Вскоре успехи познанья своё освещение
Дали всей жизни людей: началось Просвещение.
Людям хотелось науку к себе применить,
Общество к лучшему силой её изменить.
К «знанья отваге» когда-то Гораций призвал,
Каждый почти тогда этот призыв повторял;
Кант его в юности сделал девизом своим,
Хоть не за это среди кантианцев любим.
Не обходилось, конечно, при том без потерь.
Бил без пощады по прежним устоям Вольтер,
Всякую собственность кражей Руссо называл,
Новый людей договор учредить призывал,
Хоть и считал, что отчасти противники правы:
Портят прогресс и наука житейские нравы.
Все эти мысли в делах применялись реальных,
И расцвели в революциях либеральных,
А в философии – в новых системах ментальных.
Храбро и прочно готовила атеистов
Мощная школа Французских материалистов.
В ней Ламетри, и Гельвеций, и Гольбах могли
Всем доказать, что всё сложено из земли.
Сам человек, по их мненью, природы вершина
Лишь потому, что сложнее других как машина;
Рок нас по жизни ведёт и господствует фата,
В газовом шаре Вселенной сложившись когда-то,
И до рождения задана траектория,
Чертим ногами на шаре земном мы которую!
Эта Французская бодрая философия,
В век Просвещения самая мыслью высокая,
Франции славе в ту пору весьма помогла,
Нацию дружно подняв на большие дела:
Силы достигла на этом страна и расцвета!
Нам бы неплохо учесть и обдумать всё это,
И для себя поискать в общей мысли опору,
Нам по душе и ко времени нашему впору!
Но и тогда это было не всем по душе.
В веке самом Просвещенья, в начале уже,
Явным ответом на грубый материализм,
Поднял свой стяг субъективный идеализм.
Взялся за дело британский священник Джордж Беркли;
Ясные речи его до сих пор не померкли!
Истый ирландец – необычайно упорный, –
Смелый в решениях, в поисках плодотворный,
Первый создал он систему на этой стезе,
Принцип один проводя неуклонно везде,
И не смущаясь быть многими не понимаемым:
«Существовать это значит быть воспринимаемым».
Если бы сам этот принцип не был явный бзик,
Беркли действительно был бы в науке велик!
Много воспринял от Беркли идей Дэвид Юм –
Тут уж типичный шотландский, скептический ум.
Локка он тоже ценил, но и трезвенный Локк
Без привлечения бога ему объяснить бы не смог,
Как проникает наш разум в природу вещей;
Юм же весьма не любил сверхъестественных щей.
Если, по Локку и Беркли, одни только чувства
Знанье дают, то какое найти нам искусство,
Чтоб убедиться, что чувства нас учат не ложно?..
Чувствами чувства проверить никак не возможно!
И заключил Юм, что знать мы на деле не можем,
То же мы видим, что есть сам предмет, иль не то же.
Собственно, тот же тут локковский эмпиризм,
Только в основе теперь субъективный идеализм;
И хоть немалый проделал в науке он труд,
Юма агностиком в будущем назовут.
____
Сильно на Канта немецкого Юм повлиял.
Иммануил говорил, что до Юма он спал
Сном догматическим, следуя Вольфу и Лейбницу.
Но окунулся он в Юма, как будто в целебницу,
И вдруг увидел он, призванный к новой судьбе,
Что под вещами-для-нас дышат вещи-в-себе.
Вещи-для-нас, иль феномены – мира поверхность,
Чувствами их познаём, претендуя на верность.
Вещи-в-себе не увидим, конечно же, сразу мы,
Это ноумен, по-гречески – знаемый разумом.
Только по Канту мы знать его вовсе не можем,
И понапрасну ноумен умом своим гложем;
Разум де «чистый» слова комбинирует только,
Не приближаясь к реальности этим нисколько.
Те де попытки вскрывают в уме антиномии –
Противоречия умственной анатомии,
Вроде того, что свобода и есть, и совсем её нет.
Из антиномий не сделаешь сытный обед!
Значит, опять «знаем только свои ощущения»...
Это уже вырождение Просвещения.
Тут же «религию в разума только пределах»
Кант для спасенья морали гвоздями приделал;
Ну а фактически вновь открываются двери
Пошлому быта рассудку и нерассуждающей вере.
Продолжение следует.
Этот рифмованный систематический курс публикуется на Дзен повторно с некоторыми доработками. Все его части в текущей редакции можно найти на канале автора.
Кому интересно категориальное мышление, ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь. Щедрые – шлите донаты (ссылка «Поддержать»).