Методы жизненного цикла мобильного приложения — это этапы, через которые проходит приложение с того момента, как оно запускается на устройстве, до момента его завершения или удаления из памяти. Понимание этих методов критически важно для разработки эффективных и стабильных приложений, поскольку они позволяют разработчикам управлять состоянием приложения и обеспечивать корректное поведение в разных ситуациях, таких как смена ориентации экрана, переключение между приложениями или критические системные события.
Жизненный цикл мобильного приложения отличается в зависимости от платформы (например, Android и iOS), но общие принципы остаются схожими. Рассмотрим жизненный цикл на примере двух наиболее популярных платформ — Android и iOS.
Android: Жизненный цикл активности приложения
В Android приложение состоит из "активностей" (Activities), которые представляют собой отдельные экраны или окна. Жизненный цикл активности проходит через несколько ключевых методов, которые вызываются системой:
1. onCreate()
- Этот метод вызывается, когда активность впервые создается. Здесь происходит инициализация компонентов интерфейса, настройка логики и загрузка необходимых данных.
- Рекомендация: в этом методе можно настроить интерфейс пользователя, подключить обработчики событий и провести инициализацию переменных.
2. onStart()
- Активность становится видимой пользователю, но еще не активна для взаимодействия.
- Рекомендация: можно начать анимации или другие действия, которые требуют отображения экрана.
3. onResume()
- Активность становится активной и готовой к взаимодействию. Например, она реагирует на нажатия кнопок или жесты пользователя.
- Рекомендация: можно восстанавливать временные данные или запрашивать обновленную информацию.
4. onPause()
- Активность теряет фокус, но остается видимой (например, когда открыто другое приложение в режиме многозадачности). Не рекомендуется в этом методе выполнять тяжелые операции, так как это может замедлить процесс переключения.
- Рекомендация: можно сохранить состояние активности или приостановить анимации и видео.
5. onStop()
- Активность больше не видима. Этот метод вызывается, когда приложение уходит в фон (например, пользователь открывает другое приложение).
- Рекомендация: можно освободить ресурсы, такие как сетевые соединения или доступ к камере.
6. onDestroy()
- Активность уничтожается и удаляется из памяти. Это завершающий этап жизненного цикла активности.
- Рекомендация: здесь можно полностью очистить ресурсы, которые не были освобождены ранее.
7. onRestart()
- Этот метод вызывается перед тем, как активность снова станет видимой после вызова onStop(). Обычно используется для повторной инициализации компонентов.
iOS: Жизненный цикл ViewController
В iOS управлением экранами занимается объект UIViewController, и жизненный цикл контроллера представляется следующими методами:
1. viewDidLoad()
- Этот метод вызывается один раз, когда вью загружается в память. Здесь инициализируются все элементы интерфейса и происходит настройка начального состояния.
- Рекомендация: можно создавать и настраивать интерфейсные элементы, загружать данные из сети.
2. viewWillAppear()
- Этот метод вызывается перед тем, как экран станет видимым пользователю.
- Рекомендация: можно обновить интерфейс, восстановить состояние или подгрузить новые данные.
3. viewDidAppear()
- Вызывается сразу после того, как экран стал видимым и пользователь может взаимодействовать с ним.
- Рекомендация: можно запустить анимации или начать воспроизведение видео.
4. viewWillDisappear()
- Вызывается перед тем, как экран перестанет быть видимым (например, при переходе на другой экран).
- Рекомендация: можно сохранить данные или остановить действия, которые будут неактуальны после закрытия экрана.
5. viewDidDisappear()
- Вызывается после того, как экран больше не виден.
- Рекомендация: можно освободить ресурсы, отключить таймеры или приостановить сетевые запросы.
Управление памятью и сохранение состояния
Одной из ключевых задач в мобильной разработке является эффективное управление памятью, так как устройства ограничены в ресурсах. Система может уничтожить фоновые приложения, чтобы освободить память для активных процессов. Поэтому важно сохранять состояние приложения и восстанавливать его при необходимости.
Android:
- onSaveInstanceState(): Этот метод вызывается перед тем, как активность будет уничтожена (например, при повороте экрана). Здесь можно сохранить критические данные, такие как текст, введенный в поля ввода, или состояние пользовательских элементов интерфейса.
- onRestoreInstanceState(): Вызывается для восстановления состояния активности, когда она пересоздается.
iOS:
- applicationDidEnterBackground(): Система вызывает этот метод, когда приложение уходит в фоновый режим. В этот момент важно сохранить состояние приложения.
- applicationWillTerminate(): Этот метод вызывается перед завершением работы приложения. Его можно использовать для сохранения данных на диск.
Управление фоновыми процессами
Современные мобильные платформы позволяют приложениям работать в фоновом режиме для выполнения задач, таких как обновление данных или воспроизведение музыки.
Android:
- Services: Сервисы позволяют выполнять долгосрочные задачи в фоне, такие как загрузка данных или воспроизведение музыки.
- WorkManager: Это API для выполнения задач, которые должны продолжаться даже после закрытия приложения.
iOS:
- Background Fetch: Позволяет приложению периодически обновлять данные в фоновом режиме.
- Background Tasks: Это API для выполнения долгосрочных задач, таких как загрузка контента или синхронизация данных.
Обработка исключительных ситуаций
Кроме стандартного жизненного цикла, мобильные приложения сталкиваются с ситуациями, когда они могут быть внезапно завершены или перемещены в фон по причине нехватки памяти или ресурсов. Важно уметь правильно реагировать на такие события:
- В Android это может быть обработка методов onLowMemory() и onTrimMemory().
- В iOS можно использовать методы делегата приложения, такие как applicationDidReceiveMemoryWarning().
Заключение
Правильное понимание и использование методов жизненного цикла приложения критически важно для создания стабильных и эффективных мобильных приложений. Это помогает разработчикам контролировать поведение приложения при изменении состояния устройства или при взаимодействии с другими приложениями, а также управлять памятью и ресурсами.
Если Вам интересно, что еще можно найти на канале QA Helper, прочитайте статью: Вместо оглавления. Что вы найдете на канале QA Helper - справочник тестировщика?
Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить полезную информацию: QA Helper - справочник тестировщика
Пишите в комментариях какой пункт было бы интересно рассмотреть более подробно.
Обязательно прочитайте: Что должен знать и уметь тестировщик
Также будет интересно почитать: Вопросы которые задают на собеседовании тестировщикам