Найти в Дзене
ИСТОРИЯ, ИИ и СОБАКИ

Запрет носить хиджабы в школах Владимира

Оглавление

пригрозил отменить авторитетный чеченец. Исторические параллели с Российской империей и СССР.

Российские школьницы в хиджабах. Из открытых источников сети Интернет.
Российские школьницы в хиджабах. Из открытых источников сети Интернет.

Пока певец Шаман патентует фразу «Я русский!», часть населения возмущается «русофобским» шоу «Богатыри», а Челябинская область — приходит в себя после убийства русской таксистки диаспорой ромов, о чём я сообщил в своей подборке «Русофобия и национализм», проанализировав эти явления с точки зрения исторических процессов, — депутаты Госдумы от Чечни угрожают отменить приказ о запрете хиджабов… в школах Владимирской области.

Освежите память, друзья. То, что выделено фиолетовым — кликабельно.

Ношение хиджабов в школах России: за и против

Министерство образования Владимирской области обновило правила ношения школьной формы, запретив религиозные элементы одежды, включая хиджабы, никабы и любые знаки, подчёркивающие религиозную принадлежность учащихся.

Этот шаг вызвал реакцию, разделившую общество и политическую арену на два лагеря.

Акция школьниц мусульманских регионов России "Мы любим хиджаб". Из открытых источников сети Интернет.
Акция школьниц мусульманских регионов России "Мы любим хиджаб". Из открытых источников сети Интернет.

Депутат Госдумы от Чечни Адам Делимханов резко отреагировал на запрет. В своём Telegram-канале он назвал приказ провокацией и нарушением Конституции РФ, призвав к его отмене:

«Если кому-то во Владимирской области непонятны эти простые истины, то мы доходчиво объясним, что такое религиозные традиции и почему их нельзя бесцеремонно запрещать!».

Он также подчеркнул, что хиджаб является религиозной обязанностью мусульманок, и пообещал вместе с коллегами «добиться отмены провокационного приказа».

Хиджаб в школах. Из открытых источников сети Интернет.
Хиджаб в школах. Из открытых источников сети Интернет.

Среди общественности и политиков нашлись и противники этой инициативы. Известный военный корреспондент Юрий Котёнок выразил своё недовольство:

«Депутат Госдумы Адам Делимханов пообещал добиться отмены запрета на ношение хиджаба в школах Владимирской области. Хиджаб — это религиозная обязанность мусульманок. Однако это выглядит как откровенная угроза и попытка поставить себя выше государства».

Котёнок считает, что введение таких правил должно оставаться в компетенции местных властей, и отмечает, что стремление сделать этот вопрос общенациональным может дестабилизировать ситуацию:

«В Российской Федерации достаточно субъектов, где исторически сильны исламские традиции. Там никто не запрещал хиджаб. Пусть вопросы школьной формы решают местные власти, и только они».
Школьная форма в СССР и Российской империи. Из открытых источников сети Интернет.
Школьная форма в СССР и Российской империи. Из открытых источников сети Интернет.

Общественные дискуссии привели к ещё одному предложению — ввести единую школьную форму для всей страны, что поддержали некоторые комментаторы, увидевшие в этом способ избежать конфликтов. Такая мера подчёркивала бы светский характер российского государства и могла бы уравнять учеников перед законом, независимо от вероисповедания.

Как же обстояло дело со школьной формой в Российской империи и СССР?

Парадная форма гимназисток Российской империи. Из открытых источников сети Интернет.
Парадная форма гимназисток Российской империи. Из открытых источников сети Интернет.

Школьная форма в Российской империи

В Российской империи школьная форма существовала для учащихся обоих полов и обычно была строгой и консервативной, соответствуя этикету и воспитательным целям.

У мальчиков-гимназистов форма представляла собой мундир с пуговицами и воротником, напоминающий военную форму. Длина мундиров и фасон варьировались в зависимости от учебного заведения, однако преобладали тёмные цвета (тёмно-синий и чёрный).

Девочки-гимназистки носили длинные платья с фартуками, закрывающие тело до шеи и часто также руки, что подчёркивало традиции целомудрия и соответствовало установленным общественным нормам.

Советские школьники. Из открытых источников сети Интернет.
Советские школьники. Из открытых источников сети Интернет.

Школьная форма в СССР

В СССР школьная форма была похожа на царскую, но с социалистическими элементами.

До 1960-х годов основной формой для девочек было коричневое платье с белым или чёрным фартуком. Девочки старших классов иногда могли носить белые воротнички и манжеты как символ дисциплины и аккуратности.

Мальчики носили серые или тёмно-синие костюмы с галстуками или пионерскими галстуками, а также форму, похожую на военную. В поздние советские годы форма упростилась, и стало допустимо носить более светлые оттенки.

Ношение хиджабов для мусульманских школьниц в Российской империи

В Российской империи отношение к хиджабам было неоднозначным. В светских учебных заведениях, где обучение велось по общеимперским стандартам, хиджабов не было.

Однако в мусульманских губерниях и духовных учебных заведениях головные платки считались допустимыми, хотя полное закрытие лица и ношение хиджаба в современном понимании не приветствовалось.

Среди мусульман в некоторых районах существовала традиция скромной одежды, но строгого контроля за ношением религиозных символов не было. Учебные заведения носили светский характер, хотя в некоторых случаях можно было встретить более либеральные подходы.

Отношение к хиджабам и платкам в СССР

Советское государство с 1920-х годов проводило политику атеизма и поддерживало светскую школу. В рамках антирелигиозной кампании было запрещено носить религиозную атрибутику, в том числе мусульманские платки.

В Центральной Азии, где сопротивление этому запрету было особенно сильным, советские власти принимали дополнительные меры для подавления религиозных традиций. Женщинам, в том числе школьницам, часто приходилось снимать платки и надевать светскую одежду.

Христианская атрибутика в учебных заведениях Российской империи

В Российской империи православие играло важную роль, и христианская символика активно использовалась в образовании. Например, молитвы перед началом уроков были обязательными, в гимназиях и лицеях могли быть иконы, а сам процесс обучения, особенно в начальных школах, включал в себя христианскую мораль и Божьи законы. Учителя также могли носить крестики, а присутствие религиозных символов в школьных кабинетах считалось обычным делом.

Христианская атрибутика в СССР

В СССР христианская и другая религиозная символика в образовательных учреждениях была запрещена, так как атеизм был государственной политикой. Советская идеология считала религию пережитком прошлого, поэтому в школах не допускалось наличие икон, крестиков и других религиозных символов.

Запрет также распространялся на ношение крестиков как учениками, так и преподавателями, которые должны были оставаться верными коммунистическим идеалам.

Ношение хиджабов в публичных местах и на государственной службе

В Российской империи в мусульманских регионах женщины иногда носили религиозную одежду, но на государственной службе это не приветствовалось, так как чиновники должны были демонстрировать лояльность империи и светским принципам.

В СССР отношение было ещё более строгим: ни на государственной службе, ни в общественных местах хиджабы и подобные атрибуты не допускались, так как это считалось нарушением принципов советского атеизма.

Друзья, а что думаете об этой проблеме вы?

Русофобия и национализм | ИСТОРИЯ глазами СОВРЕМЕННИКА | Дзен