Найти в Дзене
Ваш психолог

Старый Рипли, новый Рипли

Вышел сериал «Рипли» (2024г., реж. С. Зеллиан), пропустить который я не имела никакого морального права. Это очередная экранизация нуар-романа «Талантливый мистер Рипли» американской писательницы Патриции Хайсмит. Опубликованный в 1955 году роман стал первым в серии о похождениях Тома Рипли. Позже вышли «Мистер Рипли под землёй» (1970г.), «Игра мистера Рипли» (1974г.), «Тот, кто следовал за мистером Рипли» (1980г.) и «Мистер Рипли под водой» (1991г.). Роман «Талантливый мистер Рипли» был номинирован на Премию имени Эдгара Алана По от Ассоциации детективных писателей США и входит в «100 лучших детективных романов всех времён». Что уже говорит о многочисленных достоинствах произведения и экранизировать его – огромная ответственность. Сразу скажу, роман я не читала, ибо руководствуюсь мыслью: хочешь испортить впечатление от любимого фильма – прочти книгу. Ведь книга всегда лучше. Экранизацию с одноимённым названием – «Талантливый мистер Рипли» (1999г., реж. Э. Мингелла) – я посмотрела ещё

Вышел сериал «Рипли» (2024г., реж. С. Зеллиан), пропустить который я не имела никакого морального права. Это очередная экранизация нуар-романа «Талантливый мистер Рипли» американской писательницы Патриции Хайсмит. Опубликованный в 1955 году роман стал первым в серии о похождениях Тома Рипли. Позже вышли «Мистер Рипли под землёй» (1970г.), «Игра мистера Рипли» (1974г.), «Тот, кто следовал за мистером Рипли» (1980г.) и «Мистер Рипли под водой» (1991г.).

Роман «Талантливый мистер Рипли» был номинирован на Премию имени Эдгара Алана По от Ассоциации детективных писателей США и входит в «100 лучших детективных романов всех времён». Что уже говорит о многочисленных достоинствах произведения и экранизировать его – огромная ответственность.

Сразу скажу, роман я не читала, ибо руководствуюсь мыслью: хочешь испортить впечатление от любимого фильма – прочти книгу. Ведь книга всегда лучше.

Экранизацию с одноимённым названием – «Талантливый мистер Рипли» (1999г., реж. Э. Мингелла) – я посмотрела ещё в студенчестве на курсе «Видеотренинг». Разбирая в учебном процессе фильм на мысли, смыслы и цитаты, мы искали объяснения мотивам и анализировали предпосылки. Он виделся невероятно крутым, мастерски раскрывающим психологию персонажей. При помощи ярких красок кино гениально погружает зрителя в самые тёмные уголки души мистера Рипли. Как говорил наш преподаватель, у хорошего режиссёра не бывает случайных деталей и бессмысленных кадров. Фильм был удостоен огромного количества наград престижных кинопремий и входит в «золотой фонд» мирового кинематографа.

И вот, спустя 25 лет, зрительскому вниманию предлагается новая экранизация романа – сериал «Рипли» общей продолжительностью 7,5 часов. Телефильм чёрно-белый. Видимо, автор хотел буквально подчеркнуть «нуарность» повествования. Монохромная картинка очень мрачная, но, безусловно, красивая. Периодически даже попахивало визуальным стилем «Города грехов» (2005г, реж. Р. Родригес, Ф. Миллер).

Два Томаса Рипли
Два Томаса Рипли

В главной роли Эндрю Скотт, его Том Рипли намного старше персонажа Мэтта Деймона. В сериале ему 47 лет, а в фильме было 29. Учитывая весь инфантилизм или, выражаясь толерантнее, долгое взросление западников, когда свободный мужчина 29 лет в результате определённого стечения обстоятельств ещё только формирует свои преступные намерения, и, действуя инстинктивно, мимикрирует под влиянием этих обстоятельств – это один Том Рипли. И совсем другой – это мужчина средних лет, попадающий в похожие обстоятельства, он действует расчётливо, умело, безэмоционально.

В телефильме вообще все актёры играют очень мало эмоций, то ли это дань моде, то ли выбранному стилю… Но как сопереживать персонажам, не проявляющим эмоций? Как к ним подключиться? У меня не получилось.

Мардж Шервуд, невеста Дикки, которая в первой экранизации показана, как настоящая леди – красивая, утончённая, яркая и влюблённая (Гвинет Пэлтроу), в сериале выглядит как, простите, замороженная рыба (Дакоты Фаннинг). Она малопривлекательна: ужасно одета, волосы в каждом сцене выглядят неопрятно, выбранный костюмерами образ подчёркивает только недостатки внешности и фигуры актрисы. Зачем её такой изобразили? Видимо, тоже с каким-то глубоким смыслом. Когда она разыскивает Дикки, это выглядит настолько вяло и недостоверно, что создаётся впечатление – не очень-то ей это и нужно.

Друга Дикки – Фредди Майлза почему-то играет женщина (Элиот Самнер), но все делают вид, что это мужчина. Для пущей странности его и озвучивает женщина, изображая низкий голос. То есть это не пересмотр персонажа в другом гендере или в виде небинарной личности (что из этого до сих пор модно, знает только Netflix), а именно женщина, играющая мужчину. И до лавров Гленн Клоуз с её «Таинственным Альбертом Ноббсом» (2011г., реж. Р. Гарсиа), актрисе очень далеко. Филип Сеймур Хоффман гораздо интереснее в роли богатого повесы, который видит фальшь Рипли насквозь и быстро складывает два и два.

В фильме показано, как Том «колется» на несостыковках и противоречиях, и Фредди его не только не боится, но даже и помыслить не может, что этот скользкий тип может ему, крупному мужчине, навредить. В сериале этот персонаж субтилен (как женщина), зато сцене расправы посвящено беспощадных пол часа.

Сам Дикки, именуемым в сериале большую часть времени Ричардом, тоже довольно вялый и возрастной. В фильме Джуду Лоу, сыгравшему Гринлифа, 26 лет, а сериальному Дикки в исполнении Джонни Флинна – 41. Середина жизни, а он все ещё начинающий художник, не женится на своей невесте, такой же начинающей писательнице. Он кажется неудачником, тюфяком, а не прожигателем жизни, как Лоу. Дикки из фильма яркий, обаятельный, в него не возможно не влюбиться. Там есть символическое противопоставление героев. Дикки – это джаз, сплошная импровизация, стихия, риск; а Том – это попытка быть классикой, потому что она чётка и понятна, беспроигрышный вариант, чтобы произвести впечатление. В жизни Тома всё с этого и начинается – с примерки чужого пиджака, чтобы произвести впечатление человека более высокого статуса.

В серале всё проще, может в книге так и было, но вот фильм от такого хода только выигрывает, делая повествование более цельным и захватывающим.

Мередит, Питер и Мардж
Мередит, Питер и Мардж

В телефильме отсутствуют сюжетные линии персонажей Мередит Лоуг (Кейт Бланшетт) и Питера Смита-Кингсли (Джек Дэвенпорт). В фильме их линии добавили драматичности во все перипетии лжи и изворотливости главного героя.

Здесь он просто делает то, что делает, для того, чтобы это делать. Всё с каменным, каким-то звериным лицом, в то время, как Мэтт Деймон играл в этой роли огромный спектр эмоций, филигранное переключение по треугольнику Карпмана. И всё это за 139 минут. В кино много цветовых акцентов, цвет – как отдельный инструмент повествования. От цвета купальных плавок, в которых Том впервые появляется на пляже, что символизирует, насколько он далёк и непривычен к этой жизни в начале, до его дорогого траурного образа в финальной сцене, где он буквально убивает надежду, на относительно честную жизнь.

Сериал лишён таких тонкостей. Зачем вообще создавать серии, если не наполнять их новыми смыслами и деталями?

«Рипли» имеет много хороших отзывов, но я их не могу разделить. Мне он не понравился.

Когда писала эту статью, обнаружила, что роман имеет ещё одну экранизацию, самую первую, 1960 года. Теперь хочется и её посмотреть, и роман прочесть. Так что продолжение следует…