Найти в Дзене
DEMIDOV

Какие 5 советских дисциплин возвращают в школьные программы: их отсутствие было ошибкой?

Оглавление

Советское образование считалось лучшим в мире в свое время. Но со временем, и окончательно при перестройке, из школьных программ исчезли весьма занимательные предметы. Некоторые исчезли лишь отчасти: их оставили на усмотрение самих школ и кратко затрагивают в составе других дисциплин. Хотя сами по себе это обширные темы требующие больше времени на изучение, чем пара уроков. Сейчас же возвращают или собираются вернуть некоторые школьные предметы. Зачем это делают? Отказ от них был ошибкой?

Черчение

Этот предмет был очень занимательным и позволял любоваться результатами своей работы. (Это тоже не маловажный факт - возможность созидать, какой сейчас мало дается в школах). В современной стране оно если и присутствует в школьных программах, то только в старших классах, где начинать думать пространственно уже немного сложно. Всего раз в неделю, да и больше схож с факультативным занятием, чем с основным предметом. Оттого черчение не всем дается. А то, что чертежи нужно выполнить в чистоте - уже считается чуть ли «невозможным». В СССР этот предмет изучался на постоянной основе с 1931 года 58 лет. За любые помарки снижался бал, за некрасивый чертежный шрифт - также.

А ведь мало кто задумывается о пользе черчения. Это не только предмет необходимый инженерам. У нее есть «побочный» эффект на общее развитие ребенка: черчение прививает способность пространственного мышления, что может пригодиться и за пределами дисциплины.

-2

Считается, что от самостоятельного начертания стали отходить с появлением компьютеров и компьютерного моделирования (зачем думать самому, если есть все необходимые машины для этого действия). А сможет ли человек, что искусно владеет 3D, выполнить ту же работу с помощью лишь своего воображения на бумаге? С сохранением проекций, а не тех объемных форм, что выдает компьютер в 3D моделировании.

Получается, что «упростили» жизнь ребенку? Как по мне, то упрощение в процессе обучения - вред для развития. И не только вред для одного индивидуума, а для общества в целом, при такой системе образования.

И раз про возвращение предмета в основную программу заговорили, наверно поняли, что его отсутствие было ошибкой. Что, молодые выпускники инженерных вузов не понравились? Сейчас уже можно судить о разнице образований, спустя целое поколение, выученное по новой системе. Кажется результаты этого «эксперимента» не всем понравились.

Чистописание

У меня уже есть развернутая статья о пользе этого предмета. Ее можно прочитать по этой ссылке. Да и о вреде скорописи уже не раз было сказано. До 1970 года чистописание являлось обязательным предметом. Да и учили ему не шариковыми ручками, а перьевыми. Умение контролировать нажим пера и скорость своего письма способствуют развитию концентрации, терпения, усидчивости, мелкой моторики. Чистописание способствуют улучшению интеллектуального развития не хуже арифметики.

-3

Но опять верх взяла «простота» шариковой ручки, да и экономия времени с помощью скорописи. Такие каракули не всегда даже их хозяин прочесть может. Сейчас возвращается мода на каллиграфию и красивое письмо, пока в качестве дополнительных занятий, но постепенно вводится в состав основных дисциплин.

И это не может не радовать, так как наша страна должна идти своим путем, а не оглядываться на западные страны, где писать от руки скоро совсем перестанут.

Астрономия

Очень жаль, что в школьные годы по астрономии было всего пару уроков в составе предмета физики, да еще и в старших классах. Любопытство ребенка хотело знать больше по этому интересному предмету. Даже физику изучать в составе астрономии гораздо интереснее, чем изучение просто физики. Порой и взрослый не прочь поизучать астрономию.

-4

Как думаете, куда подевались все ученые способные смотреть в космос и делать новые открытия? Да у нас то и предмета такого нет, про каких ученых этой области (тем более молодых) здесь может идти речь?

Почти полностью астрономия исчезла из школьных программ в 1993 году. Но на усмотрение школ, его включили в состав дисциплины физики.

Вторая ошибка Минобрнауки - они посчитали включение астрономии в школьную программу нежелательным в 2008 году. Хотя в 2017 году они сильно пожалели о своем решении. Не пойму только то, чем они думали, делая такое заявление? (Ссылались на нехватку времени у старшеклассников, к ЕГЭ же готовиться надо….)

-5

С 2017 года в обязательном порядке было введено в школьные программы минимум 35 часов астрономии. Вот только возникла иная проблема: предмет, как самостоятельный долго отсутствовал в стране. И, соответственно, специалистов по нему не готовили. Кто преподавать детям будет астрономию? Не говоря уже про учебники, которые очень давно не обновлялись (а данные о космосе значительно изменились). Да и кто их будет обновлять - опять же, таких специалистов крайне мало. Вот так отсутствие предмета несколько десятилетий сделало невозможным быстрое возвращение его в программы.

Ну и пару статистических данных: 12% россиян считают, что Земля совершает оборот вокруг Солнца за 1 месяц. 30% российской молодежи считают что Солнце крутится вокруг Земли. Ну и зачем в нашей стране были все те научные открытия, великие достижения, если сейчас почти 3 миллиона россиян считают Землю плоской?

Все еще считаете астрономию ненужным предметом?

Опять отговорка - «так старшеклассникам проще». Упрощение может и имеет смысл в быту и работе, но уж точно не в обучении. Как можно наблюдать, ничего хорошего из этого не выходит. Да и, как подтверждение - возвращение предметов, от которых когда-то хотели отказаться.

Этика и основы семьи/ Семьеведение

Этот предмет относительно молодой, появился всего лишь в 1980 году. По задумке, в предмете должны были объясняться все «прелести» семейной жизни, способы формирования бюджета, методы решения конфликтов, правила воспитания детей. Казалось бы, предмет хороший. К тому же, часть предмета, предполагалось, ведение врачами, другой части психологами.

Задумка -интересная, исполнение - ужасное. Предмет не был хорошо проработан, оттого не получил удовлетворительных результатов в практике. Мало того, что в 80-х было не совсем время идеализировать социалистические семьи, да и преподавание детям 16 лет того, что они итак знали, было пустой тратой времени. Предмет не продержался и десятилетие, как с приходом 90х был забыт.

-6

Но в этом году вновь задумались о возвращении этого предмета в школьные программы под названием Семьеведение. (Сейчас что только не делают для улучшения демографической ситуации в стране). Предмет будет направлен на поднятие престижа семьи и семейных ценностей. Остается только надеяться, что на этот раз к подготовке предмета подойдут более тщательно и он получится более нужным. Но все же, заниматься привитием семейных ценностей в «стерильных» школьных условиях - все равно что водить вилами по воде. Семейные ценности воспитываются дома, в кругу семьи.

Начальная военная подготовка (НВП)

Предмет время от времени появлялся и исчезал из школьных программ начиная с 1918 года. Причинами появления служили крупные военные конфликты. А причинами исчезновения - спокойное время.

-7

В этой дисциплине школьники изучали первую медицинскую помощь, использование противогаза, сбор и разбор оружия, бросание гранат. Почти все это сейчас находятся в составе дисциплины ОБЖ, но хотят выделить в самостоятельный предмет. Где уже произошло «отделение» НВП, его продолжат вести либо учителя ОБЖ, либо ветераны боевых действий. А насколько долго предмет будет в составе школьных программ - покажет время.

А какие еще предметы из советских программ хорошо было бы вернуть для улучшения современного образования? А какие современные стоило бы убрать или сократить? Пишите в комментариях!

-8

СССР
2461 интересуется