Приветствую вас, друзья, на канале «Записки литературного редактора». Привлекательность и популярность любого художественного произведения зависит от трёх вещей: сюжета, героев и стиля изложения. Собственно, о них я и пишу чаще всего в своих статьях.
Сегодня поговорим о героях. Сколько их должно быть в книге? Об этом часто задумываются авторы, имеющие привычку составлять не только план своего произведения, но и подробные анкеты на всех героев. Да и те, кто такой привычки не имеет, тоже задумывается. Не лишку ли? Вдруг читатель запутается и утомится разбираться в именах? А может, наоборот, маловато для полноценного романа? Вон у классиков какие многофигурные композиции.
Попробуем разобраться.
Уровни персонажей
В любом художественном произведении присутствуют герои разных уровней. Ну, или почти в любом, потому что могут быть книги, где всего один или два героя. Но я сейчас не об этих исключениях.
Главные герои – это те, о ком рассказывается история. От них зависит развитие сюжета, через их действия автор доносит до читателя свои идеи. Без них книги бы вообще не было. Образы главных героев прорабатываются особенно тщательно, в том числе характер, речевые характеристики, цели и мотивы, внешний облик. То есть автор уделяет этим персонажем наибольшее внимание.
Второстепенные или герои второго плана тоже играют важную роль в тексте. Это соратники главных героев или враги. Их действия также вплетены в сюжет, они создают и поддерживают интригу, обеспечивают герою нескучные приключения, оттеняют его, помогают или препятствуют достижению цели.
Образы второстепенных героев обычно хорошо прорабатываются, их фигуры наделены индивидуальными особенностями, часто ярким характером. Они имеют свои мотивы, свои цели, отличные от целей главного героя, и часто свою историю. Случается, что второстепенные герои получаются даже более живыми и привлекательными, чем главные, и перетягивают на себя внимание читателей. Подробно об этом можно прочитать в другой статье.
Эпизодические персонажи. В отличие от второстепенных героев, они лишены своей истории, появляются в определённых ситуациях, а потом исчезают. Некоторые, наиболее везучие, могут мелькать в книге 4-5 раз, например, дворецкий, трактирщик в заведении, где часто бывает герой, или его коллега в офисе.
Однако несмотря на эпизодичность, добросовестный автор работает и с образами этих персонажей – наделяет их индивидуальными особенностями, речевыми характеристиками, примечательной внешностью, то есть делает таких персонажей живыми. Это повышает реалистичность повествования, делает мир, окружающий главного героя, более объёмным и правдоподобным.
Статисты – это персонажи, которые в буквальном смысле слова мелькают в тексте: парень-рассыльный, принёсший пиццу, официант в ресторане, водитель такси, солдаты, гости на балу и т. д. Это герои-функции, обычно их образы не раскрываются и ни о какой индивидуальности тут речь не идёт. Эти персонажи нужны в качестве оживления текста и наполнения мира. Хотя автор по своему желанию может повысить ранг какого-то статиста до эпизодического персонажа, а то и вовсе до второстепенного.
Теперь поговорим о количестве
Количество персонажей в книге зависит от их статуса: чем выше статус, тем меньше героев. Потому что каждый из главных и второстепенных действующих лиц требует серьёзной проработки образа, его история и раскрытие индивидуальности занимает много места в произведении, и автору не стоит слишком распыляться. Хоть тут нет каких-то жёстких требований – всё зависит от таланта, работоспособности автора и от объёма произведения. Если у вас планируется цикл в 10 томов, то понятно, что в нём персонажей может быть значительно больше, чем в одной книге.
Главные герои
Можно бы сказать, что главный герой должен быть один, но это не так. В творчестве, в том числе и литературном, автор никому ничего не должен. Правда, с одним главным героем разобраться, конечно, проще, чем с пятью и больше. Но вы ведь не забыли о злодее? Антагонист — это тоже главный герой, так как развитие сюжета от него зависит не меньше, чем от протагониста.
В романтических историях (любовных романах, романтическом фэнтези), присутствуют как минимум два положительных главных героя — он и она. Причём сейчас часто и повествование идёт одновременно (точнее, последовательно) от лица каждой «половинки» этой пары.
Однако это, так сказать, минимум. И автор может вводить по ходу повествования новых персонажей, которые становятся главными героями. Так, в романе «Война и мир» Л. Толстого их три: Андрей Болконский, Пьер Безухов и Наташа Ростова. А вот в цикле Р. Джордана «Колесо времени» главных героев аж больше сотни. Правда, и книг в цикле пятнадцать. Но всё равно, на мой взгляд, перебор.
В одном из популярных в последнее время романов «Шестёрка воронов» Ли Бардуго шесть главных героев, и автору удаётся вполне гармонично сочетать их истории в тексте. Правда всё равно уровень значимости этих героев разный. И с моей точки зрения, даже шесть центральных персонажей мешают друг другу. Пока автор повествует о приключениях и переживаниях одного, другого, третьего… пятого, забываются детали историй предыдущих, и читатель непроизвольно переводит их в разряд второстепенных. Только привыкнешь к одному герою, как автор его бросает, переходя к другим. Впрочем, возможно, это особенности моего восприятия текста.
Второстепенные и эпизодические персонажи
Вот с ними таких проблем не возникает, и их количество ограничено только сюжетом и мастерством автора. Герои второго плана, так или иначе, связаны с главными, но у одного центрального персонажа может быть несколько друзей и не меньше врагов. Однако если команда соратников оказывается слишком велика, то часть персонажей просто теряется, иногда в буквальном смысле слова. У автора просто не хватает ни времени, ни объёма текста, чтобы уделить внимание каждому.
Зато уж эпизодических героев может быть если и не сколько угодно, то очень много. Так у Л. Толстого в «Войне и мире» количество второстепенных и эпизодических персонажей достигает 550 человек. Его «переплюнул» М. Шолохов, в «Тихом Доне» более 880 действующих лиц, причём 250 из них реальные исторические личности.
Но этим классикам отечественной литературы далеко до авторов эпических циклов в жанре фэнтези. Думаю, вы догадались, о ком речь. В саге «Песнь льда и пламени» Джорджа Мартина появляется 2434 персонажа разного уровня. Кстати, если учесть это количество, то 240 убитых героев – это не так уж и много.
Но Мартин уступает первое место Р. Джордану — автору цикла книг «Колесо времени». На их страницах появляется 2782 персонажа.
Итак, как мы видим, никаких жёстких рамок и ограничений в отношении количества персонажей нет. Но есть здравый смысл, оценка авторами своих возможностей и готовности читателей разбираться в переплетении судеб персонажей. Такая многофигурность как у Дж. Мартина и Р. Джордана отпугивает многих любителей фэнтези. Так что решать вам, уважаемые авторы.
Возможно, вас заинтересуют статьи о создании образа героя.
"Работа над образом героя. Часть 1"
"Образ героя-3. Раскрытие характера"