("Джокер: Безумие на двоих", Joker: Folie à Deux, 2024, США)
Что ж, допустим: вас и правда осенила мысль снять в рамках эпопеи про Джона Рэмбо историю о том, как он заработал свои душевные травмы. Не боевик, а психологическую драму с элементами авторского кино. Где вы подробно расскажете о том, как рассудок Джона после его возвращения из Вьетнама омрачался всё сильнее. И почему в итоге Рэмбо пришёл в тот злосчастный городок Хоуп именно таким, а не жизнерадостным парнем.
А теперь допустим, что вашему экспериментальному приквелу Рэмбиады несказанно повезло. И уйму кинопремий он по миру завоевал, включая два Оскара, и в прокате окупился аж 20-кратно, заработав немыслимые 1,78 миллиарда $.
И что дальше? Разумеется, сиквел - а куда деваться-то?
Однако продолжим наши "допустим"...
Итак, не хотели вы поначалу делать продолжение своего фильма-чемпиона. Ибо сказали в нём всё, что хотели. Но делать пришлось, хоть ты тресни!
И тут вас осеняет ещё более гениальная идея.
И правда, зачем выводить сюжет и героя на новый виток событий, усиливая их масштаб и драматизм? Незачем, ведь можно запереть Джона на все (!) 140 минут фильма в клинике для сумасшедших преступников. Откуда он будет отлучаться лишь на судебный процесс над собой (1/3 картины) и... в свои грёзы (тоже примерно её 1/3). В которых будет распевать песни - как известные, так и собственного сочинения - и плясать танцы... с новой возлюбленной, пациенткой этой же больницы. Ведь его, опасного душевнобольного, зачем-то водили по ней свободно, а не держали под строгим контролем в мужском корпусе.
Ну как вам такой "Ла-Ла Рэмбо 2", леди и джентльмены?
Вопрос, конечно, риторический.
Тем не менее самого колоритного злодея из DC Comics Джокера - вернее, его версию в альтернантивной ветке этой вселенной, - "сиквелизировали" именно так. И снова это сделал творец суперхитовой первой ленты Тодд Филлипс, по своему же (+соавторы) сценарию.
Вышло не просто плохо, как в нашем гипотетическом "альтернативном Рэмбо 2", а удручающе хуже. И все недостатки первого "Джокера" здесь вырвались наружу с такой силой, что лава в вулканах побледнела от зависти.
Трудно сказать, что сгубило в прокате "Джокера 2" - всё здесь такое... фатально-тоскливое.
Начать с того, что сам главный персонаж стал вконец отталкивающим, и теперь вызывает одну брезгливость. Это вам не инфернально-харизматичный Джокер покойного Хита Леджера из "Тёмного рыцаря". И не эксцентричный паяц Джека Николсона из "Бэтмена", 1989. Феникс целенаправленно играл погрязшего в своих фантазиях и комплексах неврастеника - и тоже блестяще с этим справился. Но есть нюанс. В первом фильме Артур Флек/Джокер был интересен мощной МЕТАМОРФОЗОЙ своей личности. Превращением из клоуна-неудачника в пока ещё неведомое, кровожадное зло.
А что в сиквеле?
А в нём обе личности Джокера нам заранее известны. И обе до самого финала не меняются.
Поэтому весь фильм мы наблюдаем лишь его метания от монстра к жалкому клоуну Флеку и обратно. Первый упивается своей злодейской славой и ордами новоиспеченных фанатов. Второй хочет иной славы - просто смешить людей своими шутками, не более. Только поздновато он спохватился, после шести зверски убитых жертв.
Ни тот, ни другой не вызывают ни малейших симпатий. А раз так, кому сопереживать? Тем более в истории из сплошных истерик и рефлексий.
Повторюсь: к Фениксу претензий нет. Кого ему велели, того он гениально и сыграл. А то, что ему велели изобразить скучного хронического неврастеника, не его вина, а создателей фильма.
- Позвольте! - кричат нам из зала. - А как же любовь Джокера и Харли Квинн? Неужели она не разнообразит и не украшает их историю?
Да, она могла бы это сделать. Если бы только на роль Харли взяли актрису, умеющую сначала выразительно играть, а уже потом петь. Но ради "мюзикла" сюда зазвали саму Леди Гагу, а из неё безумная подружка Джокера не получилась.
Если стараниями Феникса он вызывает у зрителя хоть какие-то эмоции, то Квинн - обычный женский персонаж. Иногда поющий, но экспрессии в нём не больше, чем в измотанной домохозяйке. Что для ледигаговых фанатов, может, и достаточно. Но в паре с Хоакином она моментально бледнеет и тушуется. И кроме двух взбрыков Харли не демонстрирует ничего, за что ей надо бы прописать инъекцию галоперидола.
- Ну так хотя бы мюзикл в "Джокере 2" удался? - вопрошают из зала все жаждущие песен и танцев, глядя на Леди Гагу.
Тоже как посмотреть. Некоторое оживление в хроническое уныние Джокера этот "театр музкомедии" вносит.
Но тут налицо обратная ситуация.
Какова партнёрша Хоакина актриса, таков же сам он певец (у нас их песни сопровождаются субтитрами). Вдобавок голос у Феникса под стать своему герою Артуру. Столь же дребезжаще-неуверенный, а поведение на сцене наигранное. Что явно сделано нарочно, дабы подчеркнуть посредственность Флека-шоумена. Однако в конечном итоге, если к пению Леди Гаги вопросов нет - опыт всё-таки, - то кривляка-Джокер в эти моменты раздражает, как и в другие. А когда в дуэте выступают хороший певец и певец-так-себе, черпак мёда ложку дёгтя, к сожалению, не перешибёт.
- А что насчёт плюсов "Джокера 2"? Должны же быть и они! - не сдаются ещё оставшиеся в зале оптимисты.
Наверняка есть и плюсы. Вроде неизменно приятной "картинки" Филлипса, оживленной оператором Шером, их стилистических эскапад, забавной роли Брендана Глисона, постановки света и "мультяшных" вставок. Но разглядывать тут всё это - занятие для любителей ковыряться в подгорелом кексе в поисках изюма. Такое же бестолковое и ничем не оправдывающее общее качество данной выпечки.
***
В общем, целая череда творческих/коммерческих ошибок и просчётов - и вбухнутые в "Джокера 2", 200 млн. $ (почти четырехратный бюджет первого фильма) оборачиваются сплошными убытками.
При этом ничто не мешало Филлипсу и К° развить историю Джокера любым по-настоящему интересным курсом. Но из всех из них был выбран самый тягомотный - треть картины и вовсе пройдёт в зале суда, мыслимо ли! Где Флеку/Джокеру придётся в итоге страдать и сокрушаться, только кому нужны сожаления и самооправдания маньяка-психопата? Да ещё усугубленные его кривлянием - видимо, для пущей искренности.
Короче говоря, дорогостоящая скукотень, пусть даже с песнями, танцами, Хоакином Фениксом и Леди Гагой.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг R; у нас 18+):