В этом году вышел и заимел головокружительный успех фильм режиссёра Корали Фаржеа «Субстанция». Я и сама ждала его с нетерпением, узнав, что в главной роли – Деми Мур. Давно хотелось посмотреть кино с хорошей актёрской игрой, а состав исполнителей очень обнадёживал.
Посмотрев кино в первый раз, я была поражена во всех смыслах этого слова. Фильм изобилует красками – обожаю, когда авторы используют цвета для создания и поддержания своих смыслов, когда цвет работает как самостоятельное грань повествования. Много было моментов, от которых меня мутило, и это при моей-то насмотренности в жанре! Но контраст, созданный между суперэстетичной картинкой и отталкивающими эпизодами, был мастерским! Мои аплодисменты всем приложившим руки к этому шедевру. Сюжет фильма всем известен, переписывать не буду. Кто не смотрел – посмотрите. Равнодушным кино вас точно не оставит. В кадре интересная работа с ногатой, принятием своего тела, разума и возрастных изменений (вернее, их непринятия). Посыл фильма тоже не является секретом, об этом написано уже сотни статей и разборов. Тема актуальна даже не «как никогда», а как всегда. С давних времён на женщин оказывается огромное давление обществом – в цене только молодые! И эта погоня за вечной молодостью не только в буквальном смысле отбирает более зрелые годы жизни, но и порой убивает. В кино это показано гротескно, прямо, в лоб.
Одна сцена, в которой Элизабет собирается на свидание, чего стоит.
Но дело не только в обществе. Дело в самих женщинах. Выбирая публичную профессию – кино или телевидение, они сами становятся заложницами своего выбора. Да, работы для зрелых женщин там меньше, чем для молодых. Но ведь и других видов деятельности навалом. То, как Сью отобрала у Элизабет её зрелые годы, это метафора: женщина, живущая как девочка, не умеющая наслаждаться тем, что есть сейчас, рискует в один день не заметить, как превратится в старуху. И сцена, где сначала Элизабет в образе очень дряхлой женщины хочет убить Сью, а потом Сью убивает Элизабет – это образ её внутренней борьбы с самой собой, где побеждает иллюзия молодости. И главная героиня тоже погибает, потому что иллюзия и не может существовать без своей «матрицы».
Я тоже, как и многие зрители, размышляла, в чём же смысл этого омоложения через раздвоение тела, если у них разный разум? То есть сама Элизабет не может насладиться жизнью в молодом теле и своим триумфом. В чём же тогда дело? На мой взгляд, как раз в иллюзии. Она создала «лучшую версию себя» (как всем нам промывают мозг на эту тему, замечаете?), но сама ею не стала, внутри себя она осталась собой – стареющей женщиной, недовольной своим телом. Но неужели Элизабет думала, что всю жизнь будет вести фитнес в прайм-тайм? Кажется, что продюсер шоу (Д. Куэйд) редкостный гoвнюk, раз уволил её в день рождения. Но почему же сама Элизабет в свои 50 не подумала, чем ей заниматься в зрелые годы? Это как раз говорит о её инфантильности, неприспособленности и наивности. Потому она и совершает столь опрометчивый поступок. И, не смотря на все внешние трансформации, внутренне так и не выросла.
Читая многочисленные статьи о фильме, в одной упоминали, чем вдохновлялись создатели фильма, какие в нём отсылки и т.д. В числе прочего была упомянута кинокартина «Федора» (реж. Б. Уайлдер, 1978г.). Посмотрев, у меня возникло впечатление, что авторы не просто вдохновлялись ей, а прямо взяли за основу. Ну или это случай работающей гипотезы «множественное открытие», когда одна и та же идея приходит на ум разным людям (здесь с разницей в 46 лет).
Сюжет коротко: Федора была кинозвездой, любимицей публики. Всю жизнь она гналась за молодостью и красотой. Много времени проводила в клиниках, использовала инновационные и экспериментальные виды омоложения. И вот однажды случилось страшное – новый непроверенный препарат, если говорить без лишних подробностей, изуродовал лицо актрисы, от чего нервная система героини не выдержала, и её парализовало ниже пояса. Карьера была закончена. Федора ушла на пике, и никто не знал, почему и что с ней случилось. Пока однажды она не возвращается в кино – моложе и прекраснее прежнего и ещё много лет радует публику своей игрой. Её неувядающая красота восхищает зрителей, и никто не догадывается о настоящем положении вещей.
А реальность такова: когда-то Федора родила дочь Антонию, но никогда о ней не рассказывала («Помните те времена? – рассказывает Федора. – Моральный разврат. Можно было иметь шестерых мужей, но никаких незаконных детей. Теперь можно шестерых детей без мужа. Никому дела нет.») и не воспитывала её – делала карьеру. Антония жила в Лондоне у своей бабушки. Когда дочь подросла и приехала к уже отошедшей от дел Федоре, она оказалась очень похожа на мать в юности. Федора долго пряталась от общества, но одной встречи было не избежать: президент голливудской киноакадемии захотел лично вручить ей Оскар. Вот тогда и возникла идея выдать Антонию за Федору, слегка изменив её внешность в пользу возраста и небольших внешних отличий. Подмены никто не заметил. И позже новая Федора заменила свою мать и на экранах кино, полностью копируя её манеру, голос и внешность. Настоящая Федора всецело руководила процессом, принимая лавры дочери, как свои.
Однажды на съёмках Антония влюбляется. До этого момента, её всё устраивало в игре в великую актрису. Но после одного диалога девушка понимает, на что себя обрекла:
– Как ты думаешь, сколько Майклу лет?
– Майклу? Думаю, лет 35, а что?
– Вот интересно будет увидеть его лицо, когда он узнает…
– Что узнает?
– Что я моложе его.
– А как он об этом узнает?
– Не волнуйся, я ничего ему не скажу, пока не закончатся съёмки.
– Могу представить: ты дожидаешься премьеры, выходишь на сцену и объявляешь: «Леди и джентльмены, хочу представить вам настоящую Федору, звезду среди звёзд, легендарную красавицу!». А потом выкатывают на коляске твою мать – сморщенную, изуродованную – ты так всё задумала?
– Ты считаешь, что всё будет так оставаться, как есть, пока она не умрёт?
– Нет. Пока не умрёт Федора. А ты – и есть теперь Федора.
Это оказало убийственное воздействие на психику девушки. Она потеряла себя, свою молодость, свою жизнь.
Когда Федора рассказывает свою историю, в ответ на упрёки в ужасающей судьбе дочери она восклицает: «Что бы вы отдали за то, чтобы заново родиться? Получить второй шанс?!»
Отношения Элизабет и Сью из «Субстанции» похожи на отношения матери и дочери, в которых больше соперничества, чем любви. А Федора просто стёрла дочь, чтобы продлить свою мнимую молодость.
Элизабет тоже была оскороносной актрисой в молодости. Фильм начинается и заканчивается её звездой на Голливудской «Аллее славы».
Антония, чтобы справиться со свалившимся на неё осознанием, стала принимать нaркoтики, обладающие сильным стимулирующим воздействием, а Сью зависела от инъекций «стабилизатора», без которого буквально не могла функционировать.
В «Субстанции» героинь призывали соблюдать баланс и уважительно относиться ко времени каждой, потому что они – одно целое. Но если бы у Элизабет был свой внутренний баланс и уважение к себе самой в той точке, с которой всё началось, она бы не стала создавать Сью.
Федора отняла у Антонии её личность, считая, что дала ей лучшую жизнь, превратив в «лучшую версию себя». В клинике девушка бесконечно пишет пальцем на запотевших стеклах – «ANTONIA».
В «Субстанции» гибридный монстр повторяет со сцены: «Это же я. Я – Сью. Я – Элизабет».
Финал.
– Пойдём, Федора.
– Я не Федора! Нет! Я не Федора!
– Антонии больше нет. Посмотри на себя. Спроси у миллионов людей, чьё это лицо?
– Это ложь!
– Ты никогда от этого не избавишься.
– Я ненавижу это лицо! Я его ненавижу! Ненавижу!
Антония погибает, бросившись под поезд. От её лица мало, что остаётся, но мать нанимает специалистов, чтобы восстановить его и устраивает «Федоре» роскошные похороны. Спустя 6 недель она умирает, потеряв смысл жизни.
Монстра в финале «Субстанции» разносит, будто он столкнулся с поездом, и осталось от Элизабет одно только лицо.
Легенда должна жить (с).