Найти в Дзене
НУАР-NOIR

«А у вас калибр не маловат?»

-2

«Миланский калибр 9» - фильм, который наряду с лентой «Рим полный насилия», приводят в качестве образцового примера, когда говорят о еврокрайме как специфическом итальянском поджанре. Причем в одном случае речь идёт о «становой картине», являющейся базой для «римской трилогии» Умберто Ленци, а в другом - об аналогичном явлении, но в отношении «миланской трилогии» Фернандо Ди Лео.

Впрочем, именно в «Миланском калибре» наблюдается преемственность с неонуаром, так как лента отчасти походит на «Самурая» Мельвиля и «Убрать Картера» Ходжеса. Кроме того в историю включено демонстративное противопоставление «старой преступности», живущей «по понятиям», и нового беспринципного криминалитета

Даже более, ближе к финалу сюжет «Калибра» делает настолько стремительный разворот, что вам наглядно говорят – «свинцовые 70-ые» (прозванные так по количеству пуль, выпущенных на итальянских улицах) породили неведомый ранее тип бандита, который вообще не вписывается ни в какие рамки.

Но изначально была история с пропажей денег. В Италии действует схема по отмыву криминальных средств, что предполагает передачу чемоданчика, набитого банкнотами. Однако в определенный момент там оказались «куклы», то есть пачки плотно нарезанной газетной бумаги.

Криминальные воротилы международного масштаба решили долго не разбираться, а потому «засчитали» всю цепочку. От воздаяния ушел лишь некий Уго Пьяцци, который по стечению обстоятельств «вовремя» оказался в тюрьме, куда попал за ограбление ювелирного магазинчика.

Однако срок не может быть вечным, а потому у ворот тюрьмы этого персонажа, награжденного внешностью обобщенных братьев Емельяненко, поджидают любопытствующие типы, которым страсть как интересно, где находится триста тысяч. Не итальянских лир, но американских долларов.

Гражданин Пьяцци с фанатизмом сомнамбулы старается доказать, что этих денег не брал, что не менее упорно делает на протяжении всей ленты, превратив это в дело «всей жизни». Впрочем, получается это не слишком хорошо, ибо криминалитет ему не особо верит.

От неонуара фильму досталась тема анахроничного поведения. Однако если в привычных кинокартинах подобным награждают частного детектива, который обычно явлен зрителю как «пережиток прошлого» («Китайский квартал», «Долгое прощание», «Ночные ходы»), то в «Калибре» подобным персонажем является «честный бандит».

Кадр из фильма «Миланский калибр 9» (1972)
Кадр из фильма «Миланский калибр 9» (1972)

Опять же от неонуара достались ироничные диалоги и реплики. «-Куда направляетесь? – Собственно никуда… – Можем подвести, хотя нам и не пути». Или же эпизод с разгадыванием кроссворда, когда вопрос о философе XVIII века оказался гангстеру «не по зубам», мол, спроси, что попроще: «- Атлетический трофей?... – Это „скальп“»

Кадр из фильма «Миланский калибр 9» (1972)
Кадр из фильма «Миланский калибр 9» (1972)

Есть ещё пара показательных моментов. Например, квартира Нэлли очень походит на жилище девиц из недр джалло, что есть указание на двоемыслие и опасное лукавство. Опять же во многих фильмах Ди Лео есть впечатляющие сцены с танцами в кафе.

Кадр из фильма «Миланский калибр 9» (1972)
Кадр из фильма «Миланский калибр 9» (1972)

В «Калибре» таковой исполняет прямо на столе героиня Барбары Буше (уже повод посмотреть фильм). Обсуждать вроде бы нечего: барышня она привлекательная, танцует хорошо, одежды мало. Тем не менее, именно эта сцена была растиражирована в советском кино, когда надо было показать «забугорные реалии» (вспоминайте «Дознание пилота Пиркса»)