Найти в Дзене
ИСТОРИЯ, ИИ и СОБАКИ

Конфликт цыган и русских в Коркино, Челябинская область

История отношений ромов и русских в Российской империи и СССР. В Коркино, крупном городе на Южном Урале произошла трагедия. Была убита женщина-таксист. Она приехала по вызову в цыганский квартал по вызову, по дороге у неё произошёл конфликт с молодым ромом и женщина была убита. Это событие вызвало взрыв возмущения местного населения, русских. На сходе около 150 человек потребовали от властей наказания убийц. Местные критиковали власти города и полагали, что преступники избегнут наказания из-за воздействия диаспоры. Виновники беспорядков были задержаны. А как обстояли дела с "цыганским" вопросом в Российской империи и СССР? Как существовали ромы с русским большинством, как к ним относилось государство и люди других национальностей, существовали ли раньше антицыганские настроения и этническая преступность? Как это часто бывает, история даёт ответы на острые вопросы современности. Не делая никаких выводов, строго в рамках российского законодательства, мы постараемся выяснить, являются ли
Оглавление

История отношений ромов и русских в Российской империи и СССР.

В Коркино, крупном городе на Южном Урале произошла трагедия. Была убита женщина-таксист. Она приехала по вызову в цыганский квартал по вызову, по дороге у неё произошёл конфликт с молодым ромом и женщина была убита.

Это событие вызвало взрыв возмущения местного населения, русских. На сходе около 150 человек потребовали от властей наказания убийц. Местные критиковали власти города и полагали, что преступники избегнут наказания из-за воздействия диаспоры. Виновники беспорядков были задержаны.

А как обстояли дела с "цыганским" вопросом в Российской империи и СССР? Как существовали ромы с русским большинством, как к ним относилось государство и люди других национальностей, существовали ли раньше антицыганские настроения и этническая преступность?

Как это часто бывает, история даёт ответы на острые вопросы современности. Не делая никаких выводов, строго в рамках российского законодательства, мы постараемся выяснить, являются ли события в Коркино единичным случаем, или нам нужно внимательно изучить прошлое, чтобы избежать подобных событий в дальнейшем.

Цыганская семья в Российской империи, конец XIX века. Из открытых источников сети Интернет.
Цыганская семья в Российской империи, конец XIX века. Из открытых источников сети Интернет.

История ромов (цыган) в Российской империи и СССР отражает сложные взаимоотношения этнических групп и государства. Ромы появились на территории Руси предположительно в XV веке, постепенно распространяясь из южных и западных областей вглубь страны. Их воспринимали как странствующих торговцев, артистов и ремесленников, часто ведущих кочевой образ жизни. Это вызывало неоднозначные отношения со стороны русского населения и властей.

Положение ромов в Российской империи

Первое упоминание о ромах на территории России относится к 1733 году, когда императрица Анна Иоанновна приняла указ, разрешающий им проживать в стране.

При Екатерине II ромы впервые получили «официальный статус»: их обязали регистрироваться в городах и получать паспорта. Им было разрешено жить на территории империи, но с оговоркой, что они могли проживать только в некоторых местах.

В XVIII веке русское общество стало знакомиться с культурой ромов через искусство — например, в 1774 году граф Орлов-Чесменский основал цыганский хор в Пушкино, известный как Соколовский хор. Примерно в то же время цыганам официально разрешили вступать в любое сословие, а в 1783 году они были приписаны к государственной крестьянской службе, что позволило им лучше адаптироваться в русском обществе и вести оседлый образ жизни.

Позднее, в XIX веке, начались попытки «оседания» ромов: их насильственно пытались приучить к земледелию. Несмотря на запреты, ромы продолжали вести свой образ жизни и сохранять традиции, хотя и часто сталкивались с непониманием.

В обществе цыган часто считали загадочными людьми, связанными с магией и мистикой. В Москве и Петербурге популярностью пользовались цыганские ансамбли, и некоторых ромов даже принимали в аристократическом кругу как артистов. Однако наряду с этим в отношении ромов укоренились стереотипы: их воспринимали как «воров», а их кочевой образ жизни считали подозрительным.

С одной стороны, русская культура восхищалась романтизированным образом цыганской свободы, что нашло отражение в литературе того времени. Но с другой стороны, цыгане были окружены подозрениями и предрассудками. Этническая преступность среди ромов воспринималась как серьезная проблема в обществе и даже порождала слухи об их «склонности» к криминалу.

Ромов ассоциировали с кражами и мошенничеством, хотя не все представители этой этнической группы занимались криминальной деятельностью. В то время в России ромы становились жертвами антыцыганских погромов: их дома и таборы подвергались нападениям со стороны местных жителей, настроенных против кочевых и необычных обычаев.

Советские цыгане, 1937 год. Из открытых источников сети Интернет.
Советские цыгане, 1937 год. Из открытых источников сети Интернет.

Советская эпоха: интеграция и репрессии

В СССР государство провело несколько реформ, чтобы интегрировать ромов в советское общество. В 1920–1930-е годы развернулась кампания по приучению ромов к оседлости и сельскому хозяйству. Советская власть организовала для них кооперативы и даже попыталась создать цыганские колхозы, как, например, «Нэви бахт» в Куйбышевском крае. В крупных городах открылись специализированные школы и образовательные техникумы для ромов, где велось преподавание на их языке.

В 1930-е годы Советский Союз решил пересмотреть национальную политику, в результате чего идею автономии ромов свернули. Были проведены массовые депортации, и в 1933 году ОГПУ организовало выселение сотен ромов, сосредоточившихся в окрестностях Москвы, в отдаленные районы. Эта мера была частью более масштабной программы очистки столицы и других городов от так называемых антисоциальных элементов.

К концу 1930-х годов репрессии против цыган возобновились, когда государство начало запрещать кочевой образ жизни. Однако в то же время культура ромов оставалась востребованной. В советском обществе цыганское искусство — особенно музыка и танцы — имели огромную популярность, и цыганские ансамбли выступали от сельских клубов до правительственных концертов.

В послевоенные годы, несмотря на жёсткий контроль, ромы по-прежнему участвовали в культурной жизни страны и постепенно образовывали интеллигенцию.

Отношения с государством и обществом

Отношения между ромами и государственными институтами оставались напряженными. В Российской империи, хотя ромов и включили в общественные и культурные структуры, они часто оставались изолированными. В СССР государство стремилось ассимилировать ромов, ограничив их права на традиционный образ жизни. Тем не менее, ромы имели ограниченный доступ к культурным и образовательным ресурсам, а также поддержку своих творческих инициатив.

Однако и в советские годы ромов рассматривали как потенциально неблагонадежных. Среди кочевых ромов, особенно в годы массовых депортаций и репрессий, антицыганские настроения среди населения усиливались.

Хотя массовых погромов на этнической почве, как правило, не допускали, отдельные вспышки напряженности имели место, особенно в периоды экономической нестабильности.

Положение ромов в Российской Федерации

После распада СССР ромы стали более активно заявлять о своих правах и самобытности. Однако их положение часто характеризовалось бедностью и трудностью доступа к социальным благам, таким как образование и медицина. Российская Федерация предоставила поддержку цыганским культурным организациям, однако на бытовом уровне антицыганские настроения и стереотипы по-прежнему остаются.

Внимание! Комментарии как антицыганской, так и антирусской направленности будут удаляться! Впрочем, я уверен, друзья, учитывая, что среди наших читателей — все приличные люди, — таких комментариев не будет.