Возвращаюсь в своё советское армейское прошлое. Кому не знакома вот такая ситуация?
Идёт утреннее построение роты перед убытием на завтрак в столовую (в баню, на учения и т.д.). Проведена проверка готовности солдат, отданы последние распоряжения. Следует команда: «Шагом марш!». И почти тут же: «Песню запевай!». Служивые нестройными голосами заводят набившую всем оскомину «Отслужу, как надо, и вернусь!». Неудовлетворённый песнопением вредный дежурный по части делает остановку и даёт команду начинать по новой. Идущий впереди запевала получает пинок от старослужащих, после чего в песне тотчас появляются задорные и жизнеутверждающие нотки, словно подтверждающие основной песенный посыл...
Будучи на начальном этапе своей армейской жизни ротным запевалой (а стало быть, пройдя эту кухню изнутри), откровенно недоумевал: почему в воинских частях среди солдат-срочников при наличии учителей, медработников, физкультурников и иже с ними не наблюдалось профессиональных вокалистов и иных специалистов по хоровому пению? Им бы и карты в руки! Неужель при призыве тех прямиком направляли во всевозможные армейско-флотские ансамбли песни и пляски? На худой конец, можно было бы запросить шефскую помощь и пригласить профессиональных педагогов по вокалу, которые за пару недель натаскали бы и солистов (запевал) и «бэк-вокалистов» (всех прочих). И которые в выходной день заняли бы с пользой для дела солдатскую массу!
Хорошо ещё, если эта песенно-строевая вакханалия происходила на территории войсковой части, находящейся, к тому же, на значительном отдалении от жилых построек. А когда она имела место чуть ли не под окнами жителей и те были вынуждены ежедневно слышать этот ор (иным словом подобные прогулки трудно назвать), думается, что такой сомнительный способ демонстрации своей боеготовности представляется очередным армейским абсурдом. О которых я уже не раз высказывался в своих публикациях.
Но встречались и иные ситуации. Помню, как наша рота однажды возвращалась пешим порядком в свою часть от городских шефов (таковым был деревообрабатывающий комбинат). Дорога от Грозного до Ханкалы - это 7 км. Когда заметно уставшие солдаты вошли в посёлок, старшина роты решил взбодрить нас строевой песней. И мы запели! Тут же появилась любопытная публика, которая не только сопровождала роту до конца посёлка, но и подпевала нам. Аж дух захватывало!
Казалось бы, строевую подготовку в песенном сопровождении смело можно отнести в разряд многочисленных армейских абсурдов. Но это - только на первый взгляд. На самом же деле и здесь всё продумано до мелочей.
Оказывается, строевая песня, как ритуал, оказывает большое психологическое воздействие на солдат: помогает преодолевать трудности и лишения армейской жизни, служит сплочению воинского коллектива и развитию единения, т.е. появлению того самого пресловутого «чувства локтя», без которого любое сообщество (особенно армейское) немыслимо. Сразу же приходит коллективная уверенность, не наблюдавшаяся до сих пор у каждого поодиночке. При этом даже не обязательно самому петь, достаточно лишь факта нахождения в марширующей солдатской колонне.
Потому и песни для такого случая подбирают только с позитивной окраской, под стать нужному эмоциональному состоянию. Какие?
В каждой части были свои, но в целом они не отличались особым разнообразием. При проведении официальных мероприятий с участием высокого начальства (праздники, смотры, парады и т.п.) обычно в советской армии использовался классический военно-патриотический репертуар. Безусловно, во все советские армейские эпохи пальма первенства здесь принадлежит универсальной «Катюше», легко осваиваемой в любой национальной среде и изрядно набивавшей оскомину за два года.
Помимо неё и уже упоминавшейся «Через две зимы» в моё время (а это середина 1970-ых) в солдатском строю звучали такие нетленки, как «Не плачь, девчонка!», «Ты меня провожала в солдаты…», «Солдат молоденький», «Солдаты, в путь!», «Три танкиста». Хорошо чеканился шаг и под такие (казалось бы, неподходящие для движения строем) песни, как «На безымянной высоте» и даже «Варяг». Попробуйте на досуге!
В повседневной службе, когда старшие командиры находились далеко, уже преобладали солдатская вольница и буйная фантазия запевал: тут можно было услышать буквально все жанры - от народных песен («Как родная меня мать провожала…») до рока. Лишь бы строй правильно шагал! После выхода в 1973 году на телеэкраны кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию» настоящим солдатским шлягером стала «Маруся» - за время службы она настолько втесалась в голову, что до сих пор слова помню!
В некоторых частях была одна хорошая традиция: когда кто-то из отцов-командиров отмечал день рождения, в качестве поздравления солдаты с особым воодушевлением и старанием выводили: «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам…». А в подразделениях, в которых было немало украинцев, частенько звучала народная «Ты ж мене пiдманула»...
Были в нашем репертуаре и не столь популярные песни. Вот такая, например: «Самый верный человек - солдат!». Или вот эта: «Над полями необъятными, над речными перекатами, над разрывами гранатными песня-ласточка летит». А служившие в ГСВГ обожали песню «В Западной Европе тёплый ветер веет...»
Были в строю любители и похулиганить. Кто помнит такие песенные строчки «Солдат отличник - в армии маяк, так на него держи равненье!»? Частенько после слов «в армии маяк» какой-нибудь ротный острослов обязательно добавлял «х…як, х…як!» - в этом месте как раз была пауза в два шага, и нелитературное дополнение ритмически подходило идеально.
Был и второй немаловажный фактор, уже чисто служебно-прикладной: как правило, во всех строевых песнях присутствовал чёткий ритм, помогавший военнослужащим «топать» нога в ногу. Даже в тех случаях, когда кто-то сбивался с шага (из-за разницы в росте и длины шага), этот заданный ритм моментально возвращал их в общую струю.
Для придания большей уверенности командиры обычно использовали ещё и счёт, например: «Взвод, левой, левой, раз-два-три!». Могу отметить (увы, с сожалением), что при коллективном пении хорошо петь вовсе не обязательно, главное - нужно как можно громче орать! Ибо строй - это не хор, а скопище горлопанов, где как минимум у каждого второго музыкальный слух начисто отсутствует...
При этом существует мнение (на мой взгляд сомнительное), что солдатам вовсе не следует петь при движении строем, поскольку это связано с постановкой дыхания и сильно затрудняет строевой шаг. А мне кажется, что строевые песни (особенно перед отбоем) приносят пользу здоровью солдат, поскольку хорошо вентилируют лёгкие и улучшают их самочувствие. Кто служил - подтвердят!
Говорят, чтобы любить строевую песню, надо любить военную службу! А вообще, как известно, нам песня жить помогает! От себя добавлю: и служить тоже! Так что: «Спой песню, как бывало, наш ротный запевала, а я её тихонько подхвачу…»
Читайте мои последние публикации на канале:
Уважаемые читатели, проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!