Многофигурность в литературном произведении предполагает не просто большое количество разнообразных персонажей — от главных до второстепенных, эпизодических и статистов. Многофигурность — это наличие в тексте большого количества именно фигур, которые, в отличие от пешек, не только двигают сюжет (это и пешки могут), но и обладают яркими образами, индивидуальным характером и своей историей.
Зачем нужна многофигурность
Хотя правильнее сначала поговорить, нужна ли она вообще. И тут, как всегда в творчестве, всё неоднозначно. Есть немало хороших и даже знаковых произведений, где минимум героев, а то и вовсе один. И это не обязательно рассказы. Например, повесть Э. Хемингуэя «Старик и море», правда, там ещё мальчик есть. Или «Тошнота» Ж. П. Сартра, «Оставшийся в живых» С. Кинга, «Марсианин» Энди Вейера, да и вообще любая робинзонада.
То есть я не собираюсь отрицать возможность произведений с минимумом персонажей, но их количество всегда зависит от цели и задач автора. А качество воплощения задумки — от писательского мастерства. Потому что роман с одним героем написать сложно, и даже с двумя непросто. Роман всё же предполагает многоплановость, иначе он получится просто большой повестью. С одним-двумя персонажами несколько сюжетных линий не распишешь, разве что включить воспоминания героя.
Но мы говорим о многофигурности, и она в ряде случаев помогает автору решить ряд стоящих перед ним задач.
- Создаёт условия для объёмного произведения. Имеется в виду не по количеству знаков, а по количеству измерений и планов.
- Многообразные персонажи со своими целями и социальным положением помогают показать реальность с разных точек зрения, заглянуть в разные уголки и на разные слои описываемого мира.
- Разный характер персонажей и их отношений с главным героем помогают сделать его образ объёмнее и живее.
- Переплетение сюжетных линий различных героев при должном мастерстве автора создаёт яркое, красочное полотно повествования, способное увлечь даже самых привередливых читателей.
Да и вообще, многофигурные произведения выглядят солиднее и профессиональнее. Но в создании их есть подводные камни и проблемы, которые под силу решить далеко не всем.
Что не так с многофигурностью
Мне встречались авторы, которые обожали многофигурные композиции в своих текстах. Причём иногда такие произведения у них получались сами по себе. Как правило, это характерно для тех, кто пишет не по плану, а по наитию.
Допустим, главный герой приходит на важную встречу в кафе, и к нему подходит официант. Этот даже не второстепенный, а эпизодический персонаж чем-то вдруг (именно вдруг) привлекает автора, и тот рассказывает нам, как молодой человек провалился на экзамене в престижный вуз и теперь работает в кафе, поэтому от него ушла девушка, а сам этот официант возненавидел весь мир и т. д.
История получается довольно занятная, сам образ персонажа — ярким, живым и интересным для читателя. И он (читатель), естественно, ждёт продолжения — что дальше будет с этим неудачником. А ничего не будет. Больше с ним в книге мы не встречаемся. Автор о нём быстро забывает, так как это проходной персонаж, никакой роли не играющий в сюжете. Тогда возникает вопрос: зачем же столько времени на него тратить?
А просто автору нравится рассказывать истории разных людей. Дальше может встретиться история тяжёлого детства наёмного убийцы, появившегося в тексте ради единственного выстрела, а затем убитого заказчиком, бизнесмена, прошедшего нелёгкий путь к своему успеху, одинокого старика, с воспоминаниями о бурной юности и т. д.
Казалось бы, это неплохо, но таких историй разного объёма по тексту много, и все они никак не связаны с основным сюжетом, а собственным не успевают обзавестись, так как автор переключается на другое. И в результате текст рассыпается на отдельные рассказики, сюжет утрачивает цельность, а иногда и смысл, а главный герой в растерянности ждёт, когда же автор вспомнит о нём. А вместе с героем ждут этого и читатели.
Конечно, рано или поздно автор вспоминает и о главных героях, но множество второстепенных отвлекают его внимание, и если нет чёткого плана, то это часто приводит к путанице и потере представления о сюжете даже у самого автора.
Вторая проблема, которая тоже встречается в многофигурных произведениях, связана с переоценкой автором своих возможностей. Он может потратить много времени на предварительное продумывание и составление плана, так как ему хочется создать именно многофигурное произведение типа «Саги о Форсайтах» Дж. Голсуорси или «Песни льда и пламени» Дж. Мартина. Но многофигурная композиция оказывается слишком сложна, а герои своевольны. И стоит только в одном месте внести изменения в сюжет, потому что так кажется интересней, как приходится перестраивать всю многоэтажную композицию, или она вообще перекашивается, рассыпается, отношения между героями и их линии запутываются. Часть героев приходится забрасывать, отправлять в далекое путешествие или убивать, как это делает Дж. Мартин. А проблемы от этого только копятся, и нередко работа над книгой заходит в тупик. Так что адекватная оценка своих сил здесь очень важна.
Третий момент, который следует учесть, — это объём текста. Многофигурный текст должен быть достаточно большим, чтобы автор мог раскрыть образы всех персонажей и проработать все сюжетные линии. Ни рассказ, ни даже повесть для этого не подойдёт. Да и роман-однотомник в 12-15 авторских листов может быть маловат. Поэтому если автора пугает «много букв» и он не готов писать сериал, то лучше не связываться с многофигурным произведением. Лучше выбрать золотую середину.
Кстати, даже такое большое произведение, как «Война и мир», я бы не отнесла к многофигурным. Второстепенных и эпизодических персонажей там много, а героев первого плана всего три.
Ещё почитать по теме можно здесь: «Сколько героев может быть в книге».