Издательство "Азбука" намерено в ближайшее время выпустить в серии "Фантастика и фэнтези. Большие книги" авторский сборник писателя Геннадия Мартовича Прашкевича "Костры миров", в который войдут девять его повестей и роман.
Я неоднократно встречался с Геннадием Мартовичем Прашкевичем, отзывался на его книги, писал к ним предисловия, в разных изданиях опубликовано несколько моих интервью с писателем. Вместе с Александром Етоевым, составителем этого омнибуса, мы даже написали про Мартовича книжку с длинным названием "Книга о Прашкевиче, или От Изысканного жирафа до Белого мамонта".
Я выкладывал на Дзене наши беседы с Геннадием Прашкевичем, шуточный отчёт о проделанной совместно работе "Однажды мы с Прашкевичем..." и другие материалы (см. ссылки под этой записью).
В намеченный к изданию авторский сборник Геннадия Прашкевича "Костры миров" войдёт его роман "Царь-Ужас", о котором я в своё время тоже писал. Приведу несколько абзацев из написанного:
"Любимым литературным произведением знаменитого французского художника и скульптора Амедео Модильяни была книга «Песни Мальдорора», написанная безумным Лотреамоном, а любимой (и отвечающей ему взаимностью) женщиной – гениальная Анна Ахматова (Модильяни называл её «Египтянкой»), обладавшая в молодые годы интригующей, необычно-притягательной, экзотической красотой. В тексте романа об этом нигде прямо не говорится. Зато татуировка из нескольких стремительных линий, изображающая обнажённую женщину нечеловеческой красоты, возможно, египтянку, на спине бывшего марсового Семёна Юшина, единственного человека из экипажа броненосца «Бородино», оставшегося в живых после Цусимского сражения, упоминается неоднократно…
Сюжет романа прихотлив и непредсказуем. Куда только не забрасывает главного героя автор и судьба… Действие переносится из японской деревеньки Иноса в богемные кварталы Парижа 1911-го года, короткие стихийные дискуссии делегатов на ХVI съезде ВКП(б) переходят в неспешно-откровенные беседы политзаключенных на Соловках, вонь твиндека парохода «Пижма», набитого врагами народа, сменяется уютом передвижной Красной яранги. Погибающие от сенсорного голода потомки землян, в буквальном смысле спасая шкуру Юшина, предназначенную для изготовления абажура в подарок рейхсмаршалу Герману Герингу (уж больно хороша женщина, «сладко очёркнутая на широкой спине Семёна несколькими летящими линиями»), перемещают его из концлагеря второй мировой в мрачное постапокалиптическое будущее. В то самое будущее, которое наступило после предсказанного Нострадамусом пришествия «Царя-Ужаса», в будущее, в котором странные и страшные испытания, выпавшие на долю бывшего марсового Семёна Юшина, а ныне «экспоната Х», носителя и объекта искусства, продолжаются…
Трудно определить жанр этого произведения. Автор соединил в нём, казалось бы, несоединимое. Пародоксальный, жёсткий, вызывающий роман о сущности искусства и антиутопия одновременно, авантюрно-любовный роман и политический памфлет в одном флаконе. Тем не менее, вещь не выглядит эклектичной. Интересен язык Прашкевича. Многократное, почти навязчивое повторение какой-то интуитивно найденной автором ключевой фразы или слова задает повествованию некий колдовской, шаманский ритм. В результате оцепеневший читатель погружается в «жестокую реальность» романа с головой. Сей гипнотический эффект объясним, ведь новосибирец Геннадий Прашкевич не только замечательный прозаик, он ещё и настоящий поэт, а значит – шаман, да и с колдунами этот человек, объехавший полсвета, наверняка имел дело".
Писал я когда-то и о повести Прашкевича "Золотой миллиард", которая тоже включена в сборник...
"Ресурсы нашей планеты истощаются. Земля уже сейчас, при населении 6,5 млрд. человек, не в состоянии полноценно обеспечить его существование, а в мрачно-апокалиптическом будущем этой повести природные ресурсы вычерпаны до дна. Человечество состоит из «золотого миллиарда», блаженствующего в исполинском Экополисе, и семи миллиардов «остальных», жалкое существование которых на так называемых Территориях поддерживают Языки питательной биомассы. Неконтролируемая рождаемость «остальных» в условиях повсеместного загрязнения окружающей среды ведёт к их вырождению, эпидемии и наследственные болезни выкашивают целые регионы. Одновременно с этим генетически реконструируемый «золотой миллиард» безнадёжно стагнирует.
Антиутопия «Золотой миллиард» появилась на свет в результате бесед автора с известным генетиком, академиком Виталием Кордюмом, который предрекал полное устранение человека из ноосферной системы грядущего. Писатель лишь художественно разворачивает выданную учёным безрадостную оценку перспектив, ожидающих землян. К сожалению, пессимистические прогнозы имеют все шансы превратиться в печальную действительность, если в самое ближайшее время не будет создана новая цивилизационная парадигма, которая спасёт мир от глобального кризиса".
Предварительное содержание антологии "Костры миров" (2025):
Костры миров
Геннадий Прашкевич. Костры миров (повесть), стр. 7
Геннадий Прашкевич. Кот на дереве (повесть), стр. 68
Геннадий Прашкевич. Демон Сократа (повесть), стр. 95
Геннадий Прашкевич. Агент Алёхин (повесть), стр. 198
Великий Краббен
Геннадий Прашкевич. Территория греха (Каникулы 1971 года) (повесть), стр. 275
Геннадий Прашкевич. Великий Краббен (повесть), стр. 324
Геннадий Прашкевич. Малый из яйца (рассказ), стр. 372
Геннадий Прашкевич. Вся правда о последнем капустнике (рассказ), стр. 390
Шкатулка рыцаря
Геннадий Прашкевич. Шкатулка рыцаря (повесть), стр. 411
Геннадий Прашкевич. ЗК-5 (Год Тургенева) (повесть), стр. 517
Геннадий Прашкевич. Перстень на три желания (рассказ), стр. 580
Геннадий Прашкевич. Перепрыгнуть пропасть (рассказ), стр. 589
Геннадий Прашкевич. Царь-Ужас (роман), стр. 607
Геннадий Прашкевич. Золотой миллиард (повесть), стр. 757
Читатель, открывший сборник "Костры миров" получит замечательную возможность насладиться магией слова, отточенностью стиля и профессиональным мастерством Геннадия Прашкевича.
P. S.
Недавно я писал здесь о большом авторском сборнике Ольги Ларионовой, намеченном к выпуску в серии "Фантастика и фэнтези. Большие книги" (см. мою запись "Фантастический омнибус Ольги Ларионовой в "Азбуке"). Так вот, с сегодняшнего дня - книга в продаже. И скажу по секрету, это - не последняя "большая книга" Ларионовой в "Азбуке".
Ещё о писателе Геннадии Прашкевиче в моём Дзене:
Однажды мы с Прашкевичем... (1)
Однажды мы с Прашкевичем... (2)
Однажды мы с Прашкевичем... (3)
Однажды мы с Прашкевичем... (4)
Моё предисловие к "Кормчей книге" Геннадия Прашкевича
Геннадий Прашкевич (беседа с В. Ларионовым): «Мир, в котором я всё еще дома»
Геннадий Прашкевич (беседа с В. Ларионовым): "Нет плохих новостей из Сиккима..."
Геннадий Прашкевич. Золотой миллиард
Главка про нас из книги Геннадия Прашкевича "Нет плохих вестей из Сиккима"