Понимая, что обставить гимны с News Of The World потребует немалых усилий, QUEEN решили использовать более эклектичный подход. Результатом стал альбом Jazz
QUEEN продолжали второй этап своего тура в поддержку News Of The World, завершив его трехдневным выступлением в Empire Pool в пригороде Лондона Уэмбли, который вскоре будет реконструирован и переименован в Wembley Arena.
Около тридцати тысяч человек раскошелились на билеты по 4,25 фунта стерлингов, в качестве лучших вещей вечера получив две версии We Will Rock You и We Are The Champions - естественное завершение сета из тридцати песен, плюс энкор Jailhouse Rock и God Save The Queen.
Очень необходимый для музыкантов группы перерыв подарил им летние каникулы, после чего возобновились сессии записи, Рой Томас Бейкер вернулся на место продюсера, но это была его последняя работа с группой. Решение расстаться с Майком Стоуном, продюсером предыдущего релиза, не было единогласным, но Рой Бейкер только что закончил работу над альбомом Питера Стрейкера, cтарого приятеля Фредди Меркьюри, который также принял участие в продюсировании и финансировал диск.
Совместная работа Бейкера и Меркьюри над альбомом This One’s On Me подтолкнула последнего к тому, чтобы настоять на возвращении Роя Томаса Бейкера в компанию QUEEN.
Они все отлично понимали, что затея превзойти гимны с News Of The World потребует слишком больших усилий, и решили, что возвращение группы к более эклектичному подходу станет для них на текущий момент движением вперед.
Отсюда и название Jazz, которое при других условиях легко могло бы стать коммерческим самоубийством или просто ввести всех в заблуждение. Однако QUEEN были настолько популярны в тот момент, что могли назвать свой седьмой студийный диск практически как угодно, а выбор этого слова - антитеза всего панка и новой волны, руливших в Британии во второй половине 70-х. Так что все проглотили четыре красных буквы на конверте пластинки, возможно решив, что это просто так. Но последнее, что мы найдем на Jazz – это джаз.
В июле 1978 года QUEEN переехали во Францию, обосновавшись в студии Super Bear неподалеку от Ниццы и пляжей Лазурного берега, в которой Дэвид Гилмор только что закончил свой дебютный сольный альбом. В том же месяце Брайану Мэю исполнился 31 год, а Роджеру Тейлору - 29, после чего вся команда отправилась в Монтрё в Mountain Studios.
Фредди очень любил сейчас уже ставший легендарным местный джазовый фестиваль, вот и ещё одна причина для названия альбома. Он купил Mountain Studios, совершив таким образом удачную инвестицию в недвижимость, а сам перебрался в квартиру с видом на Женевское озеро, убежище от беспокойного шумного мира рока, которое он рекомендовал своим друзьям как кусочек рая. «Хотите душевного спокойствия - приезжайте в Монтрё».
В 1996 году на берегу озера установлена бронзовая статуя Фредди Меркьюри.
Его песня Mustapha открывает Jazz, это самая необычная песня на альбоме, с мистическим фортепиано и квазирелигиозным текстом, воплощающая феерическую атмосферу арабского базара. Забавно, что один из музыкальных журналов назвал её «быстрым еврейским роком», хотя скорее всего это определение не слишком соответствует действительности.
Fat Bottomed Girls Брайана, с несколько бестактным текстом, в общем-то именно о том, что фигурирует в её названии.
Песню спел Меркьюри, в припеве к нему присоединяется и сам Мэй. В октябре она вышла как промо-сингл, эта хард-блюз-рок-композиция, которая не может похвастаться утонченностью, но наполнена весельем, сразу же понравилась поклонникам. Ее популярности поспособствовало и немного скандальное видео, снятое для Bicycle Race, другой стороны этого дабл-эй-сингла, в котором 65 обнаженных моделей едут на велосипедах по стадиону Уимблдон Грейхаунд.
Jealousy Меркьюри – полная противоположность Fat Bottomed Girls. Один из самых личных текстов Фредди, это баллада с акустической гитарой Мэя. Он заменил бридж на своей гитаре Hallfredh, подложив под струны кусок ладовой проволоки и создав таким образом «жужжащий» эффект ситара.
Брайан уже делал нечто подобное в White Queen (As It Began) из альбома Queen II. Billboard написали, что эффект придал песне битловское звучание, что ж, аналогия с песнями Харрисона времен Rubber Soul напрашивается.
А Bicycle Race Фредди написал в Ницце, после того как посмотрел этап велогонки Тур де Франс. Получился несколько более сложный трек, чем его собрат по синглу. В середине песни все четверо участников QUEEN играют на старых велосипедных звонках. Песня демонстрирует душевное состояние Фредди Меркьюри в 1978 году, от некоего внутреннего повествования до обсуждения вопросов, по которым мнения многих расходятся, есть достаточно очевидная ссылка на несправедливость британских налоговых пошлин, по сути продолжающая Taxman Джорджа Харрисона.
Хард-роковая песня Джона Дикона If You Can’t Beat Them стала популярной среди поклонников группы, по тексту она находится в канве посланий Фредди об обществе, постоянно давящем на индивидуума (в данном случае разговор шёл об опасности индустрии развлечений, стремящейся вытащить из вас деньги). Характерна для альбома, эклектика цинизма и легкомыслия - это тема Jazz.
Завершает первую сторону винила трек Меркьюри Let Me Entertain You - еще один вполне осознанный анализ музыкального бизнеса, нечто вроде укуса руки, которая кормит, с примесью декаданса, ставшего обычным явлением для элитных рок-групп, гастролирующих по миру.
Dead On Time Брайана Мэя - отсыл к Keep Yourself Alive - его первой песне с дебютного альбома группы. Песня заканчивается звуком грома, который Мэй во время грозы записал на портативный рекордер.
Из аннотации к альбому:
Велосипеды предоставлены Halfords.
Гром любезно предоставлен Богом.
Показательный момент духовности на пластинке.
Возвышенная In Only Seven Days Джона Дикона вновь продемонстрировала его великолепные навыки в написании песен, а также мастерство в раскрытии романтических тем, хотя басист QUEEN и не поет сам.
Брайан написал Dreamer’s Ball отчасти как посвящение его кумиру детства Элвису Пресли, который умер годом ранее, в целом композиция представляет собой что-то вроде универсального послания на утрату. Одна из самых красивых песен гитариста с оттенком новоорлеанского свинга, отлично передающая атмосферу американского юга.
Всепоглощающий диско-бит той эпохи не дал достойно развернуться Fun It Роджера Тейлора, действительно хорошему треку безо всякого социального послания, расслабляемся и наслаждаемся жизнью. Фирменный звук Syndrum дополнил гарнитур барабанщика. Рой Томас Бейкер порекомендовал Роджеру эту эффектную штуку после того, как за несколько месяцев до этого продюсер поработал c Дэвидом Робинсоном из THE CARS.
Песня Брайана Мэя Leaving Home Ain’t Easy - еще одна история о жизни рок-звезды, взлетах, признаниях, падениях, гастролях - том самом цикле, в котором теперь оказались и QUEEN.
Но настоящий сюрприз ждал слушателей впереди, когда в Don’t Stop Me Now Фредди, которую они записали в солнечном Бер-лез-Альпе, QUEEN вернулись к плотно текстурированным вокальным гармониям, настолько насыщенным, что казалось, они просто спрыгивали с иглы винилового проигрывателя, восхищая поклонников, что-то вроде возвращения к старым глэм-роковым дням.
Меркьюри здесь - настоящий лидер, как в вокале, так и на фортепиано, а трек - это музыка, которая безостановочно продолжает и продолжает дарить радость.
Песня вошла в Топ-10 Британии как раз на Новый год, и с тех пор не потеряла актуальности. Не просто гедонистический гимн, а жизнелюбие, написанное крупным шрифтом, Меркьюри безоговорочно заявляет: «Смотри, я теперь буду делать только то, что мне действительно нравится».
Интересно, что послание вызвало небольшие опасения у других музыкантов группы, откровенно обеспокоенных растущей склонностью их фронтмена говорить во всеуслышание: «Ну что, разве мы не самая абсурдная группа всех времен?» Вот только невозможно отрицать непреходящую привлекательность жизненного настроения Фредди. С тех пор песня стала одной из самых любимых у их фанатов.
И здесь хорош не только автор, красивейшее, удивительное гитарное соло Брайана Мэя - еще одна причина, по которой эта песня попадает в Топ-10 многих поклонников QUEEN.
Закрывает альбом вторая композиция Роджера Тейлора на этой пластинке, More Of That Jazz, демонстрируя его растущее мастерство игры и предлагая витиеватое окончание с обрывками других мелодий альбома. Очень естественное завершение.
Итак, Jazz был готов к выпуску, QUEEN вместе с Elektra и EMI устроили одну из самых роскошных вечеринок классического рока. В развлекательной программе в Новом Орлеане участвовали джазовые и стил-бэнды, танцоры зулусы, танцоры вуду, пожиратели огня, модели в самых различных гротескных костюмах и унициклисты.
Jazz вышел 10 ноября 1978 года и стал самым долгоиграющим альбомом группы на тот момент. Получив платину в США, они закрепили её еще одним зимним туром, пропутешествовав из Далласа в Инглвуд, а затем и домой в Британию как раз к Рождеству. Британская публика не видела их довольно долго, но как уже случалось, ожидание того стоило...