В Черногории, как и во многих уголках света, осень считается благоприятным временем для заключения брака. В Черногории до конца 18-го века как уже описывалось ранее, существовали свои индивидуальные обычаи.
Стабильность брака как считалось ещё в старину, зависела от нескольких факторов. Одним из которых был особенно характерным для Черногории, это потомство в браке. А именно там, где было потомство мужского пола, брак был более прочным и практически нерасторжимым.
Напротив, браки с рождением детей женского пола чаще всего были нестабильными. В такой семье отец даже и не считал, что у него есть дети. И в случаях, когда не было детей, брак чаще всего распадался.
Вступая в брак, черногорская женщина брала фамилию мужа, кроме того, она была даже названа по отчеству именем мужа. Отношения между мужем и женой были таковыми, что жене не разрешалось защищать мужа каким-либо образом, потому что это было большим позором.
Черногорец скорее умрет, чем позволит жене защищать его каким-либо образом. С другой стороны, черногорец не проявлял к женщине ни нежности, ни доброты перед другими, потому что это было большим позором. Он также знал, как наказать свою жену, даже физически, особенно за ее непослушание.
Ньегош описал это слепое повиновение женщины в "Горском вьенце" устами князя Янко, когда он говорит:
В случае смерти женщины мужу было стыдно плакать по ней, и тоже по той же причине - из гордости. Она не плакала, по крайней мере публично, по мужу. Но у отношений между мужем и женой была и другая сторона. Он охранял и защищал ее честь и достоинство, как это сделали бы ее отец или брат, когда она была девочкой. Тот, кто бы унизил жену каким-либо образом, не преуспеет. А с другой стороны, жена-черногорка, как опора семьи, с гордостью смотрела на свою семью и дом, особенно подчеркивая, чья есть, из какого дома и фамилии.
В Черногории развод осуществлялся исключительно мужем, часто по согласованию с близкими родственниками и даже братьями. Для того, чтобы брак распался, среди прочего должна была быть одна из следующих причин: супружеская неверность, прелюбодеяние, взаимная ненависть, нетерпимость, разлад между мужем и женой, отсутствие детей, отсутствие детей мужского пола, уход от супруга, иногда и из-за мелочей.
Что касается причины разводов по причине отсутствия детей или детей мужского пола, то об этом много писали Йован Эрделянович, Павел Ровинский, Мирко Барьяктаревич и многие другие авторы.
Однако были случаи, что такой брак обычно сохранялся из-за женщины. Итак, если в браке не было детей, а тоска по потомству в традиционной черногорской семье была велика, то это приводило к двоеженству. Это должно было быть связано исключительно с большим желанием иметь потомство мужского пола от хорошего человека.
С согласия жены муж приводил еще одну жену, Но были и другие случаи, когда бесплодная женщина «выходила замуж» за своего мужа. А именно, женщина предлагала своему мужу жениться на той или иной женщине. Если он соглашался, она играла важную роль в его браке. В таком браке обе женщины были вынуждены ладить между собой.
Этот пример и все другие случаи указывают на один вывод - такого рода двоеженство в Черногории следует искать в менталитете черногорцев, в огромном стремлении к потомству, прежде всего мужскому. Доктор Барьяктаревич также описывает, что сербский патриарх Арсений Чарноевич III направил письмо племенам Восточной Герцеговины, Брдо, Черногории и Приморья с упреком не жениться на родственниках, невестках, крестных родителях, не содержать двух женщин и не брать жены, пока живы их мужья. Священникам запрещается жениться в таком случае. Хотя это было написано в 1689 году, примеры показывают, что этот запрет плохо соблюдался.
Здесь следует отметить, что мать уделяла больше всего внимания воспитанию девочек чем отец. Это воспитание в основном касалось сферы поведения и знаний, которые необходимы для замужества. Мальчиков воспитывали несколько иначе. Прежде всего, он должен был посвятить себя справедливости, правде, рыцарству, отваге, любви к дому, семье, братству и к данному слову.
Если в доме оставалась мужская голова, девушка продавала недвижимость или отдавала её ближайшим родственникам. В более поздние времена ситуация несколько иная с появлением приданного. Однако у мусульман и православных в Санджуке приданое появляется намного раньше, чем в старой Черногории. Про исторические события периода до конца черноргорско-турецкой войны можно прочитать и здесь.
Про то, работают ли черногорские заповеди, здесь
Если интересно узнать новое о Черногории и не только, то подписывайтесь на канал, пишите комментарии, ставьте лайки!
А также читайте и смотрите видео:
Что у нас за углом. Черногория
На горизонте отмена безвиза в Черногории
На руинах монастыря на мысе Ратац
Королева Елена Анжуйская, кто она
Гуляя по Старому Бару, Черногория
Вид на часовую башню и стены старого города
Монастырь Режевичи. Паштровичи (часть I)
Пираты 18 века. Паштровичи (IV часть)
Черногория. Паштровичи (часть VI)
Спустились от монастыря Режевичи к морю
Завораживающий вид на море. Черногория
Незабываемые прогулки от Пертроваца до Перазича До, Черногория