Как только российский истребитель Су-35 начал выходить большой серией и чтобы купить его, почти сразу образовалась приличная очередь, могло показаться, что его экспортная судьба сложится столь же удачно, как и у предшественника Су-30МК. Первым покупателем стал Китай, который и сам производит современные самолёты, как пирожки. И это был своеобразный сигнал "Глобальному югу", что россияне опять разработали нечто дельное, что не зазорно купить, даже вкладывая колоссальные средства в собственное военное авиастроение. Следом за Китаем потянулись и привычные наши покупатели, вроде Египта и Вьетнама, и довольно экзотические Индонезия с Малайзией, впрочем уже имевшие на вооружении "сушки" тридцатой серии.
В общем, не было бы у концерна "Сухой" с пакетом заказов никаких проблем, но тут в процесс решили вмешаться американцы, со своим уникальным законом "О противодействии врагам Америки посредством санкций» (CAATSA). В него включены 27 физических лиц и шесть компаний из России. Индивидуально на страницах документа упомянуты две оружейные системы - ЗРК С-400 "Триумф" и истребитель Су-35. Китай и Алжир санкций не испугались, а вот Индонезия с Египтом контракты на первые партии Су-35 заморозили.
Сейчас уже мало кто помнит смешной момент, как в ходе переговоров с Индонезией ходили слухи, что Су-35 хотят обменять на пальмовое масло. Забавно, что сейчас такая сделка была бы куда уместнее, чем расчёт в долларах, на которые сразу наложило бы лапу американское казначейство. Собственно, проблемы во взаиморасчётах и были основным камнем преткновения для сделки с Джакартой. Но также, как и остальные страны, на какое-то время слегка "охладившие" контакты с Россией, Индонезия вновь стала "проветривать" ситуацию относительно восстановления отношений в полном объёме, включая военно-техническое сотрудничество. Хорошим знаком стали первые в истории совместные военно-морские учения, хоть и имевшие символическое значение, зато вызвавшие серьезный зуд у американских стратегических экспертов по Азиатско-Тихоокеанскому региону.
Эту огромную островную страну (как две России по количеству населения) в США рассматривают как ещё один региональный противовес Китаю. Но в отличие от Филиппин, мусульманская Индонезия становиться антикитайским пушечным мясом не желает, и по возможности свои военные активы диверсифицирует. Именно поэтому в рядах ВВС Индонезии появились сначала Су-27, а затем и Су-30МК. Опыт с сушками индонезийским военным понравился. Шестнадцать российских истребителей, объединенные в специальную 11-ю эскадрилью, составили ядро группировки TNI AU (ВВС Индонезии) на острове Сулавеси. Покупка 12 Су-35 должна была окончательно оформить "русское" авиакрыло, но тут надавили американцы, и всё встало на паузу. И только теперь, после визита в Казань спецпосланника Индонезии Сугионо, дело вновь сдвинулось с мертвой точки.
В общем, можно конечно задаться вопросом, а что, собственно, за сыр-бор из-за одной истребительной эскадрильи? Ну во-первых, уже не одной, и Индонезия считает себя нашим постоянным клиентом и требует соответствующих преференций. Ну и во-вторых, нет ничего более прочного, в качестве "мягкой силы", чем сотрудничество в военной сфере. И за рынки таких стран идёт серьезная подковёрная грызня, а тут всё само идёт в руки. Ну и третье. Глобальный Юг просыпается. И уже делает шаги, которые явно придутся не по душе всемирному гегемону. Наступает время возвращать своё.
Приглашаем всех друзей и читателей нашего канала в ТГ-канал "Зелёный край". Помимо статей и информационной ленты с самыми интересными видео в Телеграме вы можете услышать наши статьи, озвученные профессиональным дикторским голосом. Очень вас ждём!