Найти в Дзене
О Москве нескучно

Улицы превратились в реки: как Яуза устроила одно из самых сильных наводнений в истории Москвы

Оглавление

Почему Яуза могла выходить из берегов, несмотря на свои скромные размеры? Как это случилось в начале апреля 1947 года? Правда ли, что некоторые улицы около реки затопило настолько, что пришлось срочно сооружать деревянные помосты, чтобы люди могли здесь передвигаться? А также - сколько дней стихия испытывала на прочность москвичей? И почему бедствие оказало в том числе благоприятное влияние на будущее города? Об этом и не только расскажу сегодня.

Не такая уж и канава

Все привыкли к тому, что реку Яузу в Москве многие сравнивают с канавой. Так сложилось исторически. Скромные размеры и предприятия вдоль берегов превратили водную артерию в нечто малопривлекательное ещё в дореволюционные времена. Советская реконструкция 1930-х, а потом и 1950-х годов, сделала Яузу симпатичнее внешне. Но более внушительной она от этого, к сожалению, не стала.

Несмотря на свои скромные размеры, Яуза могла преподнести жителям окрестностей большие неприятности. Так случилось, например, весной 1947 года. 31 марта уровень воды в реке начал подниматься из-за таяния снега. В среднем повышение за день составило около 1,5 метров, по сравнению с зимними значениями. Москва-река при этом в границах города чувствовала себя намного лучше, благодаря реконструкции набережных 1930-х годов и прокладке канала "Москва-Волга". Такой картины, как в 1908-м или даже в 1926-м жители города уже не наблюдали.

Так выглядели Русаковская (подальше) и Преображенская (с которой сделан снимок) набережные в 1941 году. С сайта www.pastvu.com.
Так выглядели Русаковская (подальше) и Преображенская (с которой сделан снимок) набережные в 1941 году. С сайта www.pastvu.com.

А вот люди, которые проживали вдоль Яузы, в полной мере ощутили гнев узенькой реки. К вечеру 1 апреля 1947 года уровень воды здесь уже повысился на 2-3 метра, по сравнению с зимними значениями. Это значило, что в некоторых местах Яуза не просто вышла из берегов, а даже затопила какие-то прилегающие весьма крупные по тем временам улицы.

Теперь плывите

Первым под натиском стихии 1 апреля сдался район Электрозаводского моста. Конструкция тогда ещё не имела таких мощных габаритов, как сегодня. Кроме того, располагалась переправа значительно ниже. Ну и главное - сюда не дошла реконструкция 1930-х годов. Поэтому Яуза здесь имела естественные берега. А значит ей не составило труда окутать водой не только мост, но и прилегающие улицы. Например, Большую Семёновскую и Электрозаводскую. Они буквально превратились в бурные реки. Чтобы люди хоть как-то могли передвигаться по ним, спешно соорудили высокие деревянные помосты.

2 апреля в газете "Вечерняя Москва" сообщили, что в целом скорость повышения уровня воды в Яузе замедлилась. За ночь река поднялась всего на 8-15 сантиметров. Однако это не помешало получить новый проблемный участок. На этот раз прилично затопило улицу Стромынку и её окрестности. Правда не настолько, как Большую Семёновскую накануне. Здесь всё-таки мог ездить общественный транспорт. В том числе и трамваи. Но всё равно для пешеходов потребовалось сооружать деревянные помосты.

А тем временем, любопытная история произошла на Москве-реке около Бородинского моста. Там начали ледоход, чтобы бороться с паводком. После этого мужики, которые рыбачили на лодках у Бережковской набережной, увидели на проплывавшей мимо льдине мальчика. К счастью, ребёнка спасли. Сам он сказал, что настолько увлёкся ужением, что и не заметил, как прибрежная льдина откололась и оправилась в самостоятельное плавание.

Большая перемена

Но вернёмся к Яузе. На протяжении 5 дней уровень воды держался примерно на одном уровне. То немного повышался, то чуть-чуть понижался. Полноценно отступать стихия начала только 8 апреля. Тогда зафиксировали хоть и небольшое, но постоянное снижение уровня реки. Постепенно вода уходила с улиц и позволяла передвигаться по ним уже нормально.

Яуза ещё до реконструкции, но уже после паводка 1947 года. Вид от современного дома №33 на Преображенской набережной в сторону Матросского моста, 1950-1955. С сайта www.pastvu.com.
Яуза ещё до реконструкции, но уже после паводка 1947 года. Вид от современного дома №33 на Преображенской набережной в сторону Матросского моста, 1950-1955. С сайта www.pastvu.com.

Стоит сказать, что стихийное бедствие оказало и положительный эффект на город. Московские чиновники наконец-то твёрдо решили закончить реконструкцию Яузы и одеть её в гранитные берега везде, где это требовалось. Собственно этим и занимались в 1950-х годах. В результате появились красивые набережные, а также новый Электрозаводский мост.

После завершения реконструкции Яуза уже не мучила жителей окрестностей наводнениями весной. Сейчас вообще, глядя на реку, трудно представить, что когда-то она могла быть причиной серьёзных потопов.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!