Найти в Дзене

«Лиса и виноград» в искусстве. Изучаем работу русского умельца Алексея Зеля

В прошлой статье я обещала подробно рассмотреть произведение моего отца, Народного Художника России Алексея Зеля «Лиса и виноград» с точки зрения композиции и технических особенностей. Итак, продолжим. Если перед искусствоведами будущего встанет задача определить примерный возраст вновь обретенного произведения Алексея Зеля (а такое весьма вероятно, ведь половина от созданного мастером-кварцедувом в те годы шла в частные коллекции «сильных мира сего»), то ориентироваться следует на следующие приметы: А теперь рассмотрим нашу композицию. В ней используется прозрачное, желтое, белое и бурое (глазки и носик животного) кварцевое стекло. Это базовый набор, с которого начинал свое творчество Алексей Зеля, что говорит нам о том, что произведение относится к раннему периоду. «Лиса и виноград», как и более ранние «Кактусы», опираются на сплавленные между собой кусочки прозрачного кварца. В предшествующей «лисичке» хрустальной «Весне» (датированной летом 1984 года), художник уже приблизился к ид

В прошлой статье я обещала подробно рассмотреть произведение моего отца, Народного Художника России Алексея Зеля «Лиса и виноград» с точки зрения композиции и технических особенностей. Итак, продолжим.

"Лиса и виноград", Кварцевое стекло. Автор: Народный Художник России Алексей Зеля
"Лиса и виноград", Кварцевое стекло. Автор: Народный Художник России Алексей Зеля

Если перед искусствоведами будущего встанет задача определить примерный возраст вновь обретенного произведения Алексея Зеля (а такое весьма вероятно, ведь половина от созданного мастером-кварцедувом в те годы шла в частные коллекции «сильных мира сего»), то ориентироваться следует на следующие приметы:

  • Количество использованных оттенков кварцевого стекла. //Свое первое цветное кварцевое стекло (розовое) художник сварил в 1988.
  • Основа композиции. //Наборная, будто вязанная, фирменная подставка Алексея Зеля появилась в 1985-м.
  • Иризация по прозрачному (эффект перелива, наподобие бензиновых разводов). //В этой области мастер добился стабильных положительных результатов к 1987 году.
  • Если начальные три пункта показали, что произведение более позднего периода, достаточно будет свериться с записями художника. С 1989-го у него появилась собственная мастерская и всем созданным там работам велся учет.

А теперь рассмотрим нашу композицию. В ней используется прозрачное, желтое, белое и бурое (глазки и носик животного) кварцевое стекло. Это базовый набор, с которого начинал свое творчество Алексей Зеля, что говорит нам о том, что произведение относится к раннему периоду.

«Лиса и виноград», как и более ранние «Кактусы», опираются на сплавленные между собой кусочки прозрачного кварца. В предшествующей «лисичке» хрустальной «Весне» (датированной летом 1984 года), художник уже приблизился к идее своей фирменной наборной подставке, но, видимо, результат его до конца не удовлетворил, и он вернулся к надежному откатанному варианту.

Схожая основа композиции. "Кактусы" (1983 г)
Схожая основа композиции. "Кактусы" (1983 г)

Неожиданной для непосвящённых в историю этой вещи, станет иризация по прозрачным листикам винограда. Если вы читали мой прошлой материал, то знаете, что наша лиса – это повторная версия. А первая сильно пострадала на выставке в Ленинграде в 1989 году. Оттуда она снова попала в мастерскую Алексея Зеля, который не только воссоздал первоначальную композицию, но и подкрасил ее иризацией.

Тем не менее, с другими подобными изделиями у искусствоведов не должно возникнуть сложностей в установлении даты появления на свет. В нашем случае третий пункт оказался «с подковыркой», однако если рассматривать неизвестные работы Алексея Зеля, то сбоев тут быть не должно – все, что забиралось партаппаратом на «подарки», назад уже не возвращалось.

Что касается установления авторства, то и здесь вопросов не должно возникнуть. Подобных творений, такого высокого уровня мастерства, технологических приемов, авторских находок в области обработки кварцевого стекла, как у Алексея Зеля в мире не существует. На самый крайний случай полного незнания стеклопроизводства, следует поискать на подставке клеймо умельца – АЗ.

Художник нашел удачной схему построения композиции и повторил ее в "Паутинке" (1991 г)
Художник нашел удачной схему построения композиции и повторил ее в "Паутинке" (1991 г)

Алексей Зеля любил «Лису и виноград» и считал удачной выстроенную композицию – дерево с длинной веткой, увитое лозой, под которой расположен основной объект. Ту же схему он использовал в своих других, более поздних произведениях – таких, например, как «Паутинка».

Поза лисицы не является выдуманной художником. Как человек, с детства интересующийся биологией, он хорошо знал повадки птиц и зверей. Такая позиция рыжей красавицы, стоящей на задних лапках, с опорой передними на дерево вполне естественна для нее в живой природе.

Поза лисички характерна для этого животного (фото анималиста Алисии Змысловской)
Поза лисички характерна для этого животного (фото анималиста Алисии Змысловской)

Желтый янтарный виноград здесь является неотъемлемой частью сюжета. Однако, точно такой же вы можете встретить и в других творениях художника, созданных как до появления «лисички» (например, «Икебана), так и после (сосуд «Восточный»).

Можно сказать, что Алексей Зеля пережил некий «виноградный» период в творчестве. Ему нравилась декоративность стеклянных ягод, их переливы и преломление на свету. Сильнее (судя по числу работ) он любил только тонкие звенящие колоски.

Расскажу одну, связанную с этим историю (папа и сам любил ее рассказывать). На одной из первых выставок, в книге отзывов, он прочел два идущих друг за другом комментария. «Слишком много винограда! Мало колосьев!», а ниже «Мало винограда! Много колосьев!» и подпись «гость с юга».

Кстати, после папиных выставок, виноград стали копировать другие кварцедувы, а колоски так никто и не повторил. Во всяком случае в том виде, в каком они выходили из-под горелки Алексея Зеля - его секрет так никто и не разгадал.

У меня по теме все. Если у вас остались вопросы по «Лисе и винограду», задавайте в комментариях.

Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!

Мой отец был уникальным Мастером, создавшим множество прекрасных произведений. Если вы интересуетесь искусством, подпишитесь на телеграм-канал: https://t.me/alexey_zelya чтобы узнать больше о его жизни и творчестве!

============

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: