Найти в Дзене

Методы жизненного цикла мобильного приложения на Android и iOS

Оглавление

Методы жизненного цикла мобильного приложения — это этапы, через которые проходит приложение с того момента, как оно запускается на устройстве, до момента его завершения или удаления из памяти. Понимание этих методов критически важно для разработки эффективных и стабильных приложений, поскольку они позволяют разработчикам управлять состоянием приложения и обеспечивать корректное поведение в разных ситуациях, таких как смена ориентации экрана, переключение между приложениями или критические системные события.

Жизненный цикл мобильного приложения отличается в зависимости от платформы (например, Android и iOS), но общие принципы остаются схожими. Рассмотрим жизненный цикл на примере двух наиболее популярных платформ — Android и iOS.

Android: Жизненный цикл активности приложения

В Android приложение состоит из "активностей" (Activities), которые представляют собой отдельные экраны или окна. Жизненный цикл активности проходит через несколько ключевых методов, которые вызываются системой:

1. onCreate()

  • Этот метод вызывается, когда активность впервые создается. Здесь происходит инициализация компонентов интерфейса, настройка логики и загрузка необходимых данных.
  • Рекомендация: в этом методе можно настроить интерфейс пользователя, подключить обработчики событий и провести инициализацию переменных.

2. onStart()

  • Активность становится видимой пользователю, но еще не активна для взаимодействия.
  • Рекомендация: можно начать анимации или другие действия, которые требуют отображения экрана.

3. onResume()

  • Активность становится активной и готовой к взаимодействию. Например, она реагирует на нажатия кнопок или жесты пользователя.
  • Рекомендация: можно восстанавливать временные данные или запрашивать обновленную информацию.

4. onPause()

  • Активность теряет фокус, но остается видимой (например, когда открыто другое приложение в режиме многозадачности). Не рекомендуется в этом методе выполнять тяжелые операции, так как это может замедлить процесс переключения.
  • Рекомендация: можно сохранить состояние активности или приостановить анимации и видео.

5. onStop()

  • Активность больше не видима. Этот метод вызывается, когда приложение уходит в фон (например, пользователь открывает другое приложение).
  • Рекомендация: можно освободить ресурсы, такие как сетевые соединения или доступ к камере.

6. onDestroy()

  • Активность уничтожается и удаляется из памяти. Это завершающий этап жизненного цикла активности.
  • Рекомендация: здесь можно полностью очистить ресурсы, которые не были освобождены ранее.

7. onRestart()

  • Этот метод вызывается перед тем, как активность снова станет видимой после вызова onStop(). Обычно используется для повторной инициализации компонентов.

iOS: Жизненный цикл ViewController

В iOS управлением экранами занимается объект UIViewController, и жизненный цикл контроллера представляется следующими методами:

1. viewDidLoad()

  • Этот метод вызывается один раз, когда вью загружается в память. Здесь инициализируются все элементы интерфейса и происходит настройка начального состояния.
  • Рекомендация: можно создавать и настраивать интерфейсные элементы, загружать данные из сети.

2. viewWillAppear()

  • Этот метод вызывается перед тем, как экран станет видимым пользователю.
  • Рекомендация: можно обновить интерфейс, восстановить состояние или подгрузить новые данные.

3. viewDidAppear()

  • Вызывается сразу после того, как экран стал видимым и пользователь может взаимодействовать с ним.
  • Рекомендация: можно запустить анимации или начать воспроизведение видео.

4. viewWillDisappear()

  • Вызывается перед тем, как экран перестанет быть видимым (например, при переходе на другой экран).
  • Рекомендация: можно сохранить данные или остановить действия, которые будут неактуальны после закрытия экрана.

5. viewDidDisappear()

  • Вызывается после того, как экран больше не виден.
  • Рекомендация: можно освободить ресурсы, отключить таймеры или приостановить сетевые запросы.

Управление памятью и сохранение состояния

Одной из ключевых задач в мобильной разработке является эффективное управление памятью, так как устройства ограничены в ресурсах. Система может уничтожить фоновые приложения, чтобы освободить память для активных процессов. Поэтому важно сохранять состояние приложения и восстанавливать его при необходимости.

Android:

  • onSaveInstanceState(): Этот метод вызывается перед тем, как активность будет уничтожена (например, при повороте экрана). Здесь можно сохранить критические данные, такие как текст, введенный в поля ввода, или состояние пользовательских элементов интерфейса.
  • onRestoreInstanceState(): Вызывается для восстановления состояния активности, когда она пересоздается.

iOS:

  • applicationDidEnterBackground(): Система вызывает этот метод, когда приложение уходит в фоновый режим. В этот момент важно сохранить состояние приложения.
  • applicationWillTerminate(): Этот метод вызывается перед завершением работы приложения. Его можно использовать для сохранения данных на диск.

Управление фоновыми процессами

Современные мобильные платформы позволяют приложениям работать в фоновом режиме для выполнения задач, таких как обновление данных или воспроизведение музыки.

Android:

  • Services: Сервисы позволяют выполнять долгосрочные задачи в фоне, такие как загрузка данных или воспроизведение музыки.
  • WorkManager: Это API для выполнения задач, которые должны продолжаться даже после закрытия приложения.

iOS:

  • Background Fetch: Позволяет приложению периодически обновлять данные в фоновом режиме.
  • Background Tasks: Это API для выполнения долгосрочных задач, таких как загрузка контента или синхронизация данных.

Обработка исключительных ситуаций

Кроме стандартного жизненного цикла, мобильные приложения сталкиваются с ситуациями, когда они могут быть внезапно завершены или перемещены в фон по причине нехватки памяти или ресурсов. Важно уметь правильно реагировать на такие события:

  • В Android это может быть обработка методов onLowMemory() и onTrimMemory().
  • В iOS можно использовать методы делегата приложения, такие как applicationDidReceiveMemoryWarning().

Заключение

Правильное понимание и использование методов жизненного цикла приложения критически важно для создания стабильных и эффективных мобильных приложений. Это помогает разработчикам контролировать поведение приложения при изменении состояния устройства или при взаимодействии с другими приложениями, а также управлять памятью и ресурсами.

Если Вам интересно, что еще можно найти на канале QA Helper, прочитайте статью: Вместо оглавления. Что вы найдете на канале QA Helper - справочник тестировщика?

Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить полезную информацию: QA Helper - справочник тестировщика

Пишите в комментариях какой пункт было бы интересно рассмотреть более подробно.

Обязательно прочитайте: Что должен знать и уметь тестировщик

Также будет интересно почитать: Вопросы которые задают на собеседовании тестировщикам