Написание этой статьи я все откладывала «на потом», но вот уже ноябрь подходит к концу и выходит, что отступать мне больше некуда. Ведь в планах на этот год у меня обозначены еще две большие темы о двух изумительных произведениях 1984 года, входящих в число лучших в коллекции Алексея Зеля и горячо любимых, как самим художником, так и его зрителями. Это «Лиса и виноград» и «Горностай», отмечающие сорокалетний юбилей.
Поясню, с чем связано мое замешательство. Обычно на встречах с поклонниками творчества моего отца, я говорю, что про каждую его работу я могу рассказать отдельную историю. Это не хвастовство, просто за годы совместной выставочной деятельности и я, и моя мама, много раз слушали его выступления на открытиях, присутствовали на интервью и принимали участие в подготовке экскурсоводов.
Отец мог часами говорить о своих произведениях, рассуждать о природе творчества, вспоминать различные эпизоды из жизни, ведь по своему характеру он был очень общительным человеком. Многие его истории (во всяком случае нам так казалось) мы слышали по сто раз и с легкостью могли сами их пересказать в точности до мельчайших деталей.
Тем не менее, обдумывая план публикаций о «Лисе и винограде», я столкнулась с большими сложностями – ничего интересного вспомнить не удалось. Что само по себе удивительно, ведь «лисичка» постоянная участница персональных передвижных выставок Алексея Зеля, с самого начала, с той самой первой экспозиции в Москве на Уральской улице.
Спросила у мамы, и она подтвердила, что папа никогда не рассказывал никаких предысторий, подтолкнувших к созданию этого произведения, не относился к поклонникам творчества «дедушки Крылова», ни разу не упоминал о процессе изваяния – просто однажды принес «Лису» домой и показал новое творение семье.
Если зрители на выставке просили рассказать что-нибудь интересное про «Лису и виноград», Алексей Зеля вспоминал историю, как однажды ее разбили, добавляя, что та композиция, которую вы можете увидеть сейчас, уже вторая версия, а начальная безвозвратно утрачена. Возможно вы об этом уже где-то читали, во всяком случае, я встречала эту информацию в материалах блогеров.
Если в двух словах, происшествие случилось на той самой выставке в Ленинграде в 1989-м, которую так часто вспоминают мои дорогие подписчики. Мы считаем, что случившиеся - это вина организаторов, которые не досмотрели и запустили в зал слишком много зрителей. «Орудием» послужила молодая женщина с ребенком на руках. Она рассматривала «Лису и виноград», когда ее толкнули в спину, напиравшие посетители.
Женщина, не удержала равновесия и налетела на прозрачную коробку, в которой находилась стеклянная фигура, работа упала и разбилась. Далее организаторы повели себя еще более неадекватно, вызвали милицию, записали все данные бедной женщины, напугали ее, что ей придется выплатить художнику компенсацию.
Когда эта ситуация стала известна отцу он был крайне возмущен действиями смотрителей. Попросил телефон пострадавшей, чтобы лично позвонить и успокоить, сказать, что она не виновата и никакой компенсации выплачивать не нужно. Координаты ему дали, но на звонки перепуганная женщина не отвечала, тогда Алексей Зеля написал и отправил ей письмо с теми же словами. Нам так и неизвестно дошло ли оно до адресата. В милиции, естественно, дело закрыли.
Что же до предпосылок к созданию «Лисы и винограда», то мне они представляются так. Алексей Зеля еще во времена работы мастером-кварцедувом на заводе МЭЛЗ, не помышляя о карьере художника, то ли от скуки однообразия, то ли из интереса, выплавлял из стекла фигурки всевозможных животных: лам, носорогов, верблюдов, слонов, львов, зубров, крокодилов... В таком разнообразии видов, что из них можно составить своеобразный стеклянный зоопарк.
Как человек, всю свою прежнюю жизнь положивший на алтарь биологии, делал он их без всяких схем и картинок, просто по памяти. Папа прекрасно в них разбирался, животные так и остались его любимой темой, несмотря на то, что его путь биолога неожиданно свернул на творческую стезю.
В 1984 году, когда появилась его «Лиса и виноград», он уже трудился на «Хроматроне» и приступил к формированию личной коллекции для персональных выставок.
В тот период Алексей Зеля очень много работал, можно сказать с утра до ночи – днем над заданиями руководства завода, вечером – на себя. Его первые вещи, одновременно и самые личные: «Русское поле», «У озера», «Весна», «Плетень», «Цветущий пень»… В них воплощены те идеи, которые у художника лежали на поверхности сознания. Творческие люди меня поймут – это та стадия, когда нужно разгрузиться от замыслов, занимающих в голове слишком много места, чтобы впустить новое.
«Лиса и виноград» и «Горностай» - замыкают десятку первых природных композиция автора. В это сложно поверить, потому что оба произведения выглядят очень зрелыми с точки зрения мастерства художника! В записной книжке Алексея Зеля они обе помечены «декабрем 1984-го», но это свидетельствует лишь о дате завершения, а сколько они находились в разработке, в какой последовательности возникли – неизвестно.
Как и у стеклянных фигурок животных времен МЭЛЗ, ни у лисы, ни у горностая не было набросков и предварительных эскизов. По этому признаку можно судить, что создавались они легко, по вдохновению, без поэтапной проработки и творческих мучений. Эти прекрасные шедевры буквально выплеснулись из внутреннего мира художника и воплотились в стекле.
В следующей статье рассмотрим «Лису и виноград» детально, поговорим об особенностях построения композиции и ее связи с другими произведениями Алексея Зеля.
Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!
Мой отец был уникальным Мастером, создавшим множество прекрасных произведений. Если вы интересуетесь искусством, подпишитесь на телеграм-канал: https://t.me/alexey_zelya чтобы узнать больше о его жизни и творчестве!
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: