Найти в Дзене
Психоложка

Возникновение и развитие психики. Часть 3. Интеллект

Главной особенностью данной стадии психики является двухфазность решения задач. Это важный этап развития животных, позволяющий осуществлять более сложную активность. Первая фаза – приготовление или подготовка. Вторая фаза – осуществление активности. Эксперименты с человекоподобными обезьянами ярко демонстрируют эту особенность. Например, в вольере на некоторой высоте подвешен банан, а на земле расположен ящик. Обезьяна, привлечённая бананом, так или иначе пытается дотянуться до добычи, но терпит неудачи. Затем она оставляет попытки достать банан, но через некоторое время как будто внезапно двигает ящик к месту, где висит фрукт и достаёт его, уже забравшись на ящик. Или же обезьяне предлагается большой ящик, у которого есть две стенки, заменённые прутьями. С одной стороны прутья тонкие и позволяют обезьяне просунуть руку, с другой – толстые прутья, через которые можно просунуть лишь палку. В центре же расположен фрукт. Сначала обезьяна пытается дотянуться до лакомства рукой через тонки
Оглавление

Привет! Сегодня мы публикуем заключительную статью по теме развития психики. Последняя стадия, известная людям, – интеллект. Эта стадия развития присуща лишь немногим видам. Из наиболее знакомых нам: обезьянам, собакам, кошкам, енотам.

Дизайн: Иван Чернецкий
Дизайн: Иван Чернецкий

Главной особенностью данной стадии психики является двухфазность решения задач. Это важный этап развития животных, позволяющий осуществлять более сложную активность. Первая фаза – приготовление или подготовка. Вторая фаза – осуществление активности.

Эксперименты с человекоподобными обезьянами ярко демонстрируют эту особенность. Например, в вольере на некоторой высоте подвешен банан, а на земле расположен ящик. Обезьяна, привлечённая бананом, так или иначе пытается дотянуться до добычи, но терпит неудачи. Затем она оставляет попытки достать банан, но через некоторое время как будто внезапно двигает ящик к месту, где висит фрукт и достаёт его, уже забравшись на ящик.
Или же обезьяне предлагается большой ящик, у которого есть две стенки, заменённые прутьями. С одной стороны прутья тонкие и позволяют обезьяне просунуть руку, с другой – толстые прутья, через которые можно просунуть лишь палку. В центре же расположен фрукт. Сначала обезьяна пытается дотянуться до лакомства рукой через тонкие прутья, но это невозможно. Затем она обходит ящик и пытается палкой подтянуть плод к себе, но после не может достать его из-за толстых прутьев. В конце концов обезьяна отталкивает плод от себя к стенке с тонкими прутьями и уже там достаёт его рукой.

Учёные, проводившие эти эксперименты не могли понять, как же внезапно обезьяна вдруг приходит к решению задачи. Кёлер, проводивший эти опыты предположил, что дело в гештальте: обезьяна просто обнаруживает связи между данными ей предметами и находит решение. А.Н. Леонтьев не был удовлетворён такой интерпретацией, поскольку она заставляет уверовать в то, что в основах нашего мироздания изначально скрыты какие-то схемы, структуры. Так, он отмечает, что К. Бюлер заметил схожесть поведения обезьян в экспериментах с их естественным поведением. Например, обезьяны точно так же находят палки и применяют их для того, чтобы дотянуться до фруктов на деревьях. Иными словами, внезапность и лёгкость удачного решения задач кроется в том, что удачные решения уже были найдены ранее в естественных условиях и были перенесены обезьяной в другие условия.

Существенный признак двухфазной деятельности заключается в том, что новые условия вызывают у животного не просто пробующую активность, но пробы ранее выработанных операций. Так, погоняемая курица будет упираться в стенки загона в попытках всё же случайно выбраться. То есть курица просто усиливает свою активность. Обезьяны же в экспериментальных условиях пробуют разные способы решения задач. На этом этапе развития способы решения задач перестают относиться к какой-то конкретной задаче. Поведение животных становится более адаптивным, сложным и разнообразным.

Но значит ли наличие интеллекта у животных то, что они теперь могут представить или планировать свою активность? А.Н. Леонтьев говорит о том, что нет никаких оснований так считать. Новая стадия психики выражается лишь в том, что животные теперь видят не только целостные образы вещей, но и отношения между вещами. Также ситуации, задачи теперь обобщаются не только по сходству наполняющих её предметов, но и по сходству отношений между ними.

Такой ход развития анатомически связан с развитием лобных долей мозга и дифференциацией её префронтальных полей. Джекобсон экспериментально установил, что удаление лобных долей у обезьяны делает невозможным двухфазную активность.

Данная стадия развития позволила человеку успешно адаптироваться к изменяющимся условиям, организовать сложную совместную деятельность в виде охоты и постепенно перейти к формированию сознания.

На этом мы завершаем цикл статей про развитие психики. Мы сделали их для вас, чтобы вы чуть лучше понимали своих меньших братьев. А также для того, чтобы вы немного узнали про то, как мы от мельчайших и простейших организмов перешли к высокоорганизованным, развитым видам.

Спасибо за ваше внимание, увидимся в следующих статьях!

© Максим Гафаров, специально для медиа ресурса "Психоложка"