Найти в Дзене
ИСТОРИЯ, ИИ и СОБАКИ

День народного единства — праздник русских или многонационалочка

Фестиваль лезгинки и плова? Русские националисты возмущаются, что национальный русский праздник стал многонациональным. А каков реальный исторический контекст? День народного единства в этом году снова превратился в схватку между русскими националистами, сторонниками подчёркивания государствообразующего конституционного статуса русского народа, и сторонниками многонациональной, интернациональной России, в том числе желающими исключить из праздника День народного единства православные и национально-русские элементы. «Крошечный русский триколор сиротливо зажат двумя мощными титульными народами России. Где-то на заднем фоне потерялся белорусский флажочек», — комментирует данное фото один из телеграм-каналов. «Кто все эти люди? Какая-то винегрет-вакханалия и сбоку, как сирота, притулилась русская девушка. Но, судя по щекам, стыдно за эту кринжатину почти всем. Кроме тех, кто от собственной национальной свiдомости аж глаза зажмурил», — комментарий этого же ТК афиши праздника. В то же врем
Оглавление

Фестиваль лезгинки и плова? Русские националисты возмущаются, что национальный русский праздник стал многонациональным. А каков реальный исторический контекст?

День народного единства в одной из школ Московской области. Из открытых источников сети Интернет.
День народного единства в одной из школ Московской области. Из открытых источников сети Интернет.

День народного единства в этом году снова превратился в схватку между русскими националистами, сторонниками подчёркивания государствообразующего конституционного статуса русского народа, и сторонниками многонациональной, интернациональной России, в том числе желающими исключить из праздника День народного единства православные и национально-русские элементы.

«Крошечный русский триколор сиротливо зажат двумя мощными титульными народами России. Где-то на заднем фоне потерялся белорусский флажочек»,

— комментирует данное фото один из телеграм-каналов.

Афиша программы праздника День народного единства в Подмосковье. Из открытых источников сети Интернет.
Афиша программы праздника День народного единства в Подмосковье. Из открытых источников сети Интернет.
«Кто все эти люди? Какая-то винегрет-вакханалия и сбоку, как сирота, притулилась русская девушка. Но, судя по щекам, стыдно за эту кринжатину почти всем. Кроме тех, кто от собственной национальной свiдомости аж глаза зажмурил»,

— комментарий этого же ТК афиши праздника.

День народного единства. Из открытых источников сети Интернет.
День народного единства. Из открытых источников сети Интернет.

В то же время во многих городах России проходят Крестные ходы, молебны и другие мероприятия Русской православной церкви.

День народного единства. Из открытых источников сети Интернет.
День народного единства. Из открытых источников сети Интернет.

Какой стиль празднования более уместен? Что нам подскажет история?

День народного единства, который отмечается 4 ноября, имеет глубокие исторические корни, которые уходит в Смутное время начала XVII века, когда Русское царство находилось на грани распада. В 1612 году, после нескольких лет хаоса, голода и вмешательства иностранных держав, второе народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Этот день стал символом национального единства и веры в способность народа сплотиться ради спасения Родины.

Рассмотрим, как формировалось это единство, каков был национальный и религиозный состав участников ополчения и противников, а также как менялось отношение к этим событиям в разные эпохи.

Победа народного ополчения над поляками. Барельеф с памятника Минину и Пожарскому.
Победа народного ополчения над поляками. Барельеф с памятника Минину и Пожарскому.

Первое и второе народное ополчение: многонациональная борьба за свободу

Первое народное ополчение 1611 года под руководством Прокопия Ляпунова, Ивана Заруцкого и князя Дмитрия Трубецкого состояло преимущественно из русских дворян и казаков. Оно было вызвано стремлением освободить Москву и защитить национальные интересы Русского государства от польских и шведских интервентов. В этом ополчении также участвовали люди из разных слоёв общества и даже представители нерусских народов.

Тем не менее, его состав был преимущественно русским, а влияние казачества придавало движению яркий колорит южнорусского и украинского военного сословия.

Второе народное ополчение, сформированное в 1612 году по инициативе нижегородского старосты Кузьмы Минина, стало более многочисленным и включало в себя множество народов: помимо русских крестьян и дворян, в его рядах были казаки, татары, мордва, башкиры. Это отражало многонациональность Русского государства и стремление к общему освобождению от иноземного захвата.

Представители других национальностей не составляли большинства, но их участие стало важным знаком межэтнической солидарности и идеи народного единства.

Казанская икона Божией Матери. Молебен. День народного единства. Из открытых источников сети Интернет.
Казанская икона Божией Матери. Молебен. День народного единства. Из открытых источников сети Интернет.

Православие против католицизма: религиозные символы в идеологии Смутного времени

В годы Смуты православие стало мощным идеологическим оружием, сплотившим людей для борьбы с католическим польским нашествием.

Церкви и монастыри активно поддерживали народное ополчение. Казанская икона Божией Матери, ставшая символом борьбы и защиты русской земли, была перенесена в Москву для укрепления боевого духа, и её чудодейственная сила считалась залогом освобождения от захватчиков.

Использование православных символов — крестов, знамён и икон — помогало укрепить чувство принадлежности к единой нации и вызывало особое рвение у ополченцев. Наряду с этим молитвы и религиозные обряды перед сражениями подчёркивали духовное превосходство русского народа над католическими интервентами и напоминали о традициях, связывавших русских.

Ислам и другие религии: роль и символика немусульманских и нехристианских групп в борьбе с интервентами

Хотя православие играло центральную роль в духовном обосновании борьбы, представители других религий, особенно мусульмане из Поволжья, участвовали в народном ополчении.

Ислам, как часть культурного и духовного наследия некоторых народов России, также был важен для сохранения многоконфессионального единства. В исторических источниках нет упоминаний о религиозных символах мусульман, но участие татарских и башкирских воинов подчёркивало сплочённость народов разных вероисповеданий.

На поле боя религиозные различия отходили на второй план: борьба с внешней угрозой требовала общей солидарности, и люди разных конфессий сражались бок о бок, понимая общую цель и ценность единства.

Иноземные интервенты и самозванцы: национально-религиозный состав армий противников и их символика

Армии иностранных интервентов, в частности польские и литовские войска, состояли в основном из католиков. Это религиозное различие усиливало культурное и идеологическое противостояние между ними и православными русскими войсками. Присутствие католического духовенства и использование католических обрядов и символов придавали польскому наступлению религиозный подтекст, что только усиливало сопротивление и мотивировало русских воинов защищать православную веру.

Некоторые самозванцы, такие как Лжедмитрий II, старались привлечь на свою сторону и иностранные войска, и русское дворянство, но, как правило, их поддержка основывалась на материальных и политических интересах, а не на глубоком религиозном обосновании.

«Основу оккупантов составляли поляки и литовцы, кроме них против русских воевали отряды немцев Платенберга, Корфа, Генриха фон Розена и Эберхарда Зейге, литовских татар Чаровича и Богдана, а также верных полякам запорожских казаков Сагайдачного и Заруцкого, шотландские и ирландские наемники. А Северо-Запад России под шумок оккупировали шведы»,

— пишет тк "Сыны монархии".

Русский марш, 2010г. День народного единства. Из открытых источников сети Интернет.
Русский марш, 2010г. День народного единства. Из открытых источников сети Интернет.

История празднования Дня народного единства в России: от национализма к многонациональной солидарности

После возрождения праздника в 2005 году его празднование стало поводом для споров о его идеологическом содержании. С одной стороны, появились «Русские марши», на которых радикальные и умеренные националисты акцентировали внимание на празднике как на дне русского этнического единства.

С другой стороны, представители Русской православной церкви и некоторые патриотические движения организовывали крестные ходы, подчёркивая духовное значение события и его связь с православием.

В то же время сторонники многонационального государства подчёркивают, что праздник символизирует единство всех народов России, преодолевших внутренние распри ради общей цели. Это видение стремится исключить этнические и религиозные акценты, поддерживая идею многообразия, которое является основой современной России.

Костюмированный бал 1903 года. Николай II и Александра Фёдоровна в образе царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны.
Костюмированный бал 1903 года. Николай II и Александра Фёдоровна в образе царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны.
Имперская афиша оперы Михаила Глинки "Жизнь за царя".
Имперская афиша оперы Михаила Глинки "Жизнь за царя".

Празднование окончания Смутного времени в Российской империи: православие, нация и монархия

В дореволюционной России день Казанской иконы Божией Матери отмечался на высоком уровне. Этот праздник почитали не только как религиозное торжество, но и как символ сплочения народа вокруг православной веры и монархии.

Процессии с иконами, крестные ходы и военные парады символизировали мощь русского государства и единство народа. Несмотря на акцентированную русскую национальную направленность, представители нерусских народов и конфессий также принимали участие в празднованиях, подчёркивая лояльность империи.

Смутное время в советской интерпретации: государственный атеизм и интернационализм

Советская историография рассматривала события Смутного времени с позиций интернационализма и государственного атеизма. В центре внимания была борьба народа против иностранных интервентов и самозванцев, но акценты на религиозной символике и православии были намеренно снижены. В учебниках и исторических исследованиях тех лет акцент делался на классовой борьбе и народной солидарности без учёта религиозного фактора.

Советская история трактовала Смутное время как борьбу трудового народа против иностранных захватчиков и эксплуататоров, и праздник освобождения Москвы был лишён религиозной окраски, что соответствовало атеистической политике государства.

400 лет восстановлению единства Российского государства, почтовый блок России, 2012.
400 лет восстановлению единства Российского государства, почтовый блок России, 2012.

День народного единства — это не просто памятная дата, а символ сложного исторического пути России. Он напоминает о том, что спасение Родины возможно благодаря единству людей разных национальностей и вероисповеданий. В разные эпохи этот праздник приобретал новые идеологические смыслы, отражая текущую политическую и социальную обстановку. Тем не менее, его основное значение остаётся неизменным: сплочение общества перед лицом внешней угрозы, когда каждый народ и конфессия вносят свой вклад в общую победу.

Русофобия и национализм | ИСТОРИЯ глазами СОВРЕМЕННИКА | Дзен
Запрет на хиджабы во Владимирщине: эхо конфликта
ИСТОРИЯ глазами СОВРЕМЕННИКА31 октября 2024
Новое и новейшее время | ИСТОРИЯ глазами СОВРЕМЕННИКА | Дзен
Что ни день, то дата | ИСТОРИЯ глазами СОВРЕМЕННИКА | Дзен