Найти в Дзене

Мученик Цусимы. Адмирал Рожественский. Часть 1

Вице-адмирал Зиновий Рожественский – он проиграл всего одно сражение. Зато какое! Цусима – символ полного разгрома и несмываемое пятно на репутации честного адмирала. 11 ноября его день рождения. Поэтому предлагаю пройтись по биографии моряка. Зиновий Петрович родился 11 ноября (по новому стилю) 1848 года в семье военного врача. Что известно о детстве будущего адмирала? Да ничего. О мальчиках из таких простых семей мало что можно рассказать. Известно, что 14 (26) сентября 1864 года юноша был зачислен кадетом младшей роты Морского корпуса. Учился он хорошо. Или даже очень хорошо. Об этом говорит тот факт, что Зиновий в выпуске 1868 года шел пятым в списке из 44 человек. Тут интересно отметить, что по успеваемости его обошел Вильгельм Витгефт. Тоже будущий адмирал (контр-адмирал), участник русско-японской войны, погибший в сражении в Желтом море. Да и вообще мир моряков очень тесен. Все они знали друг друга плюс-минус с Морского корпуса или с младших офицерских чинов. На год старше Рожес
Оглавление
Зиновий Петрович Рожественский.
Зиновий Петрович Рожественский.

Вице-адмирал Зиновий Рожественский – он проиграл всего одно сражение. Зато какое! Цусима – символ полного разгрома и несмываемое пятно на репутации честного адмирала. 11 ноября его день рождения. Поэтому предлагаю пройтись по биографии моряка.

Кадет и гардемарин

Зиновий Петрович родился 11 ноября (по новому стилю) 1848 года в семье военного врача. Что известно о детстве будущего адмирала? Да ничего. О мальчиках из таких простых семей мало что можно рассказать.

Известно, что 14 (26) сентября 1864 года юноша был зачислен кадетом младшей роты Морского корпуса. Учился он хорошо. Или даже очень хорошо. Об этом говорит тот факт, что Зиновий в выпуске 1868 года шел пятым в списке из 44 человек.

Тут интересно отметить, что по успеваемости его обошел Вильгельм Витгефт. Тоже будущий адмирал (контр-адмирал), участник русско-японской войны, погибший в сражении в Желтом море.

Да и вообще мир моряков очень тесен. Все они знали друг друга плюс-минус с Морского корпуса или с младших офицерских чинов. На год старше Рожественского в корпусе учился его младший флагман 1905 года Фелькерзам. На год младше учился командующий 3-й Тихоокеанской эскадрой Небогатов.

Тогдашние правила окончания корпуса не подразумевали производства в офицерский чин. Кадеты производились в гардемарины, попадая в промежуток между офицерами и унтер-офицерами. Им на кораблях отводилось отдельное помещение. При этом гардемарины исполняли обязанности мичманов.

В гардемаринах Рожественский проходил два года. 17 (29) апреля 1870 года он получил мичманский чин. И в этот же год молодой мичман совершает крутой поворот в своей карьере. В сентябре он поступает в Михайловскую артиллерийскую академию. Тем самым Рожественский избирает себе путь морского артиллериста.

Адмирал Бутаков.
Адмирал Бутаков.

«Бравый и очень хороший моряк»

И вновь Рожественский демонстрирует усердие. Или способности к обучению. В 1873 году Зиновий Петрович выпускается из академии уже лейтенантом «по первому разряду с присвоением знака отличия».

На корабле лейтенанту послужить долго не довелось. Буквально через пару месяцев после выпуска он стал членом Комиссии морских артиллерийских опытов. Комиссия занималась испытанием снарядов и брони.

В этой должности молодой лейтенант так или иначе стал известен адмиралам. Например, управляющему морским министерством Краббе. Или старшему флагману Балтийского флота Бутакову. Знакомства небесполезные. Но польза от них будет только толковому офицеру. А Рожественский таким и являлся.

Во многих источниках приводится отзыв о Рожественском адмирала Бутакова: «Ужасно нервный человек, а бравый и очень хороший моряк». Вроде бы похвалил. А нервность Рожественского отмечали многие, не один Бутаков.

По представлению Бутакова Зиновий Петрович получил свой первый орден – Станислава 3-й степени. Скромная награда, но, видимо, заслуженная.

В декабре 1876 года в преддверии войны с Османской империей лейтенант Рожественский командируется в распоряжение главного командира Черноморского флота.

Модель "поповки".
Модель "поповки".

На турецкой войне

Честно говоря, настоящего боевого флота на Черном море Россия тогда не имела. Как сгинул он в Крымской войне, так еще не возродился. Несмотря на отказ от ограничений Парижского мира.

Против 15 турецкий броненосных кораблей русские имели несколько корветов да две «поповки» - круглые броненосные прибрежные батареи. Как с этими силами воевать?

Направление первое – сделать ставку на быстрые, но легкие рейдеры. То есть на суда «активной обороны» или вспомогательные крейсера. Именно на них ориентировался, например, ровесник Рожественского Степан Осипович Макаров. Этим корабля, несущим на борту минные катера, еще предстояло сказать свое слово.

Направление второе – укреплять береговую оборону. То есть оснащать угрожаемые порты артиллерией. Этим как раз и занялся морской артиллерист лейтенант Рожественский. Он объездил укрепления юга России, где взял на учет перспективные пушки и мортиры.

В феврале-марте 1877 года при участии Рожественского были оборудованы шесть батарейных плотов. На каждом установлено по пять орудий. Плоты в дополнение к минным заграждениям установлены вблизи Одессы, Очакова и Керчи.

С началом войны в апреле 1877 года лейтенант Рожественский назначен заведующим флотской артиллерией. В этом качестве весной-летом 1877 года он совершал боевые выходы в море на различных кораблях.

Один такой выход одновременно сделал Рожественского героем России и втравил его в крупный скандал. Но об этом (бое парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи–Буленд») лучше рассказать в отдельном очерке. Тем более, что его тема отлично подходит к рубрике «Один в море воин».

Продолжение:

------

Все очерки рубрики "Русские адмиралы":

Русские адмиралы | Internetwar. Исторический журнал | Дзен