Найти в Дзене

📜 Региональные бренды: географические указания (ГУ) и наименования мест происхождения товара (НМПТ)

Приветствую! 👋 Многие из нас знают воду «Нарзан», «Ессентуки», астраханские арбузы и воблу, дымковские игрушки, белёвскую пастилу и многие другие подобные товары. Все они как-то связаны с той местностью, где производятся, и ценятся потребителями именно за свои особые свойства. ❓ Как гарантировать покупателю, что он, покупая банку мёда с названием «С Горного Алтая», не наткнется на подделку, которая была произведена вообще в другом месте? ❓ Как помочь производителям, которые добросовестно производят свои уникальные товары в соответствующей местности? ❓ Товарный знак? Не подходит, так как исключительное право предоставляется в данном случае одному конкретному производителю, а все остальные не смогут его использовать. Кроме того, товарный знак призван создавать связь «товар-производитель», а региональные бренды – «товар-особая местность». 📝 Выход был найден через закрепление в законе особого объекта – наименование места происхождения товара. Однако почти за 30 лет его существования (с 9
Оглавление

Приветствую! 👋

Многие из нас знают воду «Нарзан», «Ессентуки», астраханские арбузы и воблу, дымковские игрушки, белёвскую пастилу и многие другие подобные товары. Все они как-то связаны с той местностью, где производятся, и ценятся потребителями именно за свои особые свойства.

Как защитить их?

Как гарантировать покупателю, что он, покупая банку мёда с названием «С Горного Алтая», не наткнется на подделку, которая была произведена вообще в другом месте?

Как помочь производителям, которые добросовестно производят свои уникальные товары в соответствующей местности?

Товарный знак? Не подходит, так как исключительное право предоставляется в данном случае одному конкретному производителю, а все остальные не смогут его использовать. Кроме того, товарный знак призван создавать связь «товар-производитель», а региональные бренды – «товар-особая местность».

📝 Выход был найден через закрепление в законе особого объекта – наименование места происхождения товара. Однако почти за 30 лет его существования (с 90-х годов) всего было зарегистрировано чуть более 200 НМПТ (для сравнения товарных знаков – более 900 тысяч). Это было связано со сложной процедурой регистрации, а также особенностями самого объекта.

📝 С 27 июля 2020 г. в российское законодательство добавлен новый подобный объект – географическое указание (ГУ). Он намного проще в регистрации, чем НМПТ, что дало новый стимул для развития и защиты региональных брендов. За 4 года было зарегистрировано практически столько же ГУ, сколько НМПТ за все время!

💡 Сразу отмечу, что сами права, процедура регистрации и прочие важные моменты у двух этих объектов в целом совпадают. Различаются лишь условия признания их в качестве охраняемых объектов, о которых мы ниже поговорим.

📌 НМПТ

Определение дано в ст. 1516 ГК, но цитировать ее не будет.

Если кратко, то НМПТ - это наименование географического объекта (или производное от него), которое стало известным в результате его использования в отношении товара с особыми СВОЙСТВАМИ, которые определяются природными условиями или людскими факторами.

✏ Уточняем:

  • 📍 1) Это только словесное обозначение (никаких картинок, но могут быть цифры);
  • 📍 2) Наименование чего? Страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта - ограничений нет.
  • 📍 3) Какое может быть? Современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное.

Самое важное! На территории данного географического объекта должны осуществляться ВСЕ стадии производства, оказывающие существенное влияние на формирование особых свойств товара.

💬 Примеры НМПТ: Тюменский ковер, Коломенский калач, Горячий Ключ-6, Башкирская лошадь, Волховская роспись.

📌 ГУ

  • 📍 1) Это обозначение (причем любое - слово, картинка, их комбинация и т.д.),
  • 📍 2) Идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар,
  • 📍 3) Определенное качество, репутация или другие ХАРАКТЕРИСТИКИ которого в ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ степени связаны с его географическим происхождением (характеристики товара).

Главное отличие от НМПТ! На территории данного географического объекта должна осуществляться ХОТЯ БЫ ОДНА из стадий производства, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара.

💬 Примеры ГУ: Якутские бриллианты, Моршанское пиво, Ленинградские пышки, Удмуртские перепечи, Мордовский сидр, Рассказовский трикотаж, Брянская малина.

🖼 Главные отличия выделила на картинке ниже.

На практике обычно происходит так: если региональный бренд «не дотягивает» до НМПТ, то его регистрируют в качестве ГУ (можно даже преобразовать заявку в процессе регистрации).

🌐 У Роспатента есть ресурс с интерактивной картой, на которой можно выбрать регион и посмотреть, какие у него зарегистрированы региональные бренды - https://rospatent.gov.ru/ru/sourses/regional-brands.

Роспатент. ГУ, НМПТ и региональные бренды

Там же можно поискать НМПТ и ГУ по конкретным группам товаров, и посмотреть последние регистрации.

-2
-3

💡 Кстати, единственный региональный бренд, который распространяется на территорию всей РФ - НМПТ № 65 Русская водка.

На сегодня на этом завершим, а в следующий раз разберемся, как же это все регистрировать и использовать.

До скорого! 💫

Если есть какие-то вопросы, предложения, уточнения - пишите в комментариях! 💫

Буду безмерно рада лайкам и подпискам 😊

📞 Подписывайтесь также на другие мои соцсети:

Группа ВК

ТГ-канал

ТенЧат

Поддержать меня или поблагодарить за статьи можно по ссылке или через QR-код ниже:

-4