— пригрозил отменить авторитетный чеченец. Исторические параллели с Российской империей и СССР.
Пока певец Шаман патентует фразу «Я русский!», часть населения возмущается «русофобским» шоу «Богатыри», а Челябинская область — приходит в себя после убийства русской таксистки диаспорой ромов, о чём я сообщил в своей подборке «Русофобия и национализм», проанализировав эти явления с точки зрения исторических процессов, — депутаты Госдумы от Чечни угрожают отменить приказ о запрете хиджабов… в школах Владимирской области.
Освежите память, друзья. То, что выделено фиолетовым — кликабельно.
Ношение хиджабов в школах России: за и против
Министерство образования Владимирской области обновило правила ношения школьной формы, запретив религиозные элементы одежды, включая хиджабы, никабы и любые знаки, подчёркивающие религиозную принадлежность учащихся.
Этот шаг вызвал реакцию, разделившую общество и политическую арену на два лагеря.
Депутат Госдумы от Чечни Адам Делимханов резко отреагировал на запрет. В своём Telegram-канале он назвал приказ провокацией и нарушением Конституции РФ, призвав к его отмене:
«Если кому-то во Владимирской области непонятны эти простые истины, то мы доходчиво объясним, что такое религиозные традиции и почему их нельзя бесцеремонно запрещать!».
Он также подчеркнул, что хиджаб является религиозной обязанностью мусульманок, и пообещал вместе с коллегами «добиться отмены провокационного приказа».
Среди общественности и политиков нашлись и противники этой инициативы. Известный военный корреспондент Юрий Котёнок выразил своё недовольство:
«Депутат Госдумы Адам Делимханов пообещал добиться отмены запрета на ношение хиджаба в школах Владимирской области. Хиджаб — это религиозная обязанность мусульманок. Однако это выглядит как откровенная угроза и попытка поставить себя выше государства».
Котёнок считает, что введение таких правил должно оставаться в компетенции местных властей, и отмечает, что стремление сделать этот вопрос общенациональным может дестабилизировать ситуацию:
«В Российской Федерации достаточно субъектов, где исторически сильны исламские традиции. Там никто не запрещал хиджаб. Пусть вопросы школьной формы решают местные власти, и только они».
Общественные дискуссии привели к ещё одному предложению — ввести единую школьную форму для всей страны, что поддержали некоторые комментаторы, увидевшие в этом способ избежать конфликтов. Такая мера подчёркивала бы светский характер российского государства и могла бы уравнять учеников перед законом, независимо от вероисповедания.
Как же обстояло дело со школьной формой в Российской империи и СССР?
Школьная форма в Российской империи
В Российской империи школьная форма существовала для учащихся обоих полов и обычно была строгой и консервативной, соответствуя этикету и воспитательным целям.
У мальчиков-гимназистов форма представляла собой мундир с пуговицами и воротником, напоминающий военную форму. Длина мундиров и фасон варьировались в зависимости от учебного заведения, однако преобладали тёмные цвета (тёмно-синий и чёрный).
Девочки-гимназистки носили длинные платья с фартуками, закрывающие тело до шеи и часто также руки, что подчёркивало традиции целомудрия и соответствовало установленным общественным нормам.
Школьная форма в СССР
В СССР школьная форма была похожа на царскую, но с социалистическими элементами.
До 1960-х годов основной формой для девочек было коричневое платье с белым или чёрным фартуком. Девочки старших классов иногда могли носить белые воротнички и манжеты как символ дисциплины и аккуратности.
Мальчики носили серые или тёмно-синие костюмы с галстуками или пионерскими галстуками, а также форму, похожую на военную. В поздние советские годы форма упростилась, и стало допустимо носить более светлые оттенки.
Ношение хиджабов для мусульманских школьниц в Российской империи
В Российской империи отношение к хиджабам было неоднозначным. В светских учебных заведениях, где обучение велось по общеимперским стандартам, хиджабов не было.
Однако в мусульманских губерниях и духовных учебных заведениях головные платки считались допустимыми, хотя полное закрытие лица и ношение хиджаба в современном понимании не приветствовалось.
Среди мусульман в некоторых районах существовала традиция скромной одежды, но строгого контроля за ношением религиозных символов не было. Учебные заведения носили светский характер, хотя в некоторых случаях можно было встретить более либеральные подходы.
Отношение к хиджабам и платкам в СССР
Советское государство с 1920-х годов проводило политику атеизма и поддерживало светскую школу. В рамках антирелигиозной кампании было запрещено носить религиозную атрибутику, в том числе мусульманские платки.
В Центральной Азии, где сопротивление этому запрету было особенно сильным, советские власти принимали дополнительные меры для подавления религиозных традиций. Женщинам, в том числе школьницам, часто приходилось снимать платки и надевать светскую одежду.
Христианская атрибутика в учебных заведениях Российской империи
В Российской империи православие играло важную роль, и христианская символика активно использовалась в образовании. Например, молитвы перед началом уроков были обязательными, в гимназиях и лицеях могли быть иконы, а сам процесс обучения, особенно в начальных школах, включал в себя христианскую мораль и Божьи законы. Учителя также могли носить крестики, а присутствие религиозных символов в школьных кабинетах считалось обычным делом.
Христианская атрибутика в СССР
В СССР христианская и другая религиозная символика в образовательных учреждениях была запрещена, так как атеизм был государственной политикой. Советская идеология считала религию пережитком прошлого, поэтому в школах не допускалось наличие икон, крестиков и других религиозных символов.
Запрет также распространялся на ношение крестиков как учениками, так и преподавателями, которые должны были оставаться верными коммунистическим идеалам.
Ношение хиджабов в публичных местах и на государственной службе
В Российской империи в мусульманских регионах женщины иногда носили религиозную одежду, но на государственной службе это не приветствовалось, так как чиновники должны были демонстрировать лояльность империи и светским принципам.
В СССР отношение было ещё более строгим: ни на государственной службе, ни в общественных местах хиджабы и подобные атрибуты не допускались, так как это считалось нарушением принципов советского атеизма.
Друзья, а что думаете об этой проблеме вы?