Найти в Дзене
Лидия | живи, читай

Банана Ёсимото и её "Кухня". Приятный осенний перечит.

Перечитала "Кухню" Бананы Ёсимото, о которой говорила в предыдущей статье. Знаете, бывают разные состояния после прочтения произведений. Иногда мысли и эмоции не могут улечься еще долгое время, и ты пытаешься переварить прочитанное. "Кухня" же к таким книгам (для меня) не относится. Она скорее из тех, после которых пустота. И это не из разряда такого, что в книге было так тяжело и больно, что потом ты ощущаешь пустоту, как способ не принимать весь вес истории на себя, нет. Тут пустота скорее ассоциируется у меня с неуловимой дымкой, которую ты видишь, но не можешь почувствовать. Отчасти причиной этому, как мне кажется, служат её (Ёсимото) уловки со снами. В книге герои оказываются во снах друг друга, и это не может не отослать меня к романам Х. Мураками, у него такое есть, если не ошибаюсь, не только в Трилогии Крысы, но и в других романах. Поэтому сразу хочется покопаться в темах "реальности", в которых копается Дмитрий Коваленин в своих работах о творчестве Мураками. Но мы тут все же

Перечитала "Кухню" Бананы Ёсимото, о которой говорила в предыдущей статье.

Знаете, бывают разные состояния после прочтения произведений. Иногда мысли и эмоции не могут улечься еще долгое время, и ты пытаешься переварить прочитанное. "Кухня" же к таким книгам (для меня) не относится. Она скорее из тех, после которых пустота. И это не из разряда такого, что в книге было так тяжело и больно, что потом ты ощущаешь пустоту, как способ не принимать весь вес истории на себя, нет. Тут пустота скорее ассоциируется у меня с неуловимой дымкой, которую ты видишь, но не можешь почувствовать.

Отчасти причиной этому, как мне кажется, служат её (Ёсимото) уловки со снами. В книге герои оказываются во снах друг друга,

и это не может не отослать меня к романам Х. Мураками, у него такое есть, если не ошибаюсь, не только в Трилогии Крысы, но и в других романах. Поэтому сразу хочется покопаться в темах "реальности", в которых копается Дмитрий Коваленин в своих работах о творчестве Мураками. Но мы тут все же про роман Бананы Ёсимото.

В общем-то, поэтому и ты моментами оказываешься как будто во сне, читая роман.

Бумажной версии, увы, у меня нет.
Бумажной версии, увы, у меня нет.

Наверно для меня тема одиночества главная в "Кухне". Хотя персонажи и переживают ряд потерь близких людей, они, как не цинично бы это звучало, одиноки были и до этого, о чем так или иначе говорится в тексте. Это такое как бы общее одиночество, фундаментальное и даже возможно заложенное в японском менталитете. Вторая важная тема, и также совсем по-другому воспринимаемая японцами, это тема смерти.

Когда я остаюсь одна, то часто погружаюсь в грезы, представляя, что, когда мне настанет срок умереть, я смогу испустить последний вздох на кухне. И мне не важно, буду ли я совсем одна в холодном помещении, или с кем-то еще в теплом месте. Главное - чтобы это была кухня.

Согласитесь, для нас тема смерти зачастую табуированная, и рассуждать о ней, как о чем-то само собой разумеющемся в юном возрасте, может показаться довольно странным. Для японцев же смерть воспринимается иначе. Понятно, что мы живем в 21 веке, а не в эпоху самураев, но все же...

Вкратце опишу сюжет "Кухни".

Главная героиня по имени Сакураи Микагэ теряет последнего близкого человека - бабушку, после чего решает съехать из своей прежней квартиры. Танабэ Юити, парень из цветочного магазина, в который часто заглядывала бабушка Микагэ, и была с ним (Юити) в хороших отношениях, приглашает Микагэ пожить пока в их семье. Юити живет с мамой, которая раньше была папой (значит ли это, что переиздания книги можно не ждать?)

В принципе это основная часть сюжета, которую мне хочется здесь обозначить, чтобы никто не словил спойлеры (не считаю, что в этой книге они вообще возможны, но все же).

Большая часть этого маленького романа описывает события уже после того, как Микагэ съехала от семьи Танабэ.

Недавно была в чайной с большим выбором напитков и десертов с японской матчей. Мне кажется, фото подходит под атмосферу романа.
Недавно была в чайной с большим выбором напитков и десертов с японской матчей. Мне кажется, фото подходит под атмосферу романа.

Несмотря на то, что Микагэ главная героиня романа, Юити и его мама Эрико играют здесь важные роли. Связывает их всех как ни странно кухня.

В романе они готовят друг другу, Эрико часто приносит домой новый кухонные приборы (у нее к ним страсть, ну или попросту шопоголизм), да и сама Микагэ с первого дня в доме Танабэ выбирает себе софу на кухне, которая и становится её временным пристанищем. Кухня объединяет главных героев, внутри каждого из который звенит не то что одиночество, о котором я уже говорила, а может быть даже некая потерянность в этом мире. По крайнее мере мне так показалось.

Мне кажется, Ёсимото очень тонко смогла передать ту мысль, что в самые темные периоды нашей жизни, когда ты потерян и хочется просто закрыться в себе, каждому человеку нужен человек! И пусть это не будет так "героически", как поступок Микагэ в конце романа, но у каждого свой язык любви и признательности.

Возможно в романе есть другие смыслы, которые покажутся для других читателей очевидными, но мне кажется, здесь можно читать, понимать и улавливать разное, нет единого правильного. Калейдоскоп, в котором каждый увидит свои узоры, как и многие японские неспешные романы почти без сюжета.

Такие впечатления.

Думаю, что еще вернусь к "Кухне" через несколько лет, чем-то она меня притягивает.

Спасибо, что читаете!

С большим книжным уважением, Лидия! :)