Фестиваль лезгинки и плова? Русские националисты возмущаются, что национальный русский праздник стал многонациональным. А каков реальный исторический контекст?
День народного единства в этом году снова превратился в схватку между русскими националистами, сторонниками подчёркивания государствообразующего конституционного статуса русского народа, и сторонниками многонациональной, интернациональной России, в том числе желающими исключить из праздника День народного единства православные и национально-русские элементы.
«Крошечный русский триколор сиротливо зажат двумя мощными титульными народами России. Где-то на заднем фоне потерялся белорусский флажочек»,
— комментирует данное фото один из телеграм-каналов.
«Кто все эти люди? Какая-то винегрет-вакханалия и сбоку, как сирота, притулилась русская девушка. Но, судя по щекам, стыдно за эту кринжатину почти всем. Кроме тех, кто от собственной национальной свiдомости аж глаза зажмурил»,
— комментарий этого же ТК афиши праздника.
В то же время во многих городах России проходят Крестные ходы, молебны и другие мероприятия Русской православной церкви.
Какой стиль празднования более уместен? Что нам подскажет история?
День народного единства, который отмечается 4 ноября, имеет глубокие исторические корни, которые уходит в Смутное время начала XVII века, когда Русское царство находилось на грани распада. В 1612 году, после нескольких лет хаоса, голода и вмешательства иностранных держав, второе народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Этот день стал символом национального единства и веры в способность народа сплотиться ради спасения Родины.
Рассмотрим, как формировалось это единство, каков был национальный и религиозный состав участников ополчения и противников, а также как менялось отношение к этим событиям в разные эпохи.
Первое и второе народное ополчение: многонациональная борьба за свободу
Первое народное ополчение 1611 года под руководством Прокопия Ляпунова, Ивана Заруцкого и князя Дмитрия Трубецкого состояло преимущественно из русских дворян и казаков. Оно было вызвано стремлением освободить Москву и защитить национальные интересы Русского государства от польских и шведских интервентов. В этом ополчении также участвовали люди из разных слоёв общества и даже представители нерусских народов.
Тем не менее, его состав был преимущественно русским, а влияние казачества придавало движению яркий колорит южнорусского и украинского военного сословия.
Второе народное ополчение, сформированное в 1612 году по инициативе нижегородского старосты Кузьмы Минина, стало более многочисленным и включало в себя множество народов: помимо русских крестьян и дворян, в его рядах были казаки, татары, мордва, башкиры. Это отражало многонациональность Русского государства и стремление к общему освобождению от иноземного захвата.
Представители других национальностей не составляли большинства, но их участие стало важным знаком межэтнической солидарности и идеи народного единства.
Православие против католицизма: религиозные символы в идеологии Смутного времени
В годы Смуты православие стало мощным идеологическим оружием, сплотившим людей для борьбы с католическим польским нашествием.
Церкви и монастыри активно поддерживали народное ополчение. Казанская икона Божией Матери, ставшая символом борьбы и защиты русской земли, была перенесена в Москву для укрепления боевого духа, и её чудодейственная сила считалась залогом освобождения от захватчиков.
Использование православных символов — крестов, знамён и икон — помогало укрепить чувство принадлежности к единой нации и вызывало особое рвение у ополченцев. Наряду с этим молитвы и религиозные обряды перед сражениями подчёркивали духовное превосходство русского народа над католическими интервентами и напоминали о традициях, связывавших русских.
Ислам и другие религии: роль и символика немусульманских и нехристианских групп в борьбе с интервентами
Хотя православие играло центральную роль в духовном обосновании борьбы, представители других религий, особенно мусульмане из Поволжья, участвовали в народном ополчении.
Ислам, как часть культурного и духовного наследия некоторых народов России, также был важен для сохранения многоконфессионального единства. В исторических источниках нет упоминаний о религиозных символах мусульман, но участие татарских и башкирских воинов подчёркивало сплочённость народов разных вероисповеданий.
На поле боя религиозные различия отходили на второй план: борьба с внешней угрозой требовала общей солидарности, и люди разных конфессий сражались бок о бок, понимая общую цель и ценность единства.
Иноземные интервенты и самозванцы: национально-религиозный состав армий противников и их символика
Армии иностранных интервентов, в частности польские и литовские войска, состояли в основном из католиков. Это религиозное различие усиливало культурное и идеологическое противостояние между ними и православными русскими войсками. Присутствие католического духовенства и использование католических обрядов и символов придавали польскому наступлению религиозный подтекст, что только усиливало сопротивление и мотивировало русских воинов защищать православную веру.
Некоторые самозванцы, такие как Лжедмитрий II, старались привлечь на свою сторону и иностранные войска, и русское дворянство, но, как правило, их поддержка основывалась на материальных и политических интересах, а не на глубоком религиозном обосновании.
«Основу оккупантов составляли поляки и литовцы, кроме них против русских воевали отряды немцев Платенберга, Корфа, Генриха фон Розена и Эберхарда Зейге, литовских татар Чаровича и Богдана, а также верных полякам запорожских казаков Сагайдачного и Заруцкого, шотландские и ирландские наемники. А Северо-Запад России под шумок оккупировали шведы»,
— пишет тк "Сыны монархии".
История празднования Дня народного единства в России: от национализма к многонациональной солидарности
После возрождения праздника в 2005 году его празднование стало поводом для споров о его идеологическом содержании. С одной стороны, появились «Русские марши», на которых радикальные и умеренные националисты акцентировали внимание на празднике как на дне русского этнического единства.
С другой стороны, представители Русской православной церкви и некоторые патриотические движения организовывали крестные ходы, подчёркивая духовное значение события и его связь с православием.
В то же время сторонники многонационального государства подчёркивают, что праздник символизирует единство всех народов России, преодолевших внутренние распри ради общей цели. Это видение стремится исключить этнические и религиозные акценты, поддерживая идею многообразия, которое является основой современной России.
Празднование окончания Смутного времени в Российской империи: православие, нация и монархия
В дореволюционной России день Казанской иконы Божией Матери отмечался на высоком уровне. Этот праздник почитали не только как религиозное торжество, но и как символ сплочения народа вокруг православной веры и монархии.
Процессии с иконами, крестные ходы и военные парады символизировали мощь русского государства и единство народа. Несмотря на акцентированную русскую национальную направленность, представители нерусских народов и конфессий также принимали участие в празднованиях, подчёркивая лояльность империи.
Смутное время в советской интерпретации: государственный атеизм и интернационализм
Советская историография рассматривала события Смутного времени с позиций интернационализма и государственного атеизма. В центре внимания была борьба народа против иностранных интервентов и самозванцев, но акценты на религиозной символике и православии были намеренно снижены. В учебниках и исторических исследованиях тех лет акцент делался на классовой борьбе и народной солидарности без учёта религиозного фактора.
Советская история трактовала Смутное время как борьбу трудового народа против иностранных захватчиков и эксплуататоров, и праздник освобождения Москвы был лишён религиозной окраски, что соответствовало атеистической политике государства.
День народного единства — это не просто памятная дата, а символ сложного исторического пути России. Он напоминает о том, что спасение Родины возможно благодаря единству людей разных национальностей и вероисповеданий. В разные эпохи этот праздник приобретал новые идеологические смыслы, отражая текущую политическую и социальную обстановку. Тем не менее, его основное значение остаётся неизменным: сплочение общества перед лицом внешней угрозы, когда каждый народ и конфессия вносят свой вклад в общую победу.