Найти в Дзене

Многофигурность в литературе: плюсы и минусы

Многофигурность в литературном произведении предполагает не просто большое количество разнообразных персонажей — от главных до второстепенных, эпизодических и статистов. Многофигурность — это наличие в тексте большого количества именно фигур, которые, в отличие от пешек, не только двигают сюжет (это и пешки могут), но и обладают яркими образами, индивидуальным характером и своей историей. Хотя правильнее сначала поговорить, нужна ли она вообще. И тут, как всегда в творчестве, всё неоднозначно. Есть немало хороших и даже знаковых произведений, где минимум героев, а то и вовсе один. И это не обязательно рассказы. Например, повесть Э. Хемингуэя «Старик и море», правда, там ещё мальчик есть. Или «Тошнота» Ж. П. Сартра, «Оставшийся в живых» С. Кинга, «Марсианин» Энди Вейера, да и вообще любая робинзонада. То есть я не собираюсь отрицать возможность произведений с минимумом персонажей, но их количество всегда зависит от цели и задач автора. А качество воплощения задумки — от писательского м
Оглавление

Многофигурность в литературном произведении предполагает не просто большое количество разнообразных персонажей — от главных до второстепенных, эпизодических и статистов. Многофигурность — это наличие в тексте большого количества именно фигур, которые, в отличие от пешек, не только двигают сюжет (это и пешки могут), но и обладают яркими образами, индивидуальным характером и своей историей.

Захотелось оживить серьезную статью веселыми картинками.
Захотелось оживить серьезную статью веселыми картинками.

Зачем нужна многофигурность

Хотя правильнее сначала поговорить, нужна ли она вообще. И тут, как всегда в творчестве, всё неоднозначно. Есть немало хороших и даже знаковых произведений, где минимум героев, а то и вовсе один. И это не обязательно рассказы. Например, повесть Э. Хемингуэя «Старик и море», правда, там ещё мальчик есть. Или «Тошнота» Ж. П. Сартра, «Оставшийся в живых» С. Кинга, «Марсианин» Энди Вейера, да и вообще любая робинзонада.

То есть я не собираюсь отрицать возможность произведений с минимумом персонажей, но их количество всегда зависит от цели и задач автора. А качество воплощения задумки — от писательского мастерства. Потому что роман с одним героем написать сложно, и даже с двумя непросто. Роман всё же предполагает многоплановость, иначе он получится просто большой повестью. С одним-двумя персонажами несколько сюжетных линий не распишешь, разве что включить воспоминания героя.

Но мы говорим о многофигурности, и она в ряде случаев помогает автору решить ряд стоящих перед ним задач.

  • Создаёт условия для объёмного произведения. Имеется в виду не по количеству знаков, а по количеству измерений и планов.
  • Многообразные персонажи со своими целями и социальным положением помогают показать реальность с разных точек зрения, заглянуть в разные уголки и на разные слои описываемого мира.
  • Разный характер персонажей и их отношений с главным героем помогают сделать его образ объёмнее и живее.
  • Переплетение сюжетных линий различных героев при должном мастерстве автора создаёт яркое, красочное полотно повествования, способное увлечь даже самых привередливых читателей.

Герои сказок А. С. Пушкина.
Герои сказок А. С. Пушкина.

Да и вообще, многофигурные произведения выглядят солиднее и профессиональнее. Но в создании их есть подводные камни и проблемы, которые под силу решить далеко не всем.

Что не так с многофигурностью

Мне встречались авторы, которые обожали многофигурные композиции в своих текстах. Причём иногда такие произведения у них получались сами по себе. Как правило, это характерно для тех, кто пишет не по плану, а по наитию.

Допустим, главный герой приходит на важную встречу в кафе, и к нему подходит официант. Этот даже не второстепенный, а эпизодический персонаж чем-то вдруг (именно вдруг) привлекает автора, и тот рассказывает нам, как молодой человек провалился на экзамене в престижный вуз и теперь работает в кафе, поэтому от него ушла девушка, а сам этот официант возненавидел весь мир и т. д.

История получается довольно занятная, сам образ персонажа — ярким, живым и интересным для читателя. И он (читатель), естественно, ждёт продолжения — что дальше будет с этим неудачником. А ничего не будет. Больше с ним в книге мы не встречаемся. Автор о нём быстро забывает, так как это проходной персонаж, никакой роли не играющий в сюжете. Тогда возникает вопрос: зачем же столько времени на него тратить?

Герои сказок П. П. Бажова.
Герои сказок П. П. Бажова.

А просто автору нравится рассказывать истории разных людей. Дальше может встретиться история тяжёлого детства наёмного убийцы, появившегося в тексте ради единственного выстрела, а затем убитого заказчиком, бизнесмена, прошедшего нелёгкий путь к своему успеху, одинокого старика, с воспоминаниями о бурной юности и т. д.

Казалось бы, это неплохо, но таких историй разного объёма по тексту много, и все они никак не связаны с основным сюжетом, а собственным не успевают обзавестись, так как автор переключается на другое. И в результате текст рассыпается на отдельные рассказики, сюжет утрачивает цельность, а иногда и смысл, а главный герой в растерянности ждёт, когда же автор вспомнит о нём. А вместе с героем ждут этого и читатели.

Конечно, рано или поздно автор вспоминает и о главных героях, но множество второстепенных отвлекают его внимание, и если нет чёткого плана, то это часто приводит к путанице и потере представления о сюжете даже у самого автора.

Вторая проблема, которая тоже встречается в многофигурных произведениях, связана с переоценкой автором своих возможностей. Он может потратить много времени на предварительное продумывание и составление плана, так как ему хочется создать именно многофигурное произведение типа «Саги о Форсайтах» Дж. Голсуорси или «Песни льда и пламени» Дж. Мартина. Но многофигурная композиция оказывается слишком сложна, а герои своевольны. И стоит только в одном месте внести изменения в сюжет, потому что так кажется интересней, как приходится перестраивать всю многоэтажную композицию, или она вообще перекашивается, рассыпается, отношения между героями и их линии запутываются. Часть героев приходится забрасывать, отправлять в далекое путешествие или убивать, как это делает Дж. Мартин. А проблемы от этого только копятся, и нередко работа над книгой заходит в тупик. Так что адекватная оценка своих сил здесь очень важна.

Было бы интересно объединить их всех в одном многофигурном произведении.
Было бы интересно объединить их всех в одном многофигурном произведении.

Третий момент, который следует учесть, — это объём текста. Многофигурный текст должен быть достаточно большим, чтобы автор мог раскрыть образы всех персонажей и проработать все сюжетные линии. Ни рассказ, ни даже повесть для этого не подойдёт. Да и роман-однотомник в 12-15 авторских листов может быть маловат. Поэтому если автора пугает «много букв» и он не готов писать сериал, то лучше не связываться с многофигурным произведением. Лучше выбрать золотую середину.

Кстати, даже такое большое произведение, как «Война и мир», я бы не отнесла к многофигурным. Второстепенных и эпизодических персонажей там много, а героев первого плана всего три.

Ещё почитать по теме можно здесь: «Сколько героев может быть в книге».

Наука
7 млн интересуются