История средневековой Европы знает немало случаев канонизации детей, но судьба Симона Трентского — святого или не очень — стоит особняком. Его путь от мученика до символа религиозных предрассудков растянулся на пять столетий и завершился беспрецедентным решением католической церкви.
Симон Трентский — святой или не очень?
В тихом альпийском городке Тренто весной 1475 года произошло событие, которое на долгие века определило характер христианско-иудейских отношений в Европе. Исчезновение двухлетнего мальчика по имени Симон всколыхнуло город и запустило механизм, превративший ребенка в святого. Впрочем, вопрос о том, был ли Симон Трентский действительно святым, оставался дискуссионным даже в момент его официальной беатификации.
Пропавший Симон
В четверг 23 марта 1475 года, накануне Страстной пятницы, в Тренто пропал маленький Симон. Его отец на следующий же день обратился за помощью к князю-епископу, и по городу разослали глашатаев с описанием ребенка. В поисках участвовали все — и христиане, и члены небольшой еврейской общины, которых особенно тревожили ходившие по городу слухи.
Тело мальчика обнаружили в воскресенье в водоотводном канале возле дома еврейского банкира Самуэля. Именно евреи первыми сообщили о страшной находке властям. Однако это не помогло — все пятнадцать членов общины были арестованы. Под жестокими пытками они "признались" в ритуальном убийстве для получения христианской крови, якобы необходимой для выпечки пасхальной мацы.
Путь к святости
История признания Симона Трентского святым (или не очень святым, как показало будущее) началась практически сразу после его гибели. Князь-епископ Иоганн Хиндербах, правивший в Тренто, активно продвигал культ "невинного мученика". За первый же год Симону приписали более сотни чудес. Его почитание быстро распространилось по Италии, Австрии и Германии.
Однако папа Сикст IV первоначально отнесся к этому скептически. Он направил в Тренто своего легата — епископа Вентимильи Джованни Баттиста де Джудичи — для расследования. Тот столкнулся с откровенным противодействием местных властей: ему не позволяли встречаться с заключенными евреями и знакомиться с материалами дела.
В итоге легат перебрался в находившийся под контролем Венеции город Роверето, откуда безуспешно требовал явки Хиндербаха для объяснений. Вопрос о том, считать ли Симона Трентского святым, стал предметом сложных политических маневров.
Политические игры вокруг святости
У епископа Хиндербаха оказались влиятельные друзья в Риме, включая папского библиотекаря Бартоломео Сакки. Они обвинили легата де Джудичи в подкупе евреями. В ответ тот написал два трактата: в защиту иудеев и против Сакки.
Специальная комиссия кардиналов под председательством старого друга епископа Тренто профессора канонического права Джован Франческо Павини в итоге оправдала действия Хиндербаха. В 1588 году папа Сикст V разрешил местное почитание Симона, что фактически означало беатификацию. В 1755 году папа Бенедикт XIV окончательно подтвердил законность его культа.
Культ и его завершение
История получила неожиданное продолжение в XX веке. В 1965 году, в период работы Второго Ватиканского собора, архиепископ Тренто Алессандро Мария Готтарди принял историческое решение об упразднении культа Симона Трентского.
Этому способствовали исследования историка Игинио Роггера, доказавшего несостоятельность обвинений против еврейской общины. Вскрытие мощей в том же году преподнесло еще одну сенсацию: тело принадлежало ребенку 7-8 лет, а не двухлетнему мальчику. По всей видимости, за века мощи неоднократно подменяли из-за плохой сохранности.
История Симона Трентского — святого или не очень — стала поворотным моментом в истории христианско-иудейских отношений. Его канонизация на века закрепила в массовом сознании миф о "кровавом навете", а отмена культа пять столетий спустя символизировала начало нового диалога между религиями.
Сегодня в церкви Святых Петра и Павла в Тренто, где когда-то хранились мощи "маленького мученика", размещена экспозиция, рассказывающая о трагических последствиях религиозных предрассудков и о том, как важно не допускать их возрождения в современном мире.