когда мы говорим с точки зрения индивидуума, с точки зрения человека: Алисы и детей, которые сегодня в студии, которые не хотят быть нормированы институтом или органом."
Здесь А.Гордон не дал эксперту договорить, потому что спросил Е.Теплякова о его школьных проблемах.
Главная проблема школы по Теплякову - что она отнимает у человека 6-8 лет жизни.
Далее А.Гордон спросил отца многодетного семейства - как тот мотивирует детей на учёбу?
Тепляков рассказал, что работает с детьми на базе деятельностного подхода, согласно которому деятельность побуждается мотивом (вначале - похвалой мамы). А затем происходит "сдвиг мотива на цель" (А.Н.Леонтьев).
- Вначале ребёнок делает что-то потому, что его хвалят;
- а потом делает это потому, что получается.
То есть, через похвалу детей "втягивают в деятельность". Чем младше ребёнок, тем легче его втянуть.
=Тепляков привёл интересный случай.=
Когда Алиса в 6 лет выиграла олимпиаду по математике, ей директор школы при всех вручила шоколадку.
5-летний Хеймдалль ради публичного (!) получения шоколадки выучил математику, обществоведение, биологию, экологию))) и победил в олимпиадах по этим предметам.
________________________
// Думаю, что Мария Сташенко дала образное название методу Тепляковых - "родительская любовь".
Представьте: как бы родители с 2-мя классами образования [утрирую] не любили своих детей, смогли ли бы они научить своих детей хотя бы азам математики? Явно, что у Тепляковых другой метод - метод проб и ошибок на этапе раннего возраста их детей.
Считаю, что М.Сташенко ошибается, называя школу "...неким балансом между государственными ресурсами на образование и качеством образования".
Объём государственных ресурсов, в любом случае с годами увеличивается, а вот качество образования всё время хромает. А если взять послевоенную школу. Ресурсов было - всего ничего, а качество образования - довольно высокое.
Несколько односторонне ответила М.Стешенко и о необходимости детей сидеть в школе только за партами, и заниматься только в классах.
- Уже известно много примеров, в том числе, и отступления от классно-урочной системы. Чаще в этих примерах просматривается забота о здоровье учеников.
- Сегодня есть классы с партами, за которыми учатся стоя.
- Мне нравится правило финских школ - один урок в день проводить на улице. Кстати, в Финляндии все дети выходят на улицу ещё и каждую перемену.
- А если активно проводить по утрам зарядку, как в Китае, всей школой (и ученики, и учителя), то тогда можно проводить уроки сидя за партами, отдыхать))).//
#экспертыТепляков #АлисаТеплякова #Тепляковы #передачаГордона #семьяТепляковых #вундеркинды #образование #раннееразвитие #дети #многодетные #семьяидети