Наверняка все с детских лет знают стихотворение о даме, отправившейся в путешествие по железной дороге и сдавшей в багаж довольно странный набор предметов и маленькую собачку, а по прибытии в пункт назначения — город Житомир — получившей вместо своей собачки огромного пса.
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Самуил Маршак написал это замечательное стихотворение почти сто лет назад — в 1926 году, и с тех пор оно постоянно публикуется в разных изданиях: и в сборниках, и в виде отдельной книжки. И, конечно же, многие художники создавали и продолжают создавать иллюстрации к "Багажу". О некоторых из этих иллюстраций и пойдёт сегодня речь.
Первым иллюстратором "Багажа" был художник Владимир Лебедев. Вот так выглядит обложка издания 1926 года с его рисунками.
Издание, заметим, выполнено авангардистски, в стиле "плакатного трафарета". Ещё несколько страниц из книги — в галерее ниже. Листайте стрелкой.
Художник словно бы разложил багаж на странице, но изобразил предметы довольно условно. А дама здесь весьма упитанная, в шубе. То есть подразумевается, что дело происходило зимой. Хотя, думаю, время года здесь не особо значимо, просто шуба — деталь, подчёркивающая обеспеченность дамы. Искусствовед и художественный критик Юрий Яковлевич Герчук считал, что героиня стихотворения выглядит как вульгарная нэпманша. Об этом издании книги он писал так:
"От Маршака идет её лукавый юмор. От Лебедева — беспощадная социальная сатира. «Дама», которая сдавала багаж, не получает никакой характеристики в тексте. Мысль поэта конкретизирует художник. Тяжеловесный чемодан, тугой саквояж и картонка, пузатый диван и нелепая картина, изображающая самодовольного усача, появляются на каждой странице, меняясь местами, поворачиваясь боком или вверх дном.
...
Лебедев, как и Маршак, вовсе не сочувствует этим хлопотам, которые подчиняют человека вещам. Ему явно антипатичен диван на манерно гнутых ножках, смешна "картина" - портрет шикарного усача, будто сошедшего с парикмахерской вывески, а главное - противна сама их владелица - вульгарная, толстая нэпманша, тоже как бы свинченная из отдельных вещей: меховой роскошной шубы, шляпки, ботиков, перчаток и сумочки".
Владимир Лебедев создавал рисунки и к другим изданиям "Багажа". При этом дама существенно меняла облик.
В 1935 году, к восьмому-десятому изданиям "Багажа" Лебедев создал новый образ героини, изобразив её, как писал Герчук, «тощей, длинноносой, очень чопорной» барыней, в облике которой просматриваются такие черты, как чванство и заносчивость.
Дама в этих изданиях выглядит по-разному, но отличия, главным образом, в фасоне пальто.
После этого Лебедев ещё несколько раз обращался к "Багажу" и создавал новые образы дамы и других героев.
Вот такой рисунок публиковался в нескольких сборниках произведений Маршака для детей, изданных в 50-е — 70-е годы.
А вот эта цветная литография представлена в базе данных аукционных результатов Артинвест.
А так дама представлена в изданном в 1955 году сборнике произведений Маршака, переведённых на английский язык.
И рассмотрим несколько иллюстраций других художников.
Вот так дама-путешественница и её багаж представлены в советском диафильме, выпущенном в 1970 году. Художник Борис Калаушин.
В 1971 году был издан набор открыток с рисунками художника В.Гинукова к стихотворениям Маршака. Часть рисунков иллюстрирует "Багаж".
Сергей Бордюг и Наталья Трепенок — современные художники, часто совместно иллюстрирующие книги. И вот так выглядит наша дама с собачкой и другими предметами багажа в их исполнении.
И ещё одна книжка, изданная относительно недавно. Интересное оформление, персонажи забавны. Художник — И.Г. Рудакова. (Спасибо автору канала Ника 1313 Книжные разговоры за подсказку, сама я не смогла выяснить, кто иллюстрировал книжку.)
И ещё несколько работ наших современников.
Московская художница Екатерина Медвеева изобразила довольно романтичную особу.
Дама на представленном ниже рисунке воронежской художницы по имени Галина (фамилию она не указала) напоминает мне Мери Поппинс. Рисунок выполнен акварелью и гуашью.
Мирослава Жаворонкова живёт в Москве. А маршаковскую даму она представляет вот такой.
Дама Анны Борисовой — далеко не романтичная особа и явно возмущена преобразованиями, происшедшими с её собачкой.
И работа юной художницы Анастасии Веневитиной из Липецкой области. Девочка заняла второе место в возрастной категории 11-12 лет во Всероссийском детско-юношеском конкурсе рисунка «Вот какой рассеянный» (по произведениям Самуила Маршака).
Вот такие разные дамы — воплощения героини стихотворения Самуила Маршака. Какой из образов вам ближе?
А в заключение хочу порекомендовать статью на канале Чтение. Впечатления. Открытия, которая послужила для меня источником вдохновения.