В прошлой статье я обещала подробно рассмотреть произведение моего отца, Народного Художника России Алексея Зеля «Лиса и виноград» с точки зрения композиции и технических особенностей. Итак, продолжим.
Если перед искусствоведами будущего встанет задача определить примерный возраст вновь обретенного произведения Алексея Зеля (а такое весьма вероятно, ведь половина от созданного мастером-кварцедувом в те годы шла в частные коллекции «сильных мира сего»), то ориентироваться следует на следующие приметы:
- Количество использованных оттенков кварцевого стекла. //Свое первое цветное кварцевое стекло (розовое) художник сварил в 1988.
- Основа композиции. //Наборная, будто вязанная, фирменная подставка Алексея Зеля появилась в 1985-м.
- Иризация по прозрачному (эффект перелива, наподобие бензиновых разводов). //В этой области мастер добился стабильных положительных результатов к 1987 году.
- Если начальные три пункта показали, что произведение более позднего периода, достаточно будет свериться с записями художника. С 1989-го у него появилась собственная мастерская и всем созданным там работам велся учет.
А теперь рассмотрим нашу композицию. В ней используется прозрачное, желтое, белое и бурое (глазки и носик животного) кварцевое стекло. Это базовый набор, с которого начинал свое творчество Алексей Зеля, что говорит нам о том, что произведение относится к раннему периоду.
«Лиса и виноград», как и более ранние «Кактусы», опираются на сплавленные между собой кусочки прозрачного кварца. В предшествующей «лисичке» хрустальной «Весне» (датированной летом 1984 года), художник уже приблизился к идее своей фирменной наборной подставке, но, видимо, результат его до конца не удовлетворил, и он вернулся к надежному откатанному варианту.
Неожиданной для непосвящённых в историю этой вещи, станет иризация по прозрачным листикам винограда. Если вы читали мой прошлой материал, то знаете, что наша лиса – это повторная версия. А первая сильно пострадала на выставке в Ленинграде в 1989 году. Оттуда она снова попала в мастерскую Алексея Зеля, который не только воссоздал первоначальную композицию, но и подкрасил ее иризацией.
Тем не менее, с другими подобными изделиями у искусствоведов не должно возникнуть сложностей в установлении даты появления на свет. В нашем случае третий пункт оказался «с подковыркой», однако если рассматривать неизвестные работы Алексея Зеля, то сбоев тут быть не должно – все, что забиралось партаппаратом на «подарки», назад уже не возвращалось.
Что касается установления авторства, то и здесь вопросов не должно возникнуть. Подобных творений, такого высокого уровня мастерства, технологических приемов, авторских находок в области обработки кварцевого стекла, как у Алексея Зеля в мире не существует. На самый крайний случай полного незнания стеклопроизводства, следует поискать на подставке клеймо умельца – АЗ.
Алексей Зеля любил «Лису и виноград» и считал удачной выстроенную композицию – дерево с длинной веткой, увитое лозой, под которой расположен основной объект. Ту же схему он использовал в своих других, более поздних произведениях – таких, например, как «Паутинка».
Поза лисицы не является выдуманной художником. Как человек, с детства интересующийся биологией, он хорошо знал повадки птиц и зверей. Такая позиция рыжей красавицы, стоящей на задних лапках, с опорой передними на дерево вполне естественна для нее в живой природе.
Желтый янтарный виноград здесь является неотъемлемой частью сюжета. Однако, точно такой же вы можете встретить и в других творениях художника, созданных как до появления «лисички» (например, «Икебана), так и после (сосуд «Восточный»).
Можно сказать, что Алексей Зеля пережил некий «виноградный» период в творчестве. Ему нравилась декоративность стеклянных ягод, их переливы и преломление на свету. Сильнее (судя по числу работ) он любил только тонкие звенящие колоски.
Расскажу одну, связанную с этим историю (папа и сам любил ее рассказывать). На одной из первых выставок, в книге отзывов, он прочел два идущих друг за другом комментария. «Слишком много винограда! Мало колосьев!», а ниже «Мало винограда! Много колосьев!» и подпись «гость с юга».
Кстати, после папиных выставок, виноград стали копировать другие кварцедувы, а колоски так никто и не повторил. Во всяком случае в том виде, в каком они выходили из-под горелки Алексея Зеля - его секрет так никто и не разгадал.
У меня по теме все. Если у вас остались вопросы по «Лисе и винограду», задавайте в комментариях.
Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!
Мой отец был уникальным Мастером, создавшим множество прекрасных произведений. Если вы интересуетесь искусством, подпишитесь на телеграм-канал: https://t.me/alexey_zelya чтобы узнать больше о его жизни и творчестве!
============
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: