Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

В те времена

Виктор Прозоров "В те времена укромные, уже почти былинные..." (В.С. Высоцкий).
Ещё в начале шестидесятых пассажирский винтомоторный «лайнер» Ил-14... летел с промежуточными ночёвками из Москвы до Певека на Чукотке и обратно пять суток (Из рассказа "Ося" автора "Михаил Бычков 2" литературного салона "Авиатор"). Да, были такие рейсы с ночёвками в маленьких промежуточных аэропортах. Ил-14, 30-40 пассажиров, экипаж в составе: командир, второй пилот, бортмеханик, штурман, бортрадист. Об одном из таких рейсов рассказал мне, может, байку, а может, и быль, Шорманов Олег Константинович. Раньше он летал на Ил-14, на Ми-1, ещё на каких-то типах. В середине 70-х, когда мы с ним работали вместе в Ярославском ОАО, он летал на Ми-4. На оперативной точке Мушкино (сейчас посёлок Пойковский) исполнял обязанности командира сводного звена, а я, соответственно, обязанности инженера этого звена. Жили в одной комнате в деревянной гостинице, вечера коротали за чаем (честное слово!), чтением и разговорами.
Оглавление

Виктор Прозоров

Введение

"В те времена укромные, уже почти былинные..." (В.С. Высоцкий).


Ещё в начале шестидесятых пассажирский винтомоторный «лайнер» Ил-14... летел с промежуточными ночёвками из Москвы до Певека на Чукотке и обратно пять суток (Из рассказа "Ося" автора "Михаил Бычков 2" литературного салона "Авиатор").

Описание Рейсов

Да, были такие рейсы с ночёвками в маленьких промежуточных аэропортах. Ил-14, 30-40 пассажиров, экипаж в составе: командир, второй пилот, бортмеханик, штурман, бортрадист.

Об одном из таких рейсов рассказал мне, может, байку, а может, и быль, Шорманов Олег Константинович. Раньше он летал на Ил-14, на Ми-1, ещё на каких-то типах. В середине 70-х, когда мы с ним работали вместе в Ярославском ОАО, он летал на Ми-4.

На оперативной точке Мушкино (сейчас посёлок Пойковский) исполнял обязанности командира сводного звена, а я, соответственно, обязанности инженера этого звена. Жили в одной комнате в деревянной гостинице, вечера коротали за чаем (честное слово!), чтением и разговорами.

Олег Константинович был старше меня лет на 20-25, летать начал, когда я ещё, как говорится, пешком под стол ходил, опыт имел огромный. Рассказать ему было чего, поговорить любил, да и скучно весь вечер книжки читать, а я слушал про те времена "почти былинные" конечно с интересом и с удовольствием.

История

Итак, вот эта история:

Ил-14 уже несколько часов в полёте, ночь, по плоскостям пробегают красные отсветы проблескового маячка, патрубки двигателей подсвечивают голубоватой струёй выхлопных газов. Обороты двигателей "сведены", рычаги шага винта зафиксированы, моторы гудят ровно.

Командир и второй пилот молча смотрят на приборы, говорить не о чём, да уже и надоело. Скоро посадка в МВЛовском аэропорту и долгий вечер и ночь в маленькой одноэтажной гостинице.

"Чего делать будем, опять храп?"
"Можно преферанс."

Знающие люди понимают, что "храп" это вовсе не сон, а карточная игра очень популярная в то время у авиаторов.

"Всё надоело, скучно, у нас есть что-нибудь?"
"Нет."

В разговор вступает бортмеханик.
"Командир, а давай я организую!?"
"Как?"
"Сейчас."

Бортмеханик делает скорбное лицо и выходит в пассажирский салон. Пассажиры, которые не спят, видят, что лётчик чем-то сильно озабочен и вопросительно смотрят на него.
"Товарищи пассажиры! Пожалуйста пристегните привязные ремни и подтяните их. У нас серьёзная проблема, самолёт обледенел, возможно придётся садиться на вынужденную."

Бортмеханик идёт по салону, поправляет и подтягивает привязные ремни.
"А у вас же противообледенительная система должна быть?"
"Система есть конечно, но она не работает, техники гады весь спирт из неё слили."

Бортмеханик идёт дальше по салону, подтягивает ремни и бормочет себе под нос:
"Да и был бы это спирт, а то ведь жидкость противообледенительная, по крепости примерно как водка."

И вот среди пассажиров находится догадливый инициативный человек.
"Товарищ лётчик, а у меня есть три бутылки водки, может это поможет?"

Бортмеханика осеняет.
"Товарищи, а может у кого ещё есть? Зальём и долетим!"

Пассажиры тянуться к сумкам и чемоданам, достают и протягивают бортмеханику бутылки.
"А коньяк пойдёт?"
"Коньяк пойдёт."
"А пиво пойдёт?"
"Пиво, не знаю, пойду у командира спрошу."

Возвращается.
"И пиво пойдёт."

Бортмеханик с трудом утаскивает полную звякающую сумку в техотсек. После посадки, когда зарулили и выключили моторы, командир в наступившей тишине объявил:
"Огромное вам спасибо, товарищи! Вы спасли не только свои жизни, но и ценный самолёт."

Этот вечер у экипажа не был скучным. Лётчики конечно норму знали, на следующее утро вылетели вовремя, рейс закончился, как и положено, успешно.

Заключение

И всё было бы хорошо, но среди пассажиров оказался корреспондент какой-то газеты, и он уж не преминул разразиться статьёй, как пассажиры спасли ценный самолёт. Эту статью с интересом прочитали в Управлении ГА, к которому относился экипаж.

Выводы и последствия можете представить себе сами. Вряд ли это было на самом деле, байка наверное, а если серьёзно, то про работу на Ил-14 я не читал ничего лучше, чем у Василия Васильевича Ершова в повести "Таёжный пилот".

Предыдущая часть:

Продолжение:

Другие рассказы автора на канале:

Виктор Прозоров | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен