Найти в Дзене
Зинаида Павлюченко

Жареные орешки получились вкусные. Два берега бурной реки 138

Оглавление

картинка из интернета, очищенные чинарики
картинка из интернета, очищенные чинарики

Таисия приткнулась рядом с Семёном на скамью и начала ловко чистить орешки, поглядывая на зятя. Начистила горстку, сгребла в ладонь, подула, просеивая, и высыпала перед зятем на стол.

Глава 138

Дома затопили грубку (плиту рядом с печью) в хате. Было прохладно. Чтобы ночью Таисия не мёрзла, решили протопить. Таисия устала, но вида не показывала. Принесла из холодной половины большую сковородку и насыпала на неё орешков. Чуть-чуть насыпала, в один слой.

Фрося ничего не сказала, а Семён удивлённо приподнял брови.

- А ты не думай, что мине жалко орешкив, - поняла его удивление мать. – Их богато йисты ныззя. Тяжёлые оны для людэй.

Фрося принесла из погреба картошки, помыла её водой из бочки, слила грязную воду, налила в чугунок лабяной воды и поставила рядом со сковородкой.

Таисия помешивала орешки.

- Фроська, там у мэнэ на пички у узилочку дрожди. А ну полизь, достань. Поставлю опарку, пирогив зроблю.

Семён довольно кивнул головой. Не удержался и сказал:

- Я пироги люблю. Мама всегда печёт с творогом.

- Ну, у мэнэ творогу ныма, а с сушкой зроблю, - ответила Таисия.

Фрося знала, что печь пироги мать мастерица. И тоже довольно улыбнулась. Что-либо говорить лишний раз она боялась. Мать могла вспыхнуть, как спичка, и тогда отпуск будет точно испорчен. И так уже прошло 4 дня, а мать всё ещё терпела их присутствие.

Таисия взяла узелок, взвесила его в руке, развязала, разделила содержимое на две части, принесла большой чугун, поставила его на плиту.

- Подогреть надо, а то дуже вин холодный, - сказала зятю.

Потом насеяла муки в корыто и принесла в хату.

- Сенька, постав корыто на пичку. Хай же и мучица пидигриица, - попросила зятя.

В общем, опару Таисия заколотила, поставила чугун на табурет у плиты, накрыв его сковородкой, и укутав тряпками.

Сели ужинать. Доели то, что было, попили чаю. Только после этого Таисия торжественно поставила на стол сковородку с орешками.

- Фроська, навчи мужа оришки йисты, чтобы ны заболив.

Зажгли лампу. Фрося показывала Семёну, как нужно очищать зёрнышки.

- Чёрную плёнку снимай обязательно, весь вред в ней. Вот так смотри! Да не дави сильно, а то от зёрнышек мука одна остаётся. Нежненько, вот так, потри двумя пальцами и плёнка сама отлетит.

- Давай поможу, - села рядом Таисия. – Мий Васька любыв чинарики, а чистить так и ны навчився. Я ему чистила, а вин йив.Любыв…

Начало здесь

Глава 137 здесь

Таисия приткнулась рядом с Семёном на скамью и начала ловко чистить орешки, поглядывая на зятя. Начистила горстку, сгребла в ладонь, подула, просеивая, и высыпала перед зятем на стол.

- Ишь, зятёк. Вот скажи мэни старой, чого вы от Мотьки так быстро вирнулися? Фроська мовчить, хочь ты расскажи.

Семён внимательно посмотрел на мать, на жену, прокашлялся.

- Мама, что это Вы допрос решили учинить? – вмешалась Фрося.

- А ты мовчи. Колы тэбэ спросю, будэшь казать, - рассердилась мать. И так посмотрела на осмелевшую дочь, что у той даже дыхание перехватило.

Семён посидел немного, а потом принялся рассказывать матери, как они влезли на Круглик, и как Фрося испугалась высоты.

- Вона с детства така. Танька в мэнэ була, як белка, по дэрэвьям скакала, а Фроська ныколы. Ты мэни зубы ны заговарюй. Кажи правду, чо там с Мотькой?

Семён пожал плечами.

- Мамаша, я не знаю, что было с нею, но она нас даже во двор не пустила и Фросю отругала.

- Та вона зазналась, куды там. Жорка в старателях робэ. Мотька живэ, крючком ны достанишь. Богачка. Прыходыла якось. Усе разнаряженные. Так я их веником гнала с хаты. Я с такими богачами знаца ны хочу.

- Не похожи они на богачей. Хата вся на подпорках, - не согласился с матерью Семён.- Плетень перекосился, калитку чулком завязывают. Точно не богачи.

- Бояца богатство своё показувать. Народ у нас завистливый, сразу донос напышуть, - покивала головой Таисия.

Семён задумчиво посмотрел на мать. Эта женщина удивляла его своим умом и силой духа. Неграмотная женщина рассуждала очень правильно. С завистниками и ему пришлось сталкиваться. Один Валентин чего стоит?! Ведь хотел рассорить их с Фросенькой и почти добился своего.

***

В окно кто-то постучал и сразу же раздался женский голос:

- Таиска, это я, Грунька.

Фрося вскочила и побежала открывать дверь.

- Здравствуйте, тётя Груня. Заходите. А мы орешки щёлкаем.

- Бог в помощь, - поприветствовала хозяев соседка. – Ой, давно чинарики не ела. Таиска, как ты? Смотрю, не видно тебя. Прямо распереживалась. Вот, пришла проведать. Думала, ты лежишь, болеешь.

- Сидай, - подвинулась на скамейке Таисия. – Бэры оришки. Укусни получилыся. Бигалы сёдни на гору. Насбиралы. Хай молодые визьмуть на гостинчик с собой. Я их посушу и будуть лижать хоть и год.

- Вот и правильно, - согласно кивнула соседка и принялась ловко чистить чинарики. – Я тебе принесла на гостинчик пряник, а у тебя пряники на столе есть. Молодцы гости, заботятся о тебе. Возьми. У меня пряник большой. Ешь и не болей.

- Яки новостя у станыци? - спросила Таисия и разломила пряник пополам. Вторую половину сунула Семёну. Зять улыбнулся, разломил пряник ещё раз и поделился с Фросей. Таисия довольно глянула на соседку. Грунька поняла, что Таиска полюбила зятя. Даже такую мелочь, как разломленный пряник, ценит.

Неожиданно вспомнила своего зятя, который никогда и ни с кем не делился. Сел за стол, поел всё, что видел и даже не спросил, ел кто-нибудь или нет.

Таиса отщипнула себе маленький кусочек пряника, положила в рот и начала кутулять (жевать беззубым ртом).

Лаба фото из интернета
Лаба фото из интернета

Пришлось ставить самовар. Семён с удовольствием этим занялся. Соседка ему нравилась своей простотой и добротой.

- А новости у станице есть, - сказала Грунька, как только Семён вышел за дверь. – Мотин мужик, Жорка, гуляить. По нескольку дней живёть у своей зазнобы. Мотька злая ходить на работу. С бабами из бригады скубёца. Фрося, а вы с мужем ходили до Мотьки?

- Ходылы! – ответила Таисия. - Так вона их и в двир ны пустыла. Фроська мине ничёго ны казала. Сенька счас рассказал. Вин у мэнэ молодэць! Бачишь, даже прянычком с Фроськой подылывся. Якый хороший чоловик! Дай Бог йим хорошой жизни, - перекрестилась Таисия.

- Правильно говоришь! Пусть Господь им помогаить. Мы у своей жизни хорошего и не бачилы. То революция, то голод, - поддержала соседка и тоже перекрестилась.

Соседка сидела долго. Расспрашивала Фросю и Семёна о работе и о городе. Видно было, что скучно ей дома одной. Вот и сидит, расспрашивает. Таисия внимательно слушала. Ей тоже было интересно. Из-за собственной глупости и вредности она не расспрашивала гостей о жизни в городе. Оказалось, что там много интересного. Таисия смутно помнила Ростов. Да и был он тогда совсем другим.

осенний пейзаж фото из интернета
осенний пейзаж фото из интернета

Когда Грунька ушла, Таисия проверила опару и, кряхтя, забралась на печь. В голове у неё зрел план, как помочь Мотьке и наказать Егора.

- Ну, Жорка. Бэрэжысь. Я ось тоби встрою красыву жизню, поганец. Устритю на вулыци, морду начистю.

С этими планами Таисия и уснула. Во сне ей приснился Василий. Молодой и красивый, он вёл ей по дорожке над Лабой. Останавливались они часто и целовались. Потом, откуда ни возьмись, выскочила чёрная корова и начала Таисию бодать.

Продолжение здесь

Здравствуйте, уважаемые подписчики! Благодарю за внимание к моему творчеству! Желаю всем здоровья и хорошего настроения! Кто устал от "балачки" моих героев, сообщаю, что скоро гости уедут и заговорят нормально. Очень мне хочется, чтобы читатели почувствовали особенный колорит моей родины. Благодарю за понимание!