Даже более, чем столетней давности. Норвежские фото сделаны в 1882-1883 годах. Наши в основном в начале ХХ века. Фотографы разные, отсюда и разброс дат. Качество тоже разное (если вам норвежское покажется слишком хорошим, по сравнению с нашим, учитывайте, что это вообще редкость, такие снимки, да и такого качества кадры имелись и у русских фотографов, например хоть даже у Прокудина-Горского, причем уже в начале ХХ века они были цветными).
Для понимания, о каких местах идет речь, покажу карту. Речь о той суровой части Кольского полуострова, которую омывает Баренцево море.
На крайнем севере у Баренцева моря, в приграничных районах Российской империи и Норвегии, жили веками в основном лопари (саамы), которые занимались оленеводством, рыбалкой, охотой. Норвежских саамов я показывала в недавней статье, очень красивые люди. Российских саамов показывала во многих статьях, например, вот тут.
Летом лопари кочевали, зимой жили в постоянных поселениях, в избах (у нас эти лопарские поселения звали погостами).
Русские (поморы) на Мурмане у Баренцева моря до конца ХIХ века постоянно практически и не жили, уж больно суровые условия. Поселения изначально были сезонными, в них люди находились с весны по осень, ловили рыбу для заработка. На зиму уезжали к себе домой. Так возникла та же известная Териберка, к примеру: как сезонный рыбачий поселок.
В поселениях зимой на побережье Баренцева моря жили только лопари. Зимние избы у них были похожи на русские. Здесь же в поселениях нередко стоили и церкви, и тут же, соответственно, жили русские священники.
Поморы же жили на Кольском все-таки южнее, у рек, начиная от Поноя, до Варзуги и далее уже по всем рекам, впадающим в Белое море.
На Мурмане русские постоянно жили разве что в старинном городе Кола (позже, уже в ХХ веке рядом с ним появился город Мурманск).
Так вот, возвращаясь к России и Норвегии. Понятно, в разных странах жизнь людей не может не различаться, но на крайнем севере государственное присутствие было минимальным. На жизнь влиял в первую очередь климат, условия жизни и занятия, которыми люди зарабатывают на жизнь. Что с нашей, что с норвежской стороны, занятия и условия были идентичны.
Поэтому люди носили похожую теплую одежду, жили в похожих домах, ловили рыбу, разводили оленей. Различались лишь нюансы, например, головные уборы. Отчасти одежда. Ну и внешность, быть может, отчасти, потому что норвежские лопари больше смешивались (ассимилировались) с норвежцами, финнами, датчанами.
А наши лопари — с русскими, позднее с ненцами, коми-ижемцами и т.д.
Но быт, все-таки, очень похож. Покажу, насколько. Особенно меня позабавили вот эти ряды сушеных рыб. Выглядят идентично.
На этом фото Норвегия.
На этом: Российская империя, Териберка.
Норвегия.
Российская империя.
Норвегия.
Россия.
Норвегия.
Российская империя. Качество фото тут не супер, но мне нравится, как фотографии перекликаются. Просто один в один.
Норвегия.
Российская империя.
Норвегия.
Российская империя.
Норвегия.
Россия. Окрестности Пазрецкого лопарского погоста.
Церковь в РИ, Печенгский район
Церковь в Норвегии, для сравнения.
И еще немного Норвегии.
И России.