Найти в Дзене

– Людмила Сергеевна, вы это видели? – молодая провизор Анна вытирала пыль с очередной коробки в дальнем углу подсобки старой аптеки

– Господи, только хлама нам сейчас не хватало, – заведующая устало потёрла переносицу. – У нас ревизия на носу, а ты древности собираешь. Пожелтевшие от времени страницы, исписанные выцветшими чернилами, рассыпались по столу. Анна бережно собрала их, и её взгляд зацепился за дату: "15 апреля 1962 года". – Погодите... – она поднесла страницы ближе к свету. – Это же дневник! И почерк такой аккуратный, каллиграфический прямо. Людмила Сергеевна, вопреки своему недавнему раздражению, заинтересованно подошла ближе. – "Сегодня она снова пришла. Третий раз за неделю. Говорит, что бессонница мучает, просит снотворное. Но я же вижу – дело не в этом. Такая красавица, а глаза потухшие. Не могу спокойно смотреть, как она себя губит..." – Анна подняла взгляд на заведующую. – Интересно, о ком это? Старые записи затягивали, как паутина. Ревизия моментально была забыта, когда они начали читать дальше. "20 апреля 1962 года. Сегодня узнал её имя – Вера Николаевна Заречная. Оказывается, она актриса нашего
Оглавление

– Господи, только хлама нам сейчас не хватало, – заведующая устало потёрла переносицу. – У нас ревизия на носу, а ты древности собираешь.

Пожелтевшие от времени страницы, исписанные выцветшими чернилами, рассыпались по столу. Анна бережно собрала их, и её взгляд зацепился за дату: "15 апреля 1962 года".

– Погодите... – она поднесла страницы ближе к свету. – Это же дневник! И почерк такой аккуратный, каллиграфический прямо.

Людмила Сергеевна, вопреки своему недавнему раздражению, заинтересованно подошла ближе.

– "Сегодня она снова пришла. Третий раз за неделю. Говорит, что бессонница мучает, просит снотворное. Но я же вижу – дело не в этом. Такая красавица, а глаза потухшие. Не могу спокойно смотреть, как она себя губит..." – Анна подняла взгляд на заведующую. – Интересно, о ком это?

Старые записи затягивали, как паутина. Ревизия моментально была забыта, когда они начали читать дальше.

"20 апреля 1962 года. Сегодня узнал её имя – Вера Николаевна Заречная. Оказывается, она актриса нашего драматического театра. Неудивительно, что лицо показалось знакомым – видел афиши с её портретом. Когда выписывал рецепт, заметил, как дрожат её руки. Спросил, всё ли в порядке. Она разрыдалась прямо здесь, в аптеке..."

"23 апреля 1962 года. Вера Николаевна рассказала, что её преследует поклонник. Присылает письма с угрозами, караулит у театра. Она боится возвращаться домой одна. Полиция бездействует – говорят, нет состава преступления. А она медленно сходит с ума от страха."

"1 мая 1962 года. Праздничный день выдался тревожным. Вера прибежала вечером, вся в слезах. Говорит, он следил за ней весь день. Я предложил проводить её домой. По дороге она рассказала, что этот человек – муж её подруги по театру. Она отвергла его ухаживания, и теперь он мстит."

Анна и Людмила Сергеевна переглянулись. История становилась всё более захватывающей.

"15 мая 1962 года. Ситуация накаляется. Вера показала мне последнее письмо – там прямые угрозы убийством. Я настоял, чтобы она пожила у своей сестры в пригороде. Она согласилась, но сказала, что сначала должна забрать какие-то важные документы из дома."

"16 мая 1962 года. Она не пришла. Я прождал весь вечер. На следующее утро позвонил в театр – там сказали, что она не явилась на репетицию. Никто не знает, где она."

Следующие записи становились всё более лихорадочными:

"20 мая 1962 года. Полиция начала расследование. Но я чувствую – они что-то упускают. В квартире Веры всё выглядит нетронутым, словно она просто вышла на минуту. Только на туалетном столике опрокинута пудреница, и у зеркала – свежие царапины..."

"25 мая 1962 года. Сегодня видел его – того самого поклонника. Зашёл в аптеку за валидолом. Бледный, дёрганый. А в глазах – странное торжество. Я сразу всё понял. Но как доказать?"

"1 июня 1962 года. Я нашёл её сумочку. Она была спрятана в подвале дома, где живёт этот мерзавец. Завтра иду в полицию."

На этом записи обрывались. Анна и Людмила Сергеевна сидели в оцепенении.

– Боже мой, – прошептала Анна. – Неужели это та самая Вера Заречная? Я читала о ней в старых газетах – её исчезновение было самой громкой историей шестидесятых в нашем городе. Так и не нашли...

Людмила Сергеевна вдруг резко встала:

– Погоди-ка... – она быстро подошла к старому сейфу в углу. – Я что-то вспомнила.

Она достала связку пожелтевших газетных вырезок:

– Вот! Смотри! "Громкое задержание в деле Веры Заречной. Подозреваемый признался в убийстве актрисы." Это июнь 1962-го. Значит, дневник помог раскрыть преступление!

Анна осторожно перебирала страницы:

– А что стало с автором дневника? Тут нет его имени...

– Сейчас посмотрим, – Людмила Сергеевна продолжала читать вырезки. – Вот: "Благодаря бдительности местного провизора Михаила Андреевича Соколова удалось найти решающие улики..." Надо же! Это же мой первый начальник!

– Правда? – Анна подалась вперёд. – Вы его знали?

– Конечно! Он проработал здесь почти сорок лет. Удивительный был человек – внимательный, неравнодушный. Всегда говорил, что аптекарь – это не просто торговец лекарствами, а почти врач. Должен видеть, когда человеку плохо, даже если тот молчит...

Они помолчали, глядя на старые записи.

– А знаешь, – медленно произнесла Людмила Сергеевна, – ведь если бы не эта ревизия, мы бы никогда не нашли дневник. Столько лет он пролежал здесь, храня свою тайну...

Анна бережно сложила пожелтевшие страницы:

– Давайте отнесём его в музей? Пусть люди знают эту историю. И помнят Михаила Андреевича – человека, который не остался равнодушным.

Людмила Сергеевна кивнула:

– Обязательно отнесём. А пока – за работу. Ревизия сама себя не проведёт.

Они вернулись к коробкам с лекарствами, но работали теперь как-то по-другому. Словно присутствие старого дневника изменило что-то в атмосфере аптеки. Будто напомнило, что за каждым рецептом, за каждым посетителем может скрываться своя история. И иногда внимательность и неравнодушие одного человека могут спасти чью-то жизнь.

Вечером, закрывая аптеку, Анна задержалась у старого окна с чугунной решёткой. Интересно, сколько историй видело это окно? Сколько судеб прошло мимо него? И скольким людям помогли те, кто работал здесь до неё?

Она погасила свет и вышла на улицу. Старая аптека погрузилась в темноту, храня свои тайны до следующего дня. А может быть, и до следующей ревизии, которая откроет новые страницы её истории.

За углом аптеки, в маленьком скверике, стоит неприметный памятник – бронзовая фигура человека в халате провизора. Это Михаил Андреевич Соколов. Местные давно привыкли к нему и почти не обращают внимания. Но в редкий день сюда приходят люди и кладут цветы. Это родственники Веры Заречной – они не забыли человека, который спустя столько лет помог узнать правду о её судьбе.

В отделе истории местного музея, под стеклом лежит старый дневник, с пожелтевшими от времени листами. И каждый день экскурсовод рассказывает посетителям историю о том, как самая обычная ревизия в аптеке помогла раскрыть загадку, которую город хранил больше полувека.

Эта история учит нас одной важной вещи – в жизни не бывает случайных встреч и незначительных событий. Каждый разговор, незначительный взгляд, рядовая запись в дневнике - могут стать той ниточкой, которая в итоге приведёт к разгадке даже самой сложной тайны. Нужно лишь быть внимательным и неравнодушным – точно, как старый провизор, работавший в аптеке на углу тихой улицы.

Дорогие друзья, если понравился рассказ ставьте лайки и обязательно подписывайтесь на канал 💝 Вот еще несколько интересных историй для Вас: