Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Роняем всё! Хоакин Феникс и Леди Гага в неудавшемся блокбастере

("Джокер: Безумие на двоих", Joker: Folie à Deux, 2024, США) Что ж, допустим: вас и правда осенила мысль снять в рамках эпопеи про Джона Рэмбо историю о том, как он заработал свои душевные травмы. Не боевик, а психологическую драму с элементами авторского кино. Где вы подробно расскажете о том, как рассудок Джона после его возвращения из Вьетнама омрачался всё сильнее. И почему в итоге Рэмбо пришёл в тот злосчастный городок Хоуп именно таким, а не жизнерадостным парнем. А теперь допустим, что вашему экспериментальному приквелу Рэмбиады несказанно повезло. И уйму кинопремий он по миру завоевал, включая два Оскара, и в прокате окупился аж 20-кратно, заработав немыслимые 1,78 миллиарда $.
И что дальше? Разумеется, сиквел - а куда деваться-то?
Однако продолжим наши "допустим"... Итак, не хотели вы поначалу делать продолжение своего фильма-чемпиона. Ибо сказали в нём всё, что хотели. Но делать пришлось, хоть ты тресни!
И тут вас осеняет ещё более гениальная идея.
И правда, зачем выводить

("Джокер: Безумие на двоих", Joker: Folie à Deux, 2024, США)

Что ж, допустим: вас и правда осенила мысль снять в рамках эпопеи про Джона Рэмбо историю о том, как он заработал свои душевные травмы. Не боевик, а психологическую драму с элементами авторского кино. Где вы подробно расскажете о том, как рассудок Джона после его возвращения из Вьетнама омрачался всё сильнее. И почему в итоге Рэмбо пришёл в тот злосчастный городок Хоуп именно таким, а не жизнерадостным парнем.

А теперь допустим, что вашему экспериментальному приквелу Рэмбиады несказанно повезло. И уйму кинопремий он по миру завоевал, включая два Оскара, и в прокате окупился аж 20-кратно, заработав немыслимые 1,78 миллиарда $.
И что дальше? Разумеется, сиквел - а куда деваться-то?
Однако продолжим наши "допустим"...

Эх, лучше бы вы оба такой же тихой сапой смылись из этого проекта, "пока не началось".
Эх, лучше бы вы оба такой же тихой сапой смылись из этого проекта, "пока не началось".

Итак, не хотели вы поначалу делать продолжение своего фильма-чемпиона. Ибо сказали в нём всё, что хотели. Но делать пришлось, хоть ты тресни!
И тут вас осеняет ещё более гениальная идея.
И правда, зачем выводить сюжет и героя на новый виток событий, усиливая их масштаб и драматизм? Незачем, ведь можно запереть Джона на все (!) 140 минут фильма в клинике для сумасшедших преступников. Откуда он будет отлучаться лишь на судебный процесс над собой (1/3 картины) и... в свои грёзы (тоже примерно её 1/3). В которых будет распевать песни - как известные, так и собственного сочинения - и плясать танцы... с новой возлюбленной, пациенткой этой же больницы. Ведь его, опасного душевнобольного, зачем-то водили по ней свободно, а не держали под строгим контролем в мужском корпусе.
Ну как вам такой "Ла-Ла Рэмбо 2", леди и джентльмены?

Вопрос, конечно, риторический.
Тем не менее самого колоритного злодея из
DC Comics Джокера - вернее, его версию в альтернантивной ветке этой вселенной, - "сиквелизировали" именно так. И снова это сделал творец суперхитовой первой ленты Тодд Филлипс, по своему же (+соавторы) сценарию.
Вышло не просто плохо, как в нашем гипотетическом "альтернативном Рэмбо 2", а удручающе хуже. И все недостатки первого "Джокера" здесь вырвались наружу с такой силой, что лава в вулканах побледнела от зависти.

Трудно сказать, что сгубило в прокате "Джокера 2" - всё здесь такое... фатально-тоскливое.
Начать с того, что сам главный персонаж стал вконец отталкивающим, и теперь вызывает одну брезгливость. Это вам не инфернально-харизматичный Джокер покойного Хита Леджера из "Тёмного рыцаря". И не эксцентричный паяц Джека Николсона из "Бэтмена", 1989. Феникс целенаправленно играл погрязшего в своих фантазиях и комплексах неврастеника - и тоже блестяще с этим справился. Но есть нюанс. В первом фильме Артур Флек/Джокер был интересен мощной МЕТАМОРФОЗОЙ своей личности. Превращением из клоуна-неудачника в пока ещё неведомое, кровожадное зло.
А что в сиквеле?

А в нём обе личности Джокера нам заранее известны. И обе до самого финала не меняются.
Поэтому весь фильм мы наблюдаем лишь его метания от монстра к жалкому клоуну Флеку и обратно. Первый упивается своей злодейской славой и ордами новоиспеченных фанатов. Второй хочет иной славы - просто смешить людей своими шутками, не более. Только поздновато он спохватился, после шести зверски убитых жертв.
Ни тот, ни другой не вызывают ни малейших симпатий. А раз так, кому сопереживать? Тем более в истории из сплошных истерик и рефлексий.
Повторюсь: к Фениксу претензий нет. Кого ему велели, того он гениально и сыграл. А то, что ему велели изобразить скучного хронического неврастеника, не его вина, а создателей фильма.

Нет-нет, никакого нарушения больничного режима! Это Артур Флек/Джокер пляшет и поёт лишь в своём воображении.
Нет-нет, никакого нарушения больничного режима! Это Артур Флек/Джокер пляшет и поёт лишь в своём воображении.

- Позвольте! - кричат нам из зала. - А как же любовь Джокера и Харли Квинн? Неужели она не разнообразит и не украшает их историю?
Да, она могла бы это сделать. Если бы только на роль Харли взяли актрису, умеющую сначала выразительно играть, а уже потом петь. Но ради "мюзикла" сюда зазвали саму Леди Гагу, а из неё безумная подружка Джокера не получилась.
Если стараниями Феникса он вызывает у зрителя хоть какие-то эмоции, то Квинн - обычный женский персонаж. Иногда поющий, но экспрессии в нём не больше, чем в измотанной домохозяйке. Что для ледигаговых фанатов, может, и достаточно. Но в паре с Хоакином она моментально бледнеет и тушуется. И кроме двух взбрыков Харли не демонстрирует ничего, за что ей надо бы прописать инъекцию галоперидола.

- Ну так хотя бы мюзикл в "Джокере 2" удался? - вопрошают из зала все жаждущие песен и танцев, глядя на Леди Гагу.
Тоже как посмотреть. Некоторое оживление в хроническое уныние Джокера этот "театр музкомедии" вносит.
Но тут налицо обратная ситуация.
Какова партнёрша Хоакина актриса, таков же сам он певец (у нас их песни сопровождаются субтитрами). Вдобавок голос у Феникса под стать своему герою Артуру. Столь же дребезжаще-неуверенный, а поведение на сцене наигранное. Что явно сделано нарочно, дабы подчеркнуть посредственность Флека-шоумена. Однако в конечном итоге, если к пению Леди Гаги вопросов нет - опыт всё-таки, - то кривляка-Джокер в эти моменты раздражает, как и в другие. А когда в дуэте выступают хороший певец и певец-так-себе, черпак мёда ложку дёгтя, к сожалению, не перешибёт.

- А что насчёт плюсов "Джокера 2"? Должны же быть и они! - не сдаются ещё оставшиеся в зале оптимисты.
Наверняка есть и плюсы. Вроде неизменно приятной "картинки" Филлипса, оживленной оператором Шером, их стилистических эскапад, забавной роли Брендана Глисона, постановки света и "мультяшных" вставок. Но разглядывать тут всё это - занятие для любителей ковыряться в подгорелом кексе в поисках изюма. Такое же бестолковое и ничем не оправдывающее общее качество данной выпечки.

Не, не поможет. Этот нормально не запоёт даже так.
Не, не поможет. Этот нормально не запоёт даже так.

***

В общем, целая череда творческих/коммерческих ошибок и просчётов - и вбухнутые в "Джокера 2", 200 млн. $ (почти четырехратный бюджет первого фильма) оборачиваются сплошными убытками.
При этом ничто не мешало Филлипсу и К° развить историю Джокера любым по-настоящему интересным курсом. Но из всех из них был выбран самый тягомотный - треть картины и вовсе пройдёт в зале суда, мыслимо ли! Где Флеку/Джокеру придётся в итоге страдать и сокрушаться, только кому нужны сожаления и самооправдания маньяка-психопата? Да ещё усугубленные его кривлянием - видимо, для пущей искренности.
Короче говоря, дорогостоящая скукотень, пусть даже с песнями, танцами, Хоакином Фениксом и Леди Гагой.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг R; у нас 18+):